Подобный ретроспективный взгляд на прошлое, диалектически
сочетающий историзм и классовый подход, присущ марксистской исторической науке.
Высоко оценивая, как было показано, буржуазно-демократические преобразования
гралчдаиской войны и Реконструкции, историки-марксисты в то же время не могут абстрагироваться
от того факта, что в будущем в США оказался возможным пересмотр итогов
революции и что негры, как подчеркивал Г. Аптекер, подвергались
«сверхэксплуатации и особым формам угнетения» и после гралчдаиской войны, в
рамках «чисто» буржуазного общества 148. Причина этого заключается в
том, что гражданская война и Реконструкция, будучи бурлчуазно-демократической
революцией, смогли покончить только с формальным неравенством, но были не в
состоянии устранить фактическое неравенство, которое и создавало в будущем
почву для расизма и расового угнетения. Декларации 1863 г., как отмечал Генеральный
секретарь Компартии США Г. Холл, было не под силу уничтожить расовое угнетение,
которое принадлежит к неискоренимым консервативным традициям американского
капитализма 149. Конечно, нет оснований оспаривать положения Г.
Белза, представителя бурл^уазио-объекти-вистского направления, о том, что
уничтолчение рабства и предоставление неграм избирательных прав было глубоко
прогрессивной мерой 150, но ограничиться только этой сентенцией,
как это делает Белз, значило бы с марксистской точки зрения отказаться от
раскрытия корней лшвучести расизма в США, которые отражают классовую ограниченность
второй Американской революции.
Объяснение незавершенности демократических начинаний
революции заключено как в ее классовой ограниченности, так и в конкретной
расстановке классовых сил эпохи гралчдаиской войны и Реконструкции. Их анализ
представляет самое слабое место буржуазных концепций. Зато он выступает в
качестве отличительной черты историко-материалистической интерпретации. |