Блокчейн логистика: Как Блокчейн Помогает в Логистике: 7 рабочих кейсов

Содержание

Как Блокчейн Помогает в Логистике: 7 рабочих кейсов

Как будет с блокчейном. Что касается проблемы с контрафактной продукцией, то технологии блокчейна позволяют отслеживать происхождение товаров от прилавка в магазине до конкретного изготовителя: завода, фермы, предприятия, человека. И эти данные обладают большой степенью истинности, поскольку каждая партия товара (или каждый отдельный товар, если это что-то крупное и/или дорогое) оснащается RFID-меткой, которая постоянно отслеживает местоположение товара и взаимодействия между участниками цепочки поставок.

Помимо этого, RFID-датчики также могут измерять скорость, температуру, влажность и другие эмпирические показатели. Таким образом можно обнаружить нарушение условий транспортировки и выявить порчу продуктов питания, а также отследить процесс или участника, который за это ответственен. Кроме того, если какой-то продукт заражен, например, бактерией E.coli, то система на базе блокчейна может за считанные секунды выявить источник заражения и отследить все зараженные партии товара.

Кто реализовал (кейсы):

  1. Everledger использует блокчейн для алмазной промышленности. Реестр хранит данные о происхождении драгоценного камня, цвете, прозрачности, огранке, весе в каратах, номере сертификата и другие сведения.
  2. Provenance. Проект по типу «Software as a Service», который собирает и проверяет истории происхождения товаров. Его используют Martine Jarlgaard, The Grass Roots Farmers Cooperative, ассоциация Organic, Pole and Line, Co-op и многие другие организации и производители товаров по всему миру.
  3. MediLedger использует блокчейн для управления цепочками поставок медицинских препаратов по стандартам EPCIS. К 2023 году на этот стандарт обязаны перейти все американские фармацевтические компании.
  4. SkyCell разработала грузовые контейнеры для перевозки медицинских грузов, требующих строгого соблюдения температурных режимов. Внутри контейнера IoT-датчики, подключенные к блокчейну в облаке.

3: Улучшение фрахта и доставки

Как есть. В типичном сценарии доставки участвуют около 30 сторон: грузоотправители и грузополучатели, 3PL, перевозчики, государственные службы, банки, страховщики и прочие. При этом во время доставки лишь одной партии товара они обмениваются более 200 бумажными сообщениями: POD (подтверждение доставки), счета-фактуры, BOL (коносаменты). Стоимость обслуживания этой бумажной работы составляет 300 долларов или 10-15% от стоимости транспортировки.

Как будет с блокчейном. По оценкам IBM, внедрение блокчейна может сэкономить логистической отрасли 38 миллиардов долларов в год. Это станет возможным благодаря смарт-контрактам, которые автоматизируют большую часть документооборота и бизнес-процессов. Помимо этого, распределительный реестр уменьшит количество ошибок, сократит сроки доставки и позволит обнаруживать мошенничество.

Кто реализовал (кейсы):

  1. Maersk совместно с IBM запустили логистическую систему TradeLens на базе блокчейна Hyperledger Fabric (создан Linux Foundation) для отслеживания судоходных грузовых перевозок и обмена таможенной и финансовой информацией между участниками цепочек поставок. На середину 2019 года на долю TradeLens приходилось около 30% мирового рынка судоходных грузоперевозок.
  2. GSBN. Прямой конкурент Maersk с сопоставимой долей на рынке. В проекте участвуют Evergreen Marine, COSCO, CMA CGM, Yang Ming и OOCL. Технический партнер — CargoSmart.
  3. VeChain. Сингапурская BaaS-платформа для управления логистикой и цепочками поставок. Ее используют BMW, Renault, DNV-GL, H&M Group и другие бренды

4: Выставление счетов и оплата

Как есть. Как мы отмечали выше, отправка груза из одной страны в другую создает цепочку поставок, в которой участвуют около 30 организаций, взаимодействующих между собой более 200 раз. Значительная часть этих взаимодействий — выставление счетов и их оплата. При традиционном подходе эти финансовые операции сложены, требуют много времени и бюрократических усилий, что создает условия для манипуляций, мошенничества и генерирует массу ошибок.

Как будет с блокчейном. Технология позволяет автоматизировать процесс выставления счетов и их оплату, привязав эти расчеты к совершению определенного действия, к примеру, внесения записи о завершении отгрузки товара или прохождения судна, контейнера и/или груза через границу страны или порта.

За отслеживание действия отвечают IoT-датчики, за автоматизацию процессов — смарт-контракты.

Таким образом, блокчейн-решение:

  • позволит обеспечить точность и соблюдение сроков проведения финансовых расчетов;
  • уменьшит потребность в бумажном обороте и посредниках, которые нужны для гарантий честности и соблюдения сделок, что сильно сократит издержки;
  • поможет предупреждать мошенничество или оперативно его выявлять;
  • сократит генерацию ошибок (например, неправильное название компании или номер счета) до очень низкого уровня;
  • ускорит все процессы.
Финансовые расчеты между участниками логистических процессов можно проводить в фиатных и/или криптовалютных деньгах. Последний вариант более эффективен, так как он позволяет сократить издержки при трансвалютных и международных расчетах.

Кто реализовал (кейсы):

  1. Tallysticks создала блокчейн-платформу, которая может обрабатывать счета и платежи для логистических и других предприятий в режиме реального времени, что потенциально позволяет ей стать базовой платформой для индустрии факторинга счетов с оборотом более 1 триллиона долларов.
  2. Blockshipping создает глобальную контейнерную платформу для управления операционными платежами между участниками цепочек поставок, а также отслеживания контейнеров в режиме реального времени.
  3. trade (совместный проект HSBC, Deutsche Bank, Nordea, KBC, Natixis, Rabobank, UniCredit, Santander и Societe Generale) наладила партнерские отношения с TradeLens и TradeShift для цифровизации документооборота судоходных грузоперевозок и предложения комплексных услуг для участников глобальных торговых процессов.
  4. Visa также увидела в блокчейне большой потенциал и запустила свой платежный сервис B2B Connect. С помощью этого решения банки и другие организации смогут осуществлять цифровую идентификацию контрагентов и финансовые операции в течение секунд, а не 2−5 дней.

5: Запуск фрахтового рынка

Как есть. В текущем состоянии фрахтовый рынок неэффективен и непонятен. Здесь нет четких стандартов и правил, которые бы урегулировали вопросы ответственности сторон за соблюдение сделок и явное или неявное мошенничество. Кроме того, этот рынок непрозрачен, что довольно часто приводит к непрогнозируемым изменениям стоимости фрахта, несмотря на отсутствие существенных изменений в спросе и предложении, как, к примеру, в начале 2019 года, когда рынок впал в шоковое состояние из-за стремительного падения ставок балкерного тоннажа.

Как будет с блокчейном. Технология блокчейна и смарт-контракты могут быть использованы для создания справедливой торговой площадки, где компании смогут нанять грузоперевозчиков в кратчайшие сроки на понятных и прозрачных условиях. При этом, поскольку все условия контрактов будут заранее прописаны в смарт-контрактах, возрастет уровень ответственности компаний, так так она будет наступать сразу же в автоматическом порядке, а не после долгих переговоров и/или решения арбитражного суда.

