Новейшее освещение
исторического смысла Американской революции в трудах буржуазных историков
может показаться полной неожиданностью для тех, кто знаком с прежними ее
оценками: ведь совсем недавно «героями» среди буржуазных авторов были люди, не
возвеличивавшие, а, наоборот, всячески принижавшие и замалчивавшие значение
революции, объявлявшие ее историческим нонсенсом, «пустоцветом», трагическим
недоразумением. Однако дух юбилея, новые моменты идеологической борьбы двух
систем потребовали от буржуазных авторов переоценки концептуальных позиций.
Словно в подтверждение глубоко пессимистической (и вместе с тем циничной) формулы
патриарха американских историков Ч. Бирда, провозгласившего: «История! —да это
кот, которого тянут за хвост туда, куда он меньше всего хочет идти сам», буржуазные
исследователи круто повернули, изменив свое видение и понимание революции.
На протяжении трех десятилетий
после окончания второй мировой войны драматические, подчас кровавые события
революционной эпохи провозглашались нетипичными для американского опыта.
Подобная интерпретация наиболее четко проявилась в теории «американской
исключительности» школы «согласия» (или «консенсуса», как стали говорить в
США, используя латинский аналог этого слова), безусловно самой консервативной
на сегодняшний день в буржуазной исторической науке Соединенных Штатов. |