Между тем
можно ли сказать, что орден Храма и другие военно-монашеские ордены были
творением исключительно западного христианства? В свое время историки ссылались
на возможное влияние мусульманских рибатов. После нескольких лет
забвения эта гипотеза снова на слуху; но теперь она подкреплена новыми
аргументами23.
Рибат
представлял собой укрепленный военно-религиозный центр, расположенный на
границе мусульманского мира. Служба в нем — временная и добровольная — была
своего рода аскезой и расценивалась как один из аспектов джихада, священной
войны ислама. В Испании было немало рибатов.
Спор разделил
историков на два лагеря. Одни полагают, что «свою структуру орден Храма и
другие военные ордены унаследовали от христианских монастырей и монашеских
орденов, особенно Сите»24, и уверены, что прямых доказательств
влияния рибата не существует. Другие, под воздействием работ антропологов,
интересуются феноменами аккультурации между различными культурными группами и
думают, что подражание и заимствование являются скорее правилом, чем
исключением. В двух словах, этноисторик считает, что если похожие черты,
связанные между собой сходным образом, обнаруживаются с обеих сторон границы,
то это уже достаточное доказательство влияния.
Переход от
понятия справедливой войны, когда убийство остается грехом, к понятию
священной войны, когда убийство неверного становится легитимным, не был легким
в христианском мире. «До второй половины XI в. война хотя и была „окрещена",
но никогда не освящалась»25. Споры, вызванные этим освящением,
наводят на мысль о том, что это понятие было заимствовано. И хотя оно успешно
дополнило христианские понятия паломничества и справедливой войны, оно так никогда
и не было полностью усвоено традиционной христианской мыслью.
Имело ли
место заимствование основных черт, присущих рибату, во время формирования
военных орденов и особенно в момент появления ордена Храма в Испании? Важное
звено, которому до настоящего времени не уделялось должного внимания, —
создание братства в Белхите в 1122 г. Альфонс I Арагонский
поручил этому братству охранять границу и биться с неверными. В нем была
возможна временная служба, как в рибате, и к тому же общим для обеих организаций
является представление о заслугах, пропорциональных продолжительности службы.
Но это понимание временной службы чуждо христианскому монашеству; поэтому оно
должно быть заимствованным.
У тамплиеров
рыцари, которые поступали в орден на определенное время (fratres ad terminum), не считались
членами ордена. «Братьями» были лишь те, кто принесли обет, связав себя на всю
жизнь. Таким образом, в адаптации идей рибата к христианской идее монашеского
призвания есть два «структурных» этапа. В Белхите мы наблюдаем модель рибата
почти в чистом виде — с преобладанием временной службы. Орден Храма
представляет более продвинутый этап, на котором идеи, почерпнутые у рибата,
были изменены, чтобы стать совместимыми с традиционным монашеством. Находясь на
полпути между религиозным и мирским статусом, белхитское братство в ту эпоху не
могло просуществовать достаточно долго. Оно исчезло, как только эволюция
подошла к своей вершине — ордену Храма. После его появления все прочие военные
ордены, как в Испании, так и на Святой земле, стали создаваться по его образцу. |