Кто реализовал (кейсы):

  • ShipChain работает над улучшением логистики с помощью технологий блокчейна. Система использует смарт-контракты с открытым исходным кодом, которые легко интегрируются практически во все существующие логистические решения на основе блокчейна. Эти контракты созданы для сопровождения логистических операций и направлены на создание децентрализованного фрахтового рынка, а также отслеживание ошибок и предотвращение краж. ShipChain входит в альянс BiTA (Blockchain in Transport Alliance), через который приходит более 80% всех мировых перевозок.

6: Улучшение прозрачности

Как есть.
Большой проблемой цепочек поставок является низкий уровень достоверности проверяемой информации, что является прямым следствием отсутствия прозрачности в отрасли. К примеру, из-за отсутствия прозрачности в формировании стоимости перевозки (закупки, транспортировки, хранения) многие компании переплачивают за доставку своего товара к потребителю, а из-за отсутствия возможности у грузоотправителя контролировать процесс доставки, на рынке процветают «серые» схемы, контрабанда и контрафакт.

Как будет с блокчейном. Поскольку все данные хранятся в блокчейне, каждый участник цепочки поставок может в любое время проверить информацию по каждому судну, контейнеру и/или грузу, что уменьшает вероятность расхождения в документации разных сторон.

Что даст повышение прозрачности в логистике:

  • позволит сторонам видеть свидетельства прошлых результатов контрагента, включая задержки с доставкой, оплатой и тому подобное;
  • уменьшит вероятность расхождения в документации, например, когда перевозчик и грузополучатель неправильно трактуют время доставки;
  • даст возможность контролировать процесс доставки на микроуровне, что снизит уровень мошенничества, неточностей и будет противодействовать контрабанде и «серым» схемам.

Кто реализовал (кейсы):

  • Provenance создали BaaS-решение, которое увеличивает прозрачность цепочек доставки, дает доступ к важной информации всем участникам (включая конечных потребителей) и позволит обеспечить справедливую компенсацию участникам логистического процесса в случае нарушения их прав или нарушения контрактов.

7: Разрешение споров

Как есть. Каждый день из-за споров о платежах в логистической отрасли «замораживаются» операции на общую сумму более 140 миллиардов долларов. К примеру, такое происходит, когда грузоотправитель сообщает транспортной компании, что та прислала неверный счет или когда стороны забыли указать, кто платит те или иные сборы. Подобные расхождения связывают денежные потоки, увеличивают издержки компаний и уменьшают их ликвидность. Для их решения обычно привлекают независимых аудиторов, которые выясняют все обстоятельства и дают свои рекомендации, что обычно затягивает процесс до 42 дней.

Как будет с блокчейном. Если все условия и действия записаны на блокчейне, то это устраняет большинство проблем при возникновении спорных ситуаций. Участники конфликта могут проверить нужные данные в блокчейне и в соответствии с контрактом (или Пользовательским соглашением) решить, кто прав и что делать.

Кто реализовал (кейсы):

  • FedEx, еще один участник BiTA, запустила пилотное решение для безопасного хранения записей о доставке грузов через их сервис, чтобы использовать эти данные как источник истины при возникновении спорных ситуаций.

Технология Blockchain в логистике | Сайт о логистике и управлении цепями поставок

Сегодня технологии оказывают громадное влияние на основы экономики, бизнеса и государства. Они меняют понимание людей о торговле, собственности и взаимодействия игроков рынка. 

Смена бизнес-моделей привела к потребности в технологии, которая может обеспечивать прозрачность и защищенность всех связанных процессов – Blockchain.

Как возникла технология Blockchain? В 2008 году Сатоши Накамото создал Bitcoin, электронную платежную систему, основаную на криптографическом подтверждении вместо «доверия».

И хотя в 2016 году ведущие СМИ мира 117 раз объявляли, что Bitcoin мертв, сегодня мы видим, что это не так. Да, этот рынок по-прежнему неустойчив в силу отсутствия регулятора, который взял бы на себя ответственность в случае краха валюты. Но главное, что привнес в мир Bitcoin, это сама технология Blockchain.

Blockchain бурно обсуждали на недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе. Банкиры с Уолл-стрит начинают вкладывать в криптовалюты и технологию Blockchain.

Правительства разных стран (Япония, Китай, Автралия, США, страны Евросоюза, и др), в том числе и Украины, тестируют данную технологию для внедрения ее в госуправление.

Правительство США объявило о проведении форума по блокчейну в июле сего года. Непосредственными организаторами выступят Госдепартамент и Управление служб общего назначения (GSA). Форум должен помочь в разработке плана по объединению усилий правительственных агентств и министерств в продвижении Blockchain технологий.

В Украине уже три года подряд проходят форумы по Blockchain технологии.

Что же такое Blockchain:

Blockchain – это общедоступная и неизменяемая учетная «интернет-книга», в которой записано что кому принадлежит. Подделать такую книгу невозможно; 

К примеру, blockchain позволяет отследить всю цепь поставки товара от производителя к потребителю.

Каждая сделка или транзакция в таком случае записывается и добавляется в цепочку распределенной базы данных как новый фрагмент, которому вручную присваивается уникальный многозначный числовой шифр. Этот фрагмент хранит данные о времени, дате, участниках, сумме сделки и, что важно, информацию о всей сети. Здесь любая передача информации происходит в виде цепочки блоков (block и chain – цепь), где каждый блок всегда содержит информацию о предыдущем блоке.

Blockchain – это и есть disruptive technology (прорывные технологии) в лучшем понимании этого выражения.

По данным ресурса CB Insights blockchain в скором времени трансформирует такие отрасли как: банковское дело, финансы, биржевые торги;  кибербезопасность; образование и академические записи; системы для голосования и выборов; продажа и лизинг автомобилей, со-владение автомобилями, ride-sharing услуги; IoT (интернет вещей — разумные устройства, сенсоры, датчики, передающие данные) и объединенные устройства; прогнозирование и статистика; музыка, недвижимость, здравоохранение, страхование, торговля, логистика, облачные сервисы, спортивный менеджмент, туризм, управление энергоэффективностью, программы лояльности, управление персоналом, управление государством, юриспруденция, продажа и отслеживание оружия, передача наследства, благотворительность.

Как видите, список можно продолжать и продолжать, пишет Надежда Васильева,  генеральный директор «Майкрософт Украина» на странице в Фейсбуке

Очень важно осознать, что blockchain — это не только bitcoin, криптовалюта, о которой много говорят и пишут последние несколько лет. Сценариев возможного использования этой технологии внутри организации или в рамках взаимодействия отдельных компаний довольно много. Так, при помощи блокчейна можно организовать финансовые транзакции между банками по всему миру без единого центра, разработать систему снабжения практически любого типа (лизинг автомобилей, сборка сложных устройств и т.п.), создать быструю и надежную систему заключения контрактов между покупателем и продавцом или получателем услуги и ее поставщиком, организовать систему почтовых отправлений, управлять цепочками поставок и т.д.

