Децентрализации это – это… (Децентрализация простыми словами, значение и примеры из Википедии)

Содержание

это… (Децентрализация простыми словами, значение и примеры из Википедии)

Во многих сферах жизни присутствуют такие понятия как централизация и децентрализация.

Эти понятия вошли в письменный английский в начале XIX века, когда политический деятель Франции впервые описал в своей статье существующую централизацию бюрократической власти и усилия граждан на пути к децентрализации государственных функций. В течение XIX и XX вв. идеи свободы и децентрализации достигли своего апогея благодаря политическим движениям анархистов.

В начале XX в. в ответ на централизацию экономических сил и политической власти появилось децентралистическое движение. Основной его идеей было обвинение промышленного производства в уничтожении относящихся к среднему классу владельцев магазинов и небольших производств (мануфактур) и продвигало идеи увеличения возможностей владения собственностью и возврата к жизни в небольших, локальных масштабах.

В рамках системного подхода под децентрализацией следует понимать такую реорганизацию протекающих внутрисистемных процессов, при которой значительная их часть переводится на более низкий уровень иерархии. Другими словами, это передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие, менее значимые, организации при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.

Описание децентрализации простыми словами

Если говорить простым языком, то децентрализация – это перераспределение власти. Вся власть, которой обладал только центр начинает расходиться и по областям на места.

В условиях децентрализации происходит расширение и укрепление прав, полномочий, возможностей мест, отделов, областей, автономий, республик. То есть если все решения принимались в одном месте руководителем, главой, начальником, директором либо управляющим, то при децентрализации некоторой властью наделяются и подчинённые, освободив от некоторых функций своё руководство.

А еще проще – власть, принадлежавшая одному человеку, в условиях децентрализации начинает принадлежать многим людям.

Децентрализация — информация из Википедии

Децентрализация в производстве

На предприятии децентрализация характеризуется степенью власти, которой обладает руководитель организации. Сильная централизация на предприятии – это ярко выраженное единоначалие. В таких организациях, как правило, основным фактором успеха является высокая дисциплина, а принятие решений происходит все время одинаково, по стандартному сценарию.

Однако, современные рыночные отношения требуют гибкости и оперативности принятия решений, связанных с вопросами реализации продукции, обслуживания клиентов, разработки тактики фирмы. Нынешние условия ведения бизнеса показывают, что наиболее жизнеспособными и конкурентоспособными являются организации с большей степенью децентрализации. В условиях подобной структуры распределения власти сотрудники, занимающиеся продажей товаров и услуг наделены полномочиями, позволяющими самостоятельно принимать необходимые управленческие решения.

Обычно менеджер на децентрализованном предприятии без согласования с высшим руководством оперативно решает возникающие вопросы, тем самым обеспечивая увеличение скорости производственных процессов и осуществление реакций на внешние факторы. Это оказывает благотворное влияние на конечный результат производства.

На децентрализованных предприятиях весомую роль играют коллективные решения. Часто бывает так, что для решения сложившейся ситуации требуются мнения специалистов разных профессиональных областей и при комплексном подходе к проблеме находится разумный выход из сложившейся ситуации. Эффективным инструментом в борьбе с возникшими проблемами может стать именно взвешенное коллективное решение.

Предприятия с описываемой структурой управления обладают следующими характеристиками:

  • решения, принимаемые низшими иерархическими структурами, являются более значимыми;
  • выполнение организационных функций происходит в соответствии с принятыми решениями подразделений;
  • контроль из центрального управления за действиями низших иерархических структур достаточно низок.

Большая степень децентрализации на предприятии способствует:

  • увеличению управленческих навыков руководителей;
  • увеличению навыков по конкурентоспособности в современных рыночных условиях, способствующих экономическому подъёму и улучшению производительности труда;
  • самостоятельности руководства, начиная со среднего управленческого звена, при решении возникающих проблем, что тянет к осознанию и оценке их собственного вклада в получение результата и является существенной дополнительной мотивацией их труду.

Децентрализация в экономике

Рыночная экономика обязана быть частично децентрализованной, так как она характеризуется свободным не зависящим от предписаний и указаний сверху режимом хозяйственной деятельности граждан и их объединений.