Блокчейн может быть чрезвычайно полезным для организаций, которые обмениваются информацией, ценными данными, но не слишком доверяют друг другу. В этом случае технология позволяет упростить и улучшить процессы обмена и хранения информации, имеющей отношение к взаимодействию этих организаций.

Как блокчейн находит применение в логистических цепях поставок

По мере того как все больше участников мирового логистического рынка озадачиваются повышением прозрачности и надежности цепей поставок, ведущие IT-компании продвигают идею использования для этих целей технологии blockchain.

Так, международная ІТ-компания IBM уже предложила некоторым крупным компаниям из различных сфер деятельности протестировать свои разработки, основанные на принципе blockchain. 

Международный Blockchain-консорциум Hyperledger был запущен Linux Foundation в 2015 году и на данный момент объединяет более 115 компаний из различных сфер, включая финансы, автомобилестроение, здравоохранение, IoT и авиацию. Главная цель консорциума — создание единой blockchain-платформы с открытым исходным кодом, которая позволит организациям по всему миру внедрить технологию blockchain в свои бизнес-процессы.

Ритейлер WalMart одним из первых поверил в светлое будущее blockchain, он тестирует новую технологию IBM на поставках манго в США и свинины в Китае. Как полагают в компании, её внедрение повысит эффективность управления запасами и обеспечит безопасность поставляемых продуктов питания, что WalMart считает особенно важным после вспышки сальмонеллеза в 2006 году. В то время, при использовании бумажного документооборота, на идентификацию источника инфекции у компании ушло порядка двух недель. Блокчейн позволит получить полную информацию о любой партии товара, занесенной в базу данных, за считанные секунды, утверждают сторонники технологии.

Прозрачность цепи поставок принесет пользу и конечным потребителям, которые смогут убедиться в безопасности продукции, её свежести, отсутствии ГМО и нежелательных добавок. Или же точно узнать, что купленный тунец не был добыт браконьерским способом – именно с целью защитить себя от подобных обвинений blockchain стал использовать британский стартап Provenance. Компания при помощи технологии blockchain отслеживает движение тунца, контролируя его ловлю и доставку.

Компания EverLadger использует blockchain в цепочке поставок для подтверждения источника происхождения в торговле алмазами.

Стартап Assetcha.in при помощи blockchain повышает безопасность хранения ценных вещей.

Компания Midasium при помощи blockchain заключает в оперативном режиме соглашения об аренде жилья на рынке недвижимости.

Более года  уже работает стартап Yojee (Сингапур).

Технологическая платформа, которая предоставляет мощные логистические возможности в управлении цепочками поставок, использует искусственный интеллект и технологию blockchain. Она заменяет диспетчера, отслеживает состояние заказов в режиме реального времени, формирует счета, управляет задачами. В компании уверяют, что уже работают с 30 тысячами транспортных средств и клиентами из Сингапура, Австралии, Камбоджа и Индонезии.

Поможет blockchain и в борьбе с мошенничеством и ошибками доставки, ведь одним из важных преимуществ технологии является моментальное одновременное обновление информации у всех участников логистической цепи. В компании Maersk, которая приступила к испытанию технологии на нескольких маршрутах контейнерных линий, уже готовятся получить многомиллиардную экономию при успешном внедрении блокчейна. Представьте: 90% внешнеторгового товарооборота в мире доставляется в контейнерах. При доставке каждого из них в среднем участвует 30 звеньев логистической цепи (включая грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, таможенные, фискальные, контролирующие органы), между которыми происходит более 200 единиц информационных взаимодействий. Предполагается, что свою запись в блокчейн каждое из звеньев цепи сможет внести при помощи смартфона, и это упразднит необходимость оформлять тонны товаросопроводительной документации на каждом этапе пути. Внедрение цифровой технологии обмена и хранения данных в режиме реального времени могло бы совершить настоящий прорыв в цепях поставок.

Технология поможет измерять не только местоположение, но и температуру, влажность и состояние электропитания в режиме реального времени.

С 2016 года Порт Роттердам, крупнейший торговый порт в Европе, проводит испытание технологии Blockchain logistics, и это может стать отправной точкой  в развитии уровня прозрачности в отрасли. Проект имеет поддержку более пятнадцати компаний государственного и частного секторов, базирующихся в Нидерландах при содействии Министерства по экономическим вопросам.

По словам создателей, этот blockchain проект уникален тем, что охватывает всю логистическую цепочку поставок.

В течение следующих двух лет, члены консорциума будут тестировать приложения для обмена материально-технической и договорной информацией между сторонами.

В октябре 2016 года был проведен логистический и юридический эксперимент Commonwealth Bank of Australia, Wells Fargo и Brighann Cotton.

В его ходе 88 тюков хлопка на сумму в $35 000 были доставлены из США в Китай. Их перевозил между континентами контейнеровоз Marie Schulte. После путешествия в 11 000 км товар был выгружен в порту Циндао. Было получено доказательство того, что комбинации технологий, как блокчейн и «умные» контракты, могут приносить бизнесу реальную выгоду.

В Австралии менее месяца назад было проведено всестороннее тестирование основанной на blockchain архитектуры системы обеспечения безопасности TBSx3, которая способна обеспечить качественно новый уровень защиты глобальных цепей поставок. 

DP World, DB Schenker, Hamburg Süd и австралийская компания по производству вина IUS успешно завершили тестирование технологии блокчейна в интермодальной цепочке доставки из района Кунаварра (Южная Австралия) в китайский порт Циндао с использованием автомобильного и морского транспорта (протяженность цепи 8100 км). 

Разработка базируется на 44-разрядной буквенно-цифровой криптографической кодировке, принятой в военно-промышленном комплексе (в отличие от публично используемой 6-значной цифровой криптографии). Создатели TBSx3 планируют продолжить многосторонние испытания системы и надеются установить новый мировой стандарт безопасности глобальных цепей поставок.

Исследовательские группы в Сиднее и Пекине мониторили процесс и изменения режима с целью разработки протоколов, которые должны верифицировать отсутствие подмены товаров на протяжении всей цепочки поставки.

Аудиторско-консультационная компания KPMG подтверждала подлинность товаров по всей цепочке поставки, а также проверяла, может ли система в потенциале выявить фальсификат.

Партнеры, участвующие в проекте, проверяли каждое звено цепочки, а также соответствие протоколов в конце цепочки по оптовым и розничным поставкам для ритейлеров и потребителей.

Второй в Европе по объему контейнерного грузооборота порт Антверпена (Бельгия) в конце июня этого года объявил о запуске пилотного блокчейн-проекта, нацеленного на оптимизацию логистических процессов. Пилотное тестирование будет проводиться в сотрудничестве с blockchain-стартапом T-Mining. 

Представители порта отмечают, что простое перемещение контейнеров из пункта А в пункт Б может охватывать более 30 различных участников, включая экспедиторов, перевозчиков, грузоотправителей и т. д, а также около 200 различных операций. По их мнению, технология blockchain способна повысить прозрачность обмена данными и ускорить взаимодействие между участниками логистических процессов и клиентами порта. Это, в свою очередь, минимизирует вероятность каких-либо манипуляций данными.

Монополиста в технологии blockchain не должно быть

В глобальные перспективы технологии верят не только её адепты. Недавно стало известно, что конкурент IBM, компания Microsoft, также ведет разработки в этом направлении, совместно с JPMorgan Chase и другими крупными финансовыми корпорациями, взяв за основу альтернативную технологию виртуальной валюты Эфириума (Ethereum). Партнеры откликнулись на опасения многих банковских организаций, что IBM станет монополистом в области блокчейна и навяжет всем собственные программные продукты.

Облачный blockchain-сервис Azure Blockchain-as-a-Service (Baas) был запущен в конце 2015 года, и с тех пор Microsoft взаимодействует с заказчиками и партнерами для получения отзывов и предложений по недостающим частям своего решения, необходимым для того, чтобы организации могли и хотели внедрять blockchain-приложения.

В 2017 компания объявила о запуске новой инициативы под названием Project Bletchley, целью которой станет оказание помощи компаниям, представляющим различные секторы экономики, с созданием консорциумов по изучению и внедрению технологии blockchain. 

Microsoft также берет на себя и образовательную миссию, рассказывая о сущности и возможностях технологии, а также стимулирует предпринимательство и развитие технологии, проводя хакатоны, воркшопы и инкубационные программы по всему миру. Например, в июне сего года компания провела интенсив-курс для украинских предпринимателей.

Украинское правительство также не отстает от новых тенденций

В конце 2016 года Правление НБУ одобрило и презентовало дорожную карту Cashless Economy, в которой впервые прописаны планы по использованию технология blockchain в Украине 

Министерство аграрной политики и продовольствия планирует до конца 2017 года внедрить технологию Blockchain в Государственном земельном кадастре.

Об этом сообщил на пресс-конференции первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк.

«У нас появилась возможность перейти на новую ступень защиты информации Государственного земельного кадастра, защиты системы от постороннего влияния с применением технологии blockchain, распределенных баз данных. Blockchain предполагает наличие постороннего аудитора, роль которого на себя берет Transparency International. До конца года мы технически эту задачу выполним», – отметил он.

По словам председателя Государственного агентства по вопросам электронного правительства Украины Александра Рыженко, сейчас речь идет о пилотном проекте внедрения технологии Blockchain в работу Госземкадастра.

«Сейчас вводится «пилот», в рамках которого будет проведено исследование использования технологии блокчейн в земельном кадастре. Мы сможем представить результаты до конца этого года. В рамках «пилота» не будут использоваться дополнительные средства из госбюджета, а только средства, предназначенные для обслуживания соответствующего реестра», – отметил он.

В апреле 2017 года Кабинет министров договорился с американской технологической компанией Bitfury Group о создании для Украины полномасштабной системы электронного управления по технологии Blockchain.

Мир меняется. И бизнес-модели компаний также должны меняться. Однако правило Паретто, работает безотказно. Только 20% компаний готовы к изменениям и меняются, остальные ждут…

Блокчейн — как технология будущего будет использована в логистике

За последние полтора года, пожалуй, нет ни одного человека, кто бы не слышал о биткоине, о криптовалютах и технологии блокчейн. Криптовалюта постепенно проникает в повседневную обыденную жизнь людей. Некоторые магазины бытовой техники и даже рестораны начали принимать криптовалюту вместо привычных денег. Технология blockchain нашла применение и в сфере логистики.

Для начала давайте разберемся по подробней, что же такое блокчейн.

Принцип работы блокчейн

В 2009 году человек (или группа хакеров), под псевдонимом Сатоши Накамото, создал первую цифровую валюту – Биткоин. В этой системе деньги были лишь инструментом учета, методом абстрагирования стоимости, назначения собственности и предоставления средств для совершения сделок.

Это было предвестником появления блокчейна.

 

Согласно определению из Википедии: Блокчейн – это выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка, либо блок связанных цепочек, содержащих информацию. Как правило, копии цепочек блокчейнов хранятся независимо друг от друга на огромном количестве компьютеров. Здесь любая передача информации происходит в виде цепочки блоков (block – блок, chain – цепь), где каждый блок всегда содержит информацию о предыдущем блоке.

Каждая сделка или транзакция записывается и добавляется в цепочку распределенной базы данных как новый фрагмент, которому вручную присваивается уникальный многозначный числовой шифр. Этот фрагмент хранит данные о дате, времени, участниках, сумме сделки, информации о всей сети.

Его можно представить как учетную книгу, которая есть у каждого участника события и которая постоянно обновляется. По сути, в эту книгу можно вписать любое событие — от финансовых операций с криптовалютами Bitcoin, Etherum и т. д. до результатов голосования на выборах президента или идентификационных данных.

Особенность блокчейна в том, что страницы (блоки) этой книги одновременно хранятся у всех пользователей сети, постоянно обновляются и ссылаются на старые страницы. И если кто-то попытается обмануть систему, вырвав или вклеив в книгу какую-то страницу, то система сразу же обратиться к десяткам тысяч других версий этой книги и обнаружит несоответствие в структуре блоков.

Базовая система блокчейна представляет из себя постоянно растущую последовательность блоков, которые разделяются между участниками с помощью пиринговых сетей, которыми большинство людей пользуются для скачки и раздачи торрентов.

Вот так может выглядеть цепочка событий (блокчейн) в логистике

 

В каждый блок добавляется временная отметка (хэш-сумма), которую проще всего представить как уникальный отпечаток пальца. Эти блоки строго в определенном порядке складываются в цепочки («blockchain»?—?буквально «цепь блоков»). Если попытаться переставить последовательность блоков, то система отвергнет цепь из-за несоответствия структуры и хеш-суммы. Чтобы никто не мог изменить временную отметку и пересчитать хэш-сумму, которая будет правильной с точки зрения системы, блокчейн использует несколько способов защиты: Proof of Work (PoW, доказательство работы) и Proof of Stake (PoS, доказательство владения).

 

 

 

Преимущества применения Blockchain в логистике

Транспортная логистика – часть сферы международных перевозок.

Процесс доставки грузов зачастую не обходится без подводных камней.

Проблема поиска машин и грузов для обеих сторон остается актуальной, не смотря на развитие интернет технологий. Этим и пользуются посредники. Наличие цепочки лишних людей повышает стоимость перевозки. Кроме того, из-за отсутствия у владельца возможности контролировать груз в пути на рынке во всю процветают контрабанда и серые схемы.

Процесс доставки осложнен взаимодействием между чиновниками, логистами и экспедиторами. Ситуацию усугубляют таможенные вопросы и бумажная волокита, связанная с разрешительной документацией и декларированием грузов.

Эти проблемы может решить внедрение блокчейна, который может изменить рабочий процесс транспортирования грузов.

Вот основные преимущества технологии блокчейн в логистике:

  • Позволяет удешевить логистику;
  • Исключает возможность подделки данных. Заведенный единожды документ, например, коносамент, расписка или сертификат соответствия, остается в системе в первоначальном виде навсегда;
  • Устраняет ненужных посредников;
  • Предотвращает неправильную маркировку незаконных товаров и других попыток мошенничества;
  • Позволяет на порядок сократить время на документооборот, быстро находить то звено перевозки, где была допущена ошибка, и сократить затраты бизнеса из-за потерь.

 

Примеры Blockchain в логистике

Наиболее известная программа блокчейнов в логистике связана с Maersk и IBM. Они сосредоточились на создании цифрового распределенного регистра, чтобы создать единое электронное место, гдеможно было разместить все документы, связанные с отгрузкой.

 

В компании Maersk приступили к испытанию технологии на нескольких маршрутах контейнерных линиях, уже готовятся получить многомиллиардную экономию при успешном внедрении блокчейна. По статистике до 90% внешнеторгового товарооборота в мире перевозят в контейнерах. При доставке каждого из них участвует около 30 звеньев логистической цепи (включая грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей, контролирующие и таможенные органы), между которыми происходит более 200 единиц информационных взаимодействий.

В Maersk предполагают, что свою запись в блокчейн каждого из звеньев цепи можно будет вести при помощи смартфона, что, в свою очередь, упразднит необходимость оформлять сотни тысяч сопроводительной документации на каждом этапе пути. Внедрение цифровой технологии обмена и хранения данных в режиме реального времени могло бы совершить настоящий прорыв в цепях поставок.
Технология поможет измерять не только местоположение, но и влажность, температуру и состояние электропитания в режиме реального времени.

Грузоперевозчик FedEx начал сотрудничать с Blockchain in Transport Alliance. На начало февраля 2018 года компания работает над реализацией пилотного проекта для хранения данных. Он позволит определить, какие данные нужны для постоянного реестра, которые в дальнейшем будут использовать для решения споров между клиентами компании. Платформы на блокчейне помогут эффективней отслеживать клиентам посылки не только когда ими занимается FedEx но и на каждом этапе поставок.

Ритейлер Wal Mart одним из первых поверил в перспективность технологии blockchain. Здесь тестируют новую технологию IBM на поставках свинины в Китае и манго в США. В компании полагают, что внедрение блокчейн обеспечит безопасность поставляемых продуктов питания и повысит эффективность управления запасами, что Wal Mart считает особенно важным после вспышки кишечной инфекции в 2006 году. В то время, в эпоху использования бумажного документооборота, на поиск источника инфекции у компании ушло порядка двух недель. С помощью блокчейн можно будет получить информацию о любой партии товара, находящейся в базе данных, за считанные секунды.

 

 

Компания EverLadger использует blockchain для подтверждения источника происхождения в торговле алмазами в цепочке поставок.

Британский стартап Provenance при помощи технологии blockchain контролирует ловлю и доставку тунца, отслеживая движение товара.

С 2016 года порт Роттердам проводит испытание технологии Blockchain logistics. Это поможет в развитии уровня прозрачности в отрасли. Проект поддержали более 15 компаний частного и государственного сектора, находящихся в Нидерландах, при содействии Министерства по экономическим вопросам.

Wells Fargo, Brighann Cotton и Commonwealth Bank of Australia в конце 2016 года провели совместный логистический эксперимент. В ходе эксперимента 88 тюков хлопка на сумму в 35 тыс. долл. были доставлены из США в Китай. Товар был выгружен в порту Циндао, после путешествия в 11 тыс. км. В результате компании получили подтверждение того, что совокупность технологий блокчейн и «умные» контракты, приносят бизнесу реальную выгоду.

Порт Антверпена в июне 2017 года объявил о запуске пилотного блокчейн-проекта, с целью оптимизации логистических процессов. Тестирование проводится в сотрудничестве с blockchain-стартапом T-Mining. Они полагают, что технология blockchain способна повысить прозрачность обмена данными и ускорить взаимодействие между участниками логистических процессов и клиентами порта. Это, в свою очередь, сведет к минимуму вероятность каких-либо манипуляций данными.

Российская компания «Газпром нефть» протестировала блокчейн в логистике материально-технических ресурсов – технологию применили при доставке трубопроводной арматуры из Великого Новгорода на платформу «Приразломная» в Печорском море.

«На запорную арматуру были установлены радиочастотные метки (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS). На этапе отгрузки с завода-производителя в Великом Новгороде после считывания RFID меток был сформирован документ с информацией о поставке. GPS датчик позволил контролировать движение груза на базу хранения в Мурманске, скорость его перемещения, количество и продолжительность остановок в пути. Все полученные с устройств данные были зафиксированы смарт-контрактом и отражены в блокчейне», – отметили представители «Газпром нефть».

Информация о складских и транспортных операциях – приемка продукции на склад, перемещение на причал для погрузки, доставка обратно на платформу – передавалась аналогичным образом.

 

Перспективы Blockсhain

В настоящее время еще несколько портов и перевозчиков объявили о том, что изучают возможности применения публичного реестра. Порт Роттердам анонсировал, что будет тестировать различные варианты использования блокчейна в течение двух лет. Сингапурский морской перевозчик PIL и порт Сингапура взяли в партнеры IBM, чтобы войти в тему. Air France собирается хранить в «цепи» информацию о запасных частях и расходных материалах, разбросанных по всему миру.

В России первые блокчейн-проекты в логистике планируются запустить в 2018 году. Некоторые компании-перевозчики планируют использовать их с целью оптимизации документооборота, как это делает Maersk. Еще пару стартапов намерены устроить биржи, на которых грузовладельцы смогут найти перевозчиков, а те, соответственно, клиентов.

В заключении

Исследования, проведенные DSCI и APQC, показывают, что только 1% ответивших организаций в настоящее время использует блок-цепь в своих операциях цепочки поставок, и только 35% в настоящее время изучают использование блокчейна. Из опрошенных (в обоих исследованиях) почти 50% организаций не используют или не изучают блок-цепь или ее возможности.

Одна из причин таких цифр связана с тем, что технология слишком нова. Биткойн и блокчейн были восприняты всерьез широкой общественностью последние только пару лет назад. По мере распространения большего количества информации о технологии, заинтересованность компаний будет лучше переводиться в инвестиции.

Внедрение Blockchain в логистику обеспечит сохранность данных, защиту репозитория документов от взлома, устранит возможность внесения изменения информации о ходе перевозки. Такая система определённо может сократить задержки доставки и уменьшить вероятность мошенничества, сохраняя миллиарды долларов всем участником цепи перевозок. Согласно Всемирной Торговой Организации, устранение барьеров в цепи международных поставок товаров позволит увеличить мировой ВВП на 5% и общий объём перевозок на 15%.

Уникальные технологии региональной логистики

Роль блокчейна в логистике и проблемы внедрения

Логистика — один из ключевых элементов во всех отраслях современной промышленности. Она гарантирует, что предметы будут доставлены в пункт назначения с минимальными временными и финансовыми затратами. Проще говоря, это выполнение и организация сложных операций по транспортировке товаров из одного места в другое (как правило, от места производства к потребителю). Сегодняшняя индустрия логистики просто огромна. По состоянию на 2017 год отрасль логистики оценивалась в ошеломляющие 8,1 триллиона долларов, а к 2023 году прогнозируется удвоение этой оценки. Это — астрономические цифры, и это также делает логистическую отрасль одной из самых сложных. Итак, мы продолжаем цикл статей о применении технологии блокчейн в реальном мире, сосредоточив своё внимание на роли блокчейна в индустрии логистики и её улучшении.


Почему блокчейн?

Блокчейн с каждым днём ​​исследует всё больше и больше отраслей. Предприниматели пытаются использовать технологию блокчейн в различных областях своей деятельности, и окно возможностей выглядит впечатляюще. Основное преимущество блокчейна — это его прозрачность и способность оптимизировать экосистемы цифровой информации. Понимая возможности блокчейна, многие стартапы начинают использовать эту многообещающую технологию даже в сферах, не имеющих ничего общего с криптовалютами и финансами. Эта технология может быть полезна во многих отношениях. Прежде всего, блокчейн предлагает множество решений для тех, кто хочет повысить безопасность и сделать операции с цифровыми данными более прозрачными, а также комплексные решения для компаний, которые хотят работать более экономно, организованно и эффективно. Данная технология позволяет компаниям использовать проверенные смарт-контракты, которые автоматизируют весь процесс покупки, экономя время и деньги. Распределённые и децентрализованные реестры также сокращают количество проблемных моментов и канцелярских ошибок.

Блокчейн в логистике

Отрасль логистики включает в себя множество сторон: производителей, клиентов, поставщиков, аудиторов и прочих. Технология блокчейн предлагает преимущества для всех участников этой цепочки. Хотя операционные процессы могут быть прибыльными, судоходные компании и розничные торговцы теряют значительную часть доходов из-за неэффективных методов, излишних посреднических затрат, краж, кибератак и порчи продуктов питания. Одни только ошибочно маркированные, неправильно отправленные или украденные грузы ежегодно приносят не менее 50 миллиардов долларов убытков. Наилучший способ, которым блокчейн может помочь логистике — это устранить её неэффективность. Прямо сейчас почти каждый элемент логистической цепочки имеет массу вариантов исполнения, с которыми нужно работать. Брокеры, грузоотправители и другие участники должны сосредоточиться на эффективности, а не стопориться при выборе наилучшего способа реализации. Вдобавок ко всему, всегда существовала масса документации, которую необходимо было обрабатывать. Документирование делает и без того медленную сквозную транспортировку ещё более неэффективной. По сути, это отсутствие единого источника истины и сложные процессы, которые сводят на нет весь логистический процесс. Существует потребность в децентрализованной организации, которая может обрабатывать все транзакции, а также действовать как центр для проверки и улучшения всего процесса.

Блокчейн делает логистику более эффективной и прозрачной. Способность блокчейна действовать в качестве реестра делает его идеальной технологией для упрощения отслеживания отправок, заключения глобальных контрактов и обработки платежей в логистической отрасли. Это позволяет клиентам отслеживать продукт и всю цепочку его производства. Аудиторы могут легко подтвердить или проверить любые транзакции. Информация, хранящаяся в блокчейне, не может быть изменена какой-либо третьей стороной, что делает эту технологию более безопасной, чем любое существующее решение. Технология может помочь запрограммировать фрагментированный и сложный процесс, чтобы как цепочка поставок, так и сама логистика стали более эффективными, чем когда-либо. Для этого блокчейн должен выступать в качестве основы логистической сети. Он будет обрабатывать всё, включая предоставление средств для записи транзакций, создание эффективной и прозрачной системы, а также отслеживание активов со всей необходимой документацией. Поскольку блокчейн является цифровым по своей природе, документация должна вестись онлайн, что дает каждому доступ к данным из любой локации. С его помощью компании могут сделать цепочку поставок более безопасной и улучшить поток транзакций. Каждый продукт получает специальный тег, который позволяет компаниям защитить свои цепочки поставок всего несколькими щелчками мыши. 

Децентрализованная система публичного реестра, которая документирует все изменения в записи в режиме реального времени и регистрирует движения каждого транспортного контейнера, позволяет хранить информацию о подлинности, происхождении, сертификатах собственности и месте хранения. Таким образом, вся необходимая информация хранится в одном легкодоступном месте, что делает цепочку поставок полностью прозрачной. Вооружившись этими данными, компании могут реализовать более быстрые маршруты и устранить лишние шаги в процессе доставки. В то же время данная технология помогает снизить количество мошенничества и краж грузов. Используя смарт-контракты, розничным продавцам больше не нужно прибегать к услугам брокеров, юристов или других третьих лиц для выполнения задач. Смарт-контракты позволяют розничным торговцам и логистическим компаниям заключать обязывающие соглашения, которые немедленно расторгаются в случае невыполнения всех согласованных условий. Такие контракты повышают прозрачность и прибыль, сокращая время доставки и количество дорогостоящих ошибок.

Влияние блокчейна 

Отрасль логистики даёт рабочие места очень большому количеству людей и она постоянно растёт. Следовательно, для того чтобы справиться с ростом потребностей в судоходстве, необходимо внедрение инновационных решений. Концепция IoE (Internet of Everything) создаёт новые проблемы, связанные с подключёнными устройствами. Они требуют более высокого уровня безопасности, и блокчейн — лучшее решение на сегодняшний день, поскольку его защита обеспечивается передовыми методами шифрования, распределёнными реестрами и смарт-контрактами. Эти функции блокчейна позволяют нам бороться с кражами, программами-вымогателями, коррупцией, надбавками и проблемами с отслеживанием. С блокчейном в первую очередь в логистике улучшится доставка и фрахт. Его можно использовать для улучшения процесса доставки на международном и местном уровнях. Это также заставит производителей и транспортные компании улучшить свои производственные мощности и эффективность производственных процессов. При правильной реализации блокчейн обеспечивает лучшую прозрачность цепочки поставок, что в свою очередь обеспечивает прозрачность логистики. Также технология блокчейн может помочь решить проблему отслеживания складских запасов, предлагая компаниям возможность управлять своими продуктами не только на макро-, но и на микроуровне. Кроме того, можно гораздо быстрее разрешать споры с помощью неизменяемых данных и информации о грузе в режиме реального времени. Благодаря автоматизации многие споры могут быть решены за считанные минуты с использованием достоверных данных. Это также поможет компаниям разрешать споры с клиентами. Наконец, блокчейн может помочь улучшить выставление счетов и проведение платежей с помощью эффективной и безопасной системы. Компании могут использовать смарт-контракты, чтобы автоматизировать весь процесс, сделав его безошибочным и прозрачным. Это также сделает выставление счетов и оплату сверхэффективными. Цепочка поставок на основе блокчейна, несомненно, поможет сэкономить миллионы долларов, а также позволит снизить зависимость всей системы от многочисленных посредников и существенно повысить ее прозрачность. 

 

Проблемы внедрения блокчейна в логистике

Перед внедрением блокчейна компаниям необходимо преодолеть множество проблем, некоторыми из которых являются:

  • Различное использование модели хранения данных: не все компании или системы используют единую модель данных для совместной работы над блокчейном.
  • Интеграция блокчейна в существующую IT-экосистему: всегда будет сложно интегрировать блокчейн в существующие внутренние программные алгоритмы.
  • Развитие технологии блокчейн: последняя задача — работать с самим блокчейном. Блокчейн — это новая, стремительно развивающаяся технология. Незамедлительное внедрение блокчейна повлечет за собой больше проблем с внедрением в будущем.
  • Поток информации: Очередная серьёзная проблема — управлять потоком информации между различными организациями в логистике. Если торговля носит международный характер, она усложняется из-за участия большего числа субъектов в процессе.

Успех блокчейна в логистике зависит от многих факторов. Компания должна проявлять инициативу и работать над каждым из них, чтобы успешно внедрить блокчейн в свои существующие системы. По сути, каждый должен сотрудничать, улучшать свои знания о блокчейне и продвигать его ценность. Одним из таких примеров может быть работа с конкурентами над созданием стандартов блокчейна для работы в логистике. Заинтересованные стороны должны вкладывать свое время и усилия в повышение ценности уже существующих систем или проектов, которые находятся на грани реализации. Прежде чем можно будет использовать блокчейн, его необходимо перестроить для конкретных предложений. Организации должны чётко определить, какие бизнес-операции будут основаны на блокчейне. Блокчейн — это новая технология, которая требует любой помощи, чтобы сделать её зрелой и готовой к внедрению. Это поможет логистическим компаниям найти новые модели, которые работают в реальном мире. 

Вывод

Логистика — одна из самых больших проблем для нынешнего поколения компаний. Отрасль ищет новые технологии, чтобы улучшить существующие процессы, сократить расходы и повысить прозрачность цепочки поставок. Технология блокчейн предлагает решение большинства текущих проблем. Есть определенные проблемы, связанные с внедрением блокчейна, но чем больше компаний начнут работать в этом направлении, тем больше примеров успешного использования мы увидим. Существует ряд эффективных стратегий внедрения, которые сейчас проходят испытания, и логистика навсегда изменится по мере того, как в неё будет вовлечено больше организаций. Сфера логистики ориентирована на технологическое обновление, и распределенные реестры станут следующим большим достижением благодаря прозрачным записям, снижению затрат и эффективной информации о маршрутах. В сочетании с новыми технологиями, такими как Big Data и искусственный интеллект, блокчейн может даже увеличить мировой ВВП на 5 %.

Блокчейн как будущее логистики

Технологии блокчейна постепенно проникают в нашу повседневную жизнь. И если изначально слово «блокчейн» вызывало невольные ассоциации с цифровыми криптовалютами, такими как биткойн, то теперь использование блокчейна стало современной тенденцией во многих отраслях промышленности. Эксперты считают, что блокчейн может стать такой же взрывной технологией, какими в свое время были различные IT-решения. Логистические операторы и транспортная отрасль не стали исключением в этой современной тенденции. 

Совсем недавно такие крупные логистические компании, как DP World Australia и DB Schenker, совместно со стартапом TBSx3 создали консорциум для использования технологии блокчейна при транспортировке товаров.

Блокчейн-архитектура будет использоваться в первую очередь для борьбы с контрафактной продукцией и защиты глобальных цепей поставок.

Представители консорциума заявили, что блокчейн-архитектура, разработанная австралийской фирмой TBSx3, будет использоваться в первую очередь для борьбы с контрафактной продукцией и защиты глобальных цепей поставок. Такие технологии, как считают в консорциуме, будут способствовать восстановлению доверия потребителей к логистическим операторам.

Особенно это актуально для Китая — эта страна представляет собой просто огромный рынок контрафактной продукции, и китайские потребители вынуждены постоянно сталкиваться с поддельными товарами. Достаточно вспомнить скандал с загрязненным сухим молоком, из-за которого Китай в настоящее время вынужден импортировать огромные партии сухого молока из других стран, поскольку доверие потребителей к местным производителям оказалось на нуле. Поддельные продукты питания представляют серьезную опасность для здоровья людей, а контрафакт в сегменте дорогих товаров и предметов роскоши наносит огромный экономический ущерб. Данная проблема актуальна и для других стран.

Чем же может помочь технология блокчейна в борьбе с контрафактной продукцией? Блокчейн представляет собой непрерывную последовательную цепочку данных (информации), которая может рассматриваться как набор взаимосвязанных блоков или ячеек. Каждая ячейка содержит в себе какую-то информацию. По мере увеличения доступности данных увеличивается и количество блоков. В отношении цепей поставок рассматриваемые «ячейки» могут содержать в себе информацию о товарах, производителе, упаковке, о деталях транспортировки, распределении в месте назначения и т. д. По ходу всего процесса «ячейки» данных будут постоянно встраиваться в цепочку. Особенностью блокчейна является соединение блоков друг с другом. В каждом блоке находится уникальный цифровой идентификатор и ссылка на предыдущий блок, при этом вся цепочка зашифрована. Сама цепочка дублируется на всех компьютерах, которые входят в блокчейн-сеть. Каждый раз при добавлении нового блока обновляется шифрование всей цепочки, и уже обновленная цепочка тиражируется по всей сети. Как правило, в зависимости от архитектуры, каждый шаг шифрования и тиражирования занимает около 10 мин. Защита данных в блокчейне обеспечивается процедурой шифрования и дублированием цепочки по всей сети.

О целостности и правдивости данных можно не беспокоиться, поскольку данная проблема решается за счет самой технологии блокчейна. Защита данных обеспечивается процедурой шифрования и дублированием цепочки по всей сети. Если кто-то захочет изменить информацию, содержащуюся в одном из блоков, ему придется повторно зашифровать все новые блоки в цепочке, причем не один раз, а для каждой копии на всех компьютерах сети. Учитывая, что на обработку одной такой задачи уходит 10 мин, данная операция просто невыполнима на практике. К тому же цепочка тиражируется по всей сети, она общедоступна и любой участник сети может проверить полный набор данных в цепочке.

Так что же дает данная технология на практике? Если речь идет о цепи поставок, то в таком случае информация о каждом новом шаге в производстве, транспортировке и дистрибуции товара вводится в блокчейн. Так, компания DB Schenker как экспедитор и DP World Australia в качестве портового оператора осуществляют предоставление и ввод данных о транспортировке и дистрибуции товара. Покупатель, который желает приобрести продукт, может воспользоваться специальным приложением на своем смартфоне и просканировать цифровой код на упаковке товара. Данное приложение расшифрует код и проверит достоверность применяемого блокчейна для рассматриваемой упаковки и предоставит покупателю информацию о подлинности приобретаемого продукта. Информация о продаже товара также заносится в блокчейн-сеть. Таким образом, цифровой код, нанесенный на упаковку, не может быть использован повторно для реализации контрафактной продукции.

Консорциум уже протестировал блокчейн-технологию, разработанную фирмой TBSx3, на практике во II квартале 2017 г. Она использовалась для обеспечения безопасности поставки вина из Кунаварры (Южная Австралия) в порт Циндао на северо-востоке Китая. Весь процесс испытания новой технологии отслеживался и сопровождался крупнейшей аудиторской компанией KPMG. В целом же, как заверяют разработчики из TBSx3, новая технология поможет избавиться от контрафактной продукции за счет трех степеней защиты: криптографической достоверности, логистического трекинга, реализуемого посредством искусственного интеллекта, и неизменности технологии блокчейн.

В фирме TBSx3 заявили о своей готовности к дальнейшему сотрудничеству со всеми заинтересованными в данной технологии компаниями. 

Как использовать блокчейн в логистике и цепочках поставок

По существу блокчейн – это технология ведения записей.  Интерес к этой цифровой технологии возник на волне ажиотажа на рынке криптовалют в связи со спекулятивностью биткоина.  Но кроме финансового рынка у блокчейна существует огромный потенциал и в другой сфере – в  логистике и цепочках поставок. Использование этой технологии повышает скорость доставки товаров, прозрачность поставок, координацию контрагентов и  доступ к финансам. 

Блокчейн  – это технология связанного списка, цепочки информационных блоков. На рынке криптовалют технология применялась для децентрализации системы и обеспечения конфиденциальности участников транзакции. Это свойство блокчейна может быть использовано и в логистике – защищать цепочки поставок на различных этапах сделки от ошибок и злоумышленников. В рамках одной сделки нескольким участникам необходимо контролировать несколько информационных, товарных и денежных потоков, и эту задачу можно решить с помощью этой цифровой технологии.

Чтобы увидеть логистическую проблему, которую может решить блокчейн, приведем пример – ритейлер покупает товар.  В сделке  принимают участие ритейлер, поставщик и банк. Предполагается контроль товарного, денежного и информационного потоков. 

1. Ритейлер разместил заказ у поставщика. Поставщик подтвердил его получение. Обмена товарами или услугами нет.

2. Поставщик обратился в банк за кредитом. Банк предоставляет финансирование.

3. Поставщик произвел товар и готовит его отгрузку.

Участники сделки произвели столько действий, а в бухгалтерском учете не сделано еще ни одной проводки. А ошибки выполнения уже могут иметь место, к примеру – некорректные данные о товаре, сроках отгрузки, объемах платежей и т.п. В реальном масштабе времени соответствия между рассматриваемыми потоками можно не найти  даже при использовании системы планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning – ERP). Несмотря на то что современные ERP фиксируют все потоки, потребуется значительное время, чтобы разобраться, какой платеж, какая поставка, отсрочка, дебиторка и т.п. к какой сделке относятся. В этом примере у ритейлера только один поставщик и одна сделка, а в реальности тысячи сделок совершаются с сотнями контрагентов, разбросанных по всему миру, по широкой линейке товаров ежедневно. Да и логистика может быть сложнее рассмотренной: поставка одного заказа производится несколькими партиями или, наоборот, в совместную поставку  объединены несколько заказов. Все это приводит к тому, что заказы, отгрузки и платежи не синхронизированы по времени.

Традиционный аудит  цепочки поставок  позволит проконтролировать, как контрагенты исполняют условия договора, но не покажет, как принимаются решения. Аудит складских запасов может выявить следствие – количество просроченного товара, но не объяснит причину этого.  А причиной могут быть ошибки в управлении запасами, неоптимальное планирование поставок, нерегулярный спрос и т.д. Детализация транзакции позволила бы избежать подобных перекосов.

Ошибки выполнения могут быть уменьшены, если участники сделки интегрируют свои ERP, а товары будут помечены RFID-метками, к примеру. Тогда транзакция для заказчика и поставщика становится прозрачной. Однако используемые системы часто плохо совместимы, их интеграция очень затратна и требует много времени. 

Если для учета транзакции использовать блокчейн, то:

• всем товарам, заказам, накладным, счетам, кредитам и т.п. нужно присвоить идентификаторы, которые уникальны и служат своеобразными блоками-токенами;

• все участники сделки должны получить свои идентификаторы – цифровые подписи, которыми они подписывают присоединяемые к цепочке блокчейна информационные блоки. Каждый этап транзакции фиксируется в цепочке блокчейна, как при передаче токена на финансовом рынке.

Вернемся к предыдущему примеру. При использовании блокчейна:

1. Ритейлер для заказа создает заказ – цифровой токен и отправляет его поставщику. В цепочке появился первый блок с информацией заказчика.

2. Поставщик принимает заказ и присоединяет к цепочке свой токен.

3. Поставщик отправляет в банк заявку на кредит – цепочка с новым добавленным токеном отправляется в адрес банка.

4. Банк, проверив всю цепочку на соответствие сделке, дает согласие на финансирование и формирует токен кредита.

5. Произведя продукт, поставщик добавляет в цепочку блокчейна соответствующий токен – готовность к отгрузке.

В отличие от ранее рассмотренного случая, когда все эти потоки не находили отражения в бухучете, здесь участники сделки имеют блокчейн, в котором сохранена вся хронология операций в виде последовательности токенов, объединены товарный, денежный и информационный потоки и зафиксированы детали, обычно выпадающие из бухгалтерского учета. Более того, каждый блок-токен зашифрован участником, который его выпустил, и доступен только тому, кто обладает соответствующей цифровой подписью и сохранил копию блокчейна. 

Таким образом, минимизируются проблемы выполнения, контроля и координации. Каждый из участников сделки может проверять статус транзакций, проконтролировать действия партнеров и выставить претензии в случае каких-либо ошибок. Данные блокчейна нельзя переписать задним числом, поскольку это пришлось бы сделать во всех копиях цепочки, находящихся у участников сделки.

Следует отметить, что блокчейн не имеет широкого спектра функций ERP-систем. Система превосходит блокчейн в вопросах бухгалтерии и управленческого учета, в т.ч. выставления счетов, исполнения денежных обязательств, обработки данных, формирования и ведения отчетности. Но эта  технология совместима со всеми традиционными ERP-системами, с  помощью которых можно формировать блоки-токены транзакций и добавлять их в блокчейн.

Рассмотрим, как некоторые компании применяют блокчейн там, где решение задач существующими технологиями и методами не дает удовлетворительного результата.

Усиление контроля цепочки поставок

IBM работает над  созданием более безопасной цепочки поставок продуктов питания и лекарств. IBM Food Trust совместно с Walmart используют блокчейн для отслеживания свежести пищевых продуктов.

Приложения такого типа требуют минимального обмена информацией: заказы на покупку, счета и платежи необязательно должны быть включены в один и тот же блокчейн. В результате компании, которые опасаются делиться конкурентными данными, более охотно используют эту технологию.

Преимущества очевидны. Если компания обнаруживает испорченный продукт, блокчейн позволяет фирме и ее партнерам по цепочке поставок отследить его. Идентифицируются все поставщики, связанные с продуктом, партии и отгрузки, что позволяет вовремя отозвать испорченный продукт. 

Продолжение статьи читайте после приобретения платного доступа к порталу!

Игорь Алексеев, редактор портала

Применение технологии блокчейна в логистике (Application of Blockchain Technology in Logistics) by Kiril Dodrin, N Kolesova, V Mamayeva :: SSRN

Экономический анализ и аудит предпринимательской деятельности. Саратов, 2019

5 Pages Posted: 15 Jun 2020

See all articles by Kiril Dodrin