Децентрализованная экономика в рыночных условиях не должна быть обременена установленным центром государственным планом, который безоговорочно подлежит выполнению. Вместо обязательного существует рекомендательный план-прогноз, который министерство предлагает регионам. Происходит не только ограничение прав центрального государственного или иного руководящего аппарата, но и делегирование планово-управленческих полномочий хозяйственным единицам, предоставление самостоятельности в принятии решений, а также в тактике и стратегии своих действий.

Однако, чтобы избежать хаоса и полнейшего разногласия рыночная экономика должна быть контролируемой и направляемой, поэтому полная децентрализация экономики невозможна и нежелательна. Экономика страны должна обладать системой правил экономического поведения, имеющей общий характер для всех участников экономического процесса.

Децентрализация в управлении государством

Процесс рассредоточения власти из центра по регионам и налаживание местного самоуправления за счет получения части полномочий от центральной власти является децентрализацией.

Этот механизм приносит пользу в случае гармоничного взаимоотношения между центром и регионами. Децентрализация в управлении государством – это передача ответственности за планирование, менеджмент и использование ресурсов от центрального аппарата управления на более низшие уровни.

Децентрализация тесно связана с распределением функций (или задач) между самыми низкими уровнями социального порядка, которые способны их выполнять.

Принцип субсидиарности – один из главнейших принципов распределения социальной помощи по мере необходимости между подразделениями. Именно данный принцип положен в основу Европейской хартии Местного самоуправления. Немаловажным является тот факт, что не все функции управления стоит переводить на места.

Исходя из принципа субсидиарности, совершать децентрализацию стоит, если это крайне важно для достижения поставленных целей и есть гарантии эффективного их выполнения и повышения качества управления.

Отличия децентрализации от федерации

Децентрализованное государство, где полномочия центрального аппарата власти в значительной мере переданы его составным частям занимает промежуточное место между унитарным и федеративным государствами. Оно в некоторой степени имеет сходство с федеративным устройством государства, которое заключается в наделении правом административно-территориальной единицы издавать законы, быть финансово независимой, а также возможным наличием автономии в своем составе.

Но между этими двумя системами управления существуют значительные различия.

Федерализм – это система правления, при которой властью обладает и общенациональное правление и региональное. Здесь присутствует конституционное признание автономии областей с защитой от посягательств на их суверенитет со стороны центральной власти.

Децентрализация может быть частью политики как унитарного, так и федеративного государства. Децентрализация предусматривает автономию областей согласно принятым законам, верховная власть может решать, когда и какие полномочия передать регионам, а может их забрать в любой момент обратно. В этом случае большая часть налогов, собранных в административно-территориальных единицах передается в центральное управление, полномочия регионов небольшие, а все необходимо выпрашивать у главного руководства.

Плюсы и минусы децентрализации

Достоинства

  • Укрепление демократии на местах. Менеджеры подразделений владеют значительным объёмом информации о местных условиях для принятия решений. Затраты на её передачу из центрального управления не нужны, все происходит на местном уровне.
  • Улучшение социально-экономического развития, учитываются социально-территориальные интересы, более точно корректируется политика с учётом возникающих условий.
  • Управленцы на местах принимают более своевременные решения, что для заказчиков наиболее привлекательно. Деятельность менеджеров наиболее эффективна благодаря тому, что они могут проявить инициативу, приобретают методом проб и ошибок ценный опыт, развивают управленческий талант. Появляется почва для взращивания новых администраторов, талантливых государственных служащих. Снижаются издержки на управление.
  • Обеспечение свободы и прав человека за счет противодействия сторон.
  • Сосредоточение знаний и умений высшего руководства на вопросах стратегического планирования благодаря передачи бремени ежедневных решений проблем управленцам на местах.
  • Позволяет установить более гибкую систему регулирования без бюрократии, характерной централизованному управлению.

Недостатки

  • Принятие управляющими подразделений некомпетентных решений в связи с недостатком информации, отсутствия согласованности целей между отделами и др.
  • Дублирование исполняемых функций.
  • Уменьшение лояльности по отношению к другим подразделениям общего целого.
  • Обособленность частей, что приводит конфликтам, ослаблению контроля.
  • Присутствие тенденции к втягиванию управляемого процесса в анархию и беспорядок.

Следовательно, децентрализация наглядно отражает характер отношений между руководителями различного уровня в системе управления будь то какая-либо сфера хозяйственной деятельности, предприятие, экономика или государство. Это новое качество управления, позволяющее максимально приблизиться к положительному результату.

Значение децентрализации заключается в невозможности решения из единого центра всех вопросов, возникающих у подразделений. Для этого полномочия распределяются по структурным единицам, обладающим достаточными возможностями для решения собственных проблем.

bankspravka.ru

Децентрализация —это… Что такое децентрализация: ее плюсы и минусы

Добавлено в закладки: 0

Что такое децентрализация? Описание и определение термина

Децентрализация  – это реорганизация процессов, которые происходят в иерархических системах, а в ней соответственно ряд процессов переходит на более низкий уровень.

К примеру, применительно к науке управления, децентрализация означает, что управляющий передаёт некоторые полномочия своим подчиненным, предоставляя им большую свободу действий и больше ответственности. Применительно к политологии децентрализация имеет значение рассредоточение части государственной власти, передача ряда полномочий от центрального правительства в регионы.

Децентрализация — передача функций управления от центральных органов власти нижестоящим местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Децентрализация  противопоставляется централизации; такое государственное устройство, когда части государства пользуются в некоторой степени правом самоуправления. Система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов. Децентрализация – это процесс расширения и усиления прав и полномочий мест, областей, автономий, республик – субъектов федераций, или нижестоящих органов либо организаций при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.

Суть децентрализации

Децентрализация – один из возможных и эффективных путей оптимизации управления деятельностью в государстве, обществе, экономике, культуре, и особенно в таких странах, где сложился неоправданно высокий уровень централизации. Программа Мирового Банка или Программа человеческого развития ООН (ПРООН), все эти программы настаивают на том, что децентрализация власти является эффективным орудием экономического развития – благодаря усилению независимости местного самоуправления и повышению его активности, укреплению демократии на местах. Ключевыми понятиями децентрализации управления являются также деконцентрация власти и федеральная власть. Не бывает абсолютно независимых стран. Каждое государство состоит, по крайней мере, из нескольких муниципалитетов, а это и есть децентрализованные единицы власти. При деконцентрации власть передается на места, но не местным властям, а подразделениям центральной власти. Контроль осуществляется дисциплинарными и финансовыми методами. Вообще говоря, деконцентрация на практике может приводить к фактической централизации власти.

Рассмотрим более детально, что значит термин децентрализация.

Децентрализация — это передача (делегирование) прав и определенной ответственности за важные решения на нижние уровни управления предприятием (организацией).

Опыт показывает, что децентрализация облегчает процессы принятия решений и стимулирует инициативу у других, полнее раскрывает потенциальные возможности и скрытые способности сотрудников на нижних уровнях управления а также повышает оперативность самого руководства, приспосабливаемость организации к новым условиям. Как правило, рядовой работник выполняет задание более охотно, с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы самая малая степень действительного контроля над ситуацией.

Плюсы и минусы децентрализации

Децентрализация более эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения, и особенно если эти решения не требуют согласований и утверждения руководством. Во многих случаях децентрализация управленческих функций становится неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия или организации (например, филиалы) или при необходимости узкой специализации.

Конечно, есть и негативные стороны децентрализации — это постепенное обособление частей (филиалов), что часто ведет к ослаблению контроля и единства в действиях, а также к конфликтам.

Опытные руководители часто и обоснованно опасаются потерять контроль над управляемой системой, а слабые — что появится компетентный неформальный лидер (конкурент), который может затмить своего начальника и подорвать его авторитет.

При децентрализации руководитель должен проявить весь свой организаторский талант и постараться взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки и делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, хорошим специалистам своего дела. Но при этом не следует мешать их работе постоянным навязчивым контролем, если они в целом успешно выполняют каждый свои служебные обязанности. Но когда появляется явная угроза срыва запланированных работ или есть обоснованные причины смещения заместителя руководителя при его очевидном несоответствии, руководитель просто обязан вмешаться в работу структурного подразделения (филиала), применив всю полноту своей власти вплоть до замены заместителя собой.

Также в децентрализации большое значение имеет достижение и поддержание в рабочем коллективе так называемого баланса власти, что, правда, очень не просто.

В основе любой организационной структуры, независимо от применяющихся критериев оптимальности и действующей системы ограничений, лежит принцип оптимизации, поэтому при децентрализации стоит учесть все нюансы и просчитать возможные последствия.

Мы коротко рассмотрели термин децентрализация, постарались  раскрыть его характерные особенности и суть.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — это… Что такое ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ?


ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

(decentralization) Передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие организации. В рамках государственного сектора децентрализация означает, что решения принимаются не центральным правительством, а местными и региональными органами власти. В частном секторе децентрализация означает, что решения принимаются не в штаб-квартирах компаний, а непосредственно в подразделениях или филиалах. Децентрализация может также принимать формы делегирования государственными органами полномочий на принятие решений частным организациям, например жилищным ассоциациям, или принудительного разделения компаний-монополистов.


Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

Экономический словарь. 2000.

Синонимы:
  • ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ
  • ДЕШЕВЫЕ ДЕНЬГИ

Смотреть что такое «ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ» в других словарях:

  • децентрализация — децентрализация …   Орфографический словарь-справочник

  • ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (ново лат., от de от, и centrum центр, средоточие). Вообще: удаление, отделение от центра; в частности: управление, противоположное централизации; развитие самоуправления в отдельных провинциях государства. Словарь иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — [дэ], децентрализации, жен. (от лат. приставки de от, без и слова централизация) (книжн.). Система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов. Децентрализация аппарата треста. Толковый словарь Ушакова …   Толковый словарь Ушакова

  • децентрализация — рассредоточение Словарь русских синонимов. децентрализация сущ., кол во синонимов: 1 • рассредоточение (4) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • децентрализация — и, ж. décentralisation f. Противополагается централизации; такое государственное устройство, когда части государства пользуются в некоторой степени правом самоуправления. Павленков 1911. Немецкий канцлер .. неожиданно является горячим сторонником …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • децентрализация — децентрализация. Произносится [дэцентрализация] и допустимо [децентрализация] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — в конституционном праве процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства …   Юридический словарь

  • Децентрализация — переход управления от центральных органов власти к местным органам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • децентрализация — ДЕ ЕНТРАЛИЗОВАТЬ [дэ], зую, зуешь; ованный; сов. и несов., что (книжн.). Сделать (делать) менее централизованным, рассредоточить ( чивать). Д. управление. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (от лат. de… приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего либо, и фр. centralisation центра лизация) англ. decentralization; нем. Dezentralisation. Процесс передачи функций центральной власти органам местной власти. см.… …   Энциклопедия социологии

Книги

  • Децентрализация и самоуправление, П.П. Гронский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство`Москва`). В… Подробнее  Купить за 1653 грн (только Украина)
  • Децентрализация и самоуправление, П.П. Гронский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство «Москва»… Подробнее  Купить за 1278 руб
  • О криптовалюте просто. Биткоин, эфириум, блокчейн, децентрализация, майнинг, ICO&Co., Хосп Джулиан. Эта книга — самый быстрый способ войти в мир криптовалют и начать ими пользоваться. Вы хоть раз спрашивали себя, что такое биткоин, криптовалюта или блокчейн? А децентрализация? Как вы… Подробнее  Купить за 462 руб
Другие книги по запросу «ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ» >>

dic.academic.ru

9. Определение понятия «децентрализация». Децентрализация и эффективность.

Термин «децентрализация» используется достаточно широко, однако его значение понимается далеко не всегда одинаково.

Ниже приводятся два распространенных определения децентрализации – первое касается децентрализации в сфере государственного управления, второе – в сфере управления фирмой. Вместе они дают достаточно полное представление о сути децентрализации, преимуществах и рисках, связанных с проведением реформ:

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ: передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет снижения круга полномочий вышестоящих. Децентрализация позволяет повысить эффективность управления за счет приближения власти к избирателям, более полного учета местной специфики и предпочтений населения.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ: проводимая фирмами политика децентрализации управления направлена на то, чтобы управляющие структурными подразделениями действовали так, как если бы они возглавляли независимые компании.

В результате децентрализации управления часто возникают следующие проблемы: управляющие начинают действовать исключительно в интересах своего структурного подразделения, не заботясь о соблюдении интересов фирмы; происходит дублирование функций, возрастают управленческие расходы.

В действительности государство — это совокупность субъектов, каждый из которых располагает собственными ресурсами. Так, в России наряду с федеральными властями имеются региональные и местные власти, обладающие широкими полномочиями, собственным имуществом и бюджетами. Аналогичная ситуация имеет место в других федеративных государствах, например, в Германии,Канаде, Мексике, США. Даже в унитарных государствах региональным и местным органам присуща некоторая самостоятельность если не в определении источников доходов, то в аллокации расходов бюджетов. По сути, именно способность в определеных пределах распоряжаться ресурсами общественного сектора делает власть территориальных органов реальной.

В то же время решения, принимаемые на общенациональном уровне, существенно влияют на политику территорий, в том числе бюджетную. Это происходит, в частности, потому, что во многих странах, в том числе в России, территориальные бюджеты формируются в большой степени за счет устанавливаемых законом отчислений от общенациональных (федеральных) налогов, а также за счет финансовой помощи из общенационального бюджета.

Таким образом, на практике имеет место сложная система экономических взаимоотношений между властями разного уровня. Объяснить эти взаимоотношения и определить пути их наиболее рационального построения призвана теория бюджетного (или так называемого фискального) федерализма. Данный термин применяется и в отношении стран, которые федерациями не являются. Федерализм и данном случае подразумевает только наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства. В той мере, в какой децентрализованное в территориальном разрезе распоряжение общественными ресурсами не сводится к реализации бюджетных полномочий (так, например, регионы могут владеть собственными предприятиями), фискальный федерализм составляет аспект более широкого понятия, а именно экономического федерализма — впрочем, аспект наиболее важный, определяющий.

Межтерриториальные экономические отношения неизбежно испытывают влияние многообразных исторических, географических, политических и этнокультурных факторов. Экономическая теория дает возможность выделять те тенденции, которые в наибольшей степени отвечают идее рационального выбора форм и степени децентрализации, масштабов самоуправляемых территориальных единиц, механизмов пополнения и расходования их бюджетов.

Итак, бюджетный федерализм, в принципе, способен быть эффективным,

если:

— децентрализованно принимаются решения, относящиеся к поставке тех общественных благ, выгоды от которых в основном локализуются на данной территории;

— локализацию выгод предполагается в существенной степени совместить с территориальной локализацией издержек, иными словами, жители региона берут на себя преимущественную (не обязательно полную) ответственность за финансирование поставки локальных общественных благ;

— предпочтения, относящиеся к локальным общественным благам, в большей степени различаются между регионами, чем внутри регионов; иначе говоря, население региона в некотором смысле более однородно, чем население страны в целом.

Основной вопрос децентрализации может быть сформулирован так: является ли децентрализованная система управления более эффективной, чем централизованная, а поскольку речь идет о системе государственного управления, то обеспечивает ли децентрализованная система более полное удовлетворение потребностей получателей бюджетных услуг при том же объеме бюджетных ресурсов, чем централизованная?

Поскольку ни абсолютно централизованных, ни абсолютно децентрализованных систем управления не существует, для сравнения различных систем, в частности, для проведения межгосударственных сравнений, или для сравнения вариантов предполагаемых реформ необходимо научиться измерять: степень децентрализации, эффективность исполнения бюджетных (государственных) функций, эффективность предоставления бюджетных услуг, эффективность государственного управления.

studfiles.net

Децентрализация — это… Что такое Децентрализация?

Децентрализа́ция — в иерархической системе такая реорганизация протекающих внутри системы процессов, при которой часть процессов переводятся на более низкий уровень иерархии; соответственно, при централизации — на более высокий уровень. Например, в менеджменте децентрализация означает делегирование руководителем таковых полномочий и обязанностей подчинённым, наделяя их тем самым большей свободой воли, но и вместе с тем большей ответственностью.

В политологии обычно под децентрализацией понимают рассредоточение доли государственной власти в некоем центре (например, конфедерация — часть государственной власти (полномочия и ответственность за их использование) делегируется от центрального правительства регионам). Некоторыми политологами считается, что крайняя степень децентрализации государственной власти — конфедерация. Но это не совсем так, поскольку конфедерация может возникнуть в результате добровольного объединения нескольких государств. А это означает, что децентрализованное управление ими на уровне конфедерации уже закладывается изначально, а не является результатом процессов децентрализации. В современном значении понятие «децентрализации» имеет мало отношения к условному и терминологически устаревшему соотношению «федерация-конфедерация». Децентрализация больше относится к критериям и процедурам принятия решений на различных уровнях власти, например, «Центр-Департаменты-Коммуны», как во Франции или «федеральные-региональные-местные органы власти» как в России. То есть применимы в рамках конкретного государства, а не искусственно обозначенной совокупности таковых.

В информатике (конкретнее, в теории передачи данных) под децентрализацией понимают создание таких условий, чтобы надобность в сервере отпала, и участники сети обладали одним рангом. В качестве примера можно рассмотреть популярные интранет-чаты, некоторые из которых следуют централизации (требуют выделения отдельного сервера, на котором хранится информация о текущих процессах в чате и который организует обмен данными с клиентами), а некоторые — децентрализации (сервера нет, информация о текущих процессах в чате хранится распределённо на машинах клиентов и передаётся, как правило, широковещательными сообщениями).

См. также

dic.academic.ru

Децентрализация Википедия

Децентрализа́ция — процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа.[1][2] Понятие децентрализации используется в описании групповой динамики, в менеджменте, политической науке, праве, государственном и общественном управлении, экономике и технологии.

История[ | ]

Алексис де Токвиль

Слово «централизация» вошло в употребление во Франции в 1794 году, после Великой французской революции, когда лидеры Французской Директории создали новую правительственную структуру. Слово «децентрализация» вошло в употребление в 1820-е гг.[3]. Слова «централизация» как и «децентрализация» вошли в письменный английский в первой трети XIX в.[4] В середине XIX в. Алексис де Токвиль написал, что Французская революция началась с «толчка к децентрализации… [но стала], в конце-концов — расширенной централизацией».[5] В 1863 году французский чиновник (бюрократ) в отставке Морис Блок написал статью под заголовком «Децентрализация» для одного французского журнала, в которой рассмотрел динамику власти и бюрократической централизации и последние (на тот момент) французские усилия, направленные на децентрализацию государственных функций.[6]

Идеи свободы и децентрализации были доведены до логического окончания в течение XIX и XX вв. антигосударственными политическими активистами, называвшими себя «анархистами», «либертарианцами» и «децентралистами». Алексис де Токвиль, будучи адвокатом писал: «Децентрализация имеет не только административную ценность, но также гражданское измерение, так как она увеличивает возможности граждан деятельно интересоваться публичными делами; это позволяет им привыкнуть к использованию свободы. А из накопления этих локальных, деятельных, „разборчивых“ свобод рождается наиболее эффективный противовес к притязаниям центрального правительства, даже если они были поддержаны безличной, коллективной волей».[7]Пьер-Жозеф Прудон (1809—1865), влиятельный теоретик анархизма[8] писал: «Все мои экономические идеи, разрабатывавшиеся на протяжении 25 лет могут быть суммированы в словах: агрокультурно-индустриальная федерация. Все мои политические идеи сводятся к аналогичной формуле: политическая федерация или децентрализация».[9]

В начале XX в. в ответ на централизацию экономических сил и политической власти существовало децентралистическое движение. Оно обвиняло крупные промышленные производства в уничтожении относящихся к среднему классу владельцев магазинов и небольших производств (мануфактур) и продвигало идеи увеличения возможностей владения собственностью и возврата к жизни в небольших, локальных масштабах.[10]

Согласно докладу Программа развития ООН (1999):

Огромное число развивающихся стран и стран с переходной экономикой взяли курс на осуществление той или иной формы децентрализационных программ. Эта тенденция связана с растущим интересом к роли гражданского общества и частного сектора как партнёров для правительств, находящихся в поиске новых путей обслуживания [граждан]. Децентрализация руководства и укрепление локальных/местных способностей к руководству, это также часть более широких социальных тенденций. Они включают в себя, например, возрастание недоверия к власти в целом, впечатляющий упадок некоторых наиболее централизованных режимов в мире (особенно Советского союза) и появление сепаратистских запросов, которые регулярно появляются то в той, то в иной части мира. Движение к местной подотчётности и к большему контролю над своей собственной судьбой, это, однако, не только результат негативного отношения к центральному руководству. Скорее, эти направления развития, как мы уже отмечали, в принципе направляемы сильным желанием в большем участии граждан и организаций частного сектора в руковод

ru-wiki.ru

Децентрализация Википедия

Децентрализа́ция — процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа.[1][2] Понятие децентрализации используется в описании групповой динамики, в менеджменте, политической науке, праве, государственном и общественном управлении, экономике и технологии.

История

Алексис де Токвиль

Слово «централизация» вошло в употребление во Франции в 1794 году, после Великой французской революции, когда лидеры Французской Директории создали новую правительственную структуру. Слово «децентрализация» вошло в употребление в 1820-е гг.[3]. Слова «централизация» как и «децентрализация» вошли в письменный английский в первой трети XIX в.[4] В середине XIX в. Алексис де Токвиль написал, что Французская революция началась с «толчка к децентрализации… [но стала], в конце-концов — расширенной централизацией».[5] В 1863 году французский чиновник (бюрократ) в отставке Морис Блок написал статью под заголовком «Децентрализация» для одного французского журнала, в которой рассмотрел динамику власти и бюрократической централизации и последние (на тот момент) французские усилия, направленные на децентрализацию государственных функций.[6]

Идеи свободы и децентрализации были доведены до логического окончания в течение XIX и XX вв. антигосударственными политическими активистами, называвшими себя «анархистами», «либертарианцами» и «децентралистами». Алексис де Токвиль, будучи адвокатом писал: «Децентрализация имеет не только административную ценность, но также гражданское измерение, так как она увеличивает возможности граждан деятельно интересоваться публичными делами; это позволяет им привыкнуть к использованию свободы. А из накопления этих локальных, деятельных, „разборчивых“ свобод рождается наиболее эффективный противовес к притязаниям центрального правительства, даже если они были поддержаны безличной, коллективной волей».[7]Пьер-Жозеф Прудон (1809—1865), влиятельный теоретик анархизма[8] писал: «Все мои экономические идеи, разрабатывавшиеся на протяжении 25 лет могут быть суммированы в словах: агрокультурно-индустриальная федерация. Все мои политические идеи сводятся к аналогичной формуле: политическая федерация или децентрализация».[9]

В начале XX в. в ответ на централизацию экономических сил и политической власти существовало децентралистическое движение. Оно обвиняло крупные промышленные производства в уничтожении относящихся к среднему классу владельцев магазинов и небольших производств (мануфактур) и продвигало идеи увеличения возможностей владения собственностью и возврата к жизни в небольших, локальных масштабах.[10]

Согласно докладу Программа развития ООН (1999):

Огромное число развивающихся стран и стран с переходной экономикой взяли курс на осуществление той или иной формы децентрализационных программ. Эта тенденция связана с растущим интересом к роли гражданского общества и частного сектора как партнёров для правительств, находящихся в поиске новых путей обслуживания [граждан]. Децентрализация руководства и укрепление локальных/местных способностей к руководству, это также часть более широких социальных тенденций. Они включают в себя, например, возрастание недоверия к власти в целом, впечатляющий упадок некоторых наиболее централизованных режимов в мире (особенно Советского союза) и появление сепаратистских запросов, которые регулярно появляются то в той, то в иной части мира. Движение к местной подотчётности и к большему контролю над своей собственной судьбой, это, однако, не только результат негативного отношения к центральному руководству. Скорее, эти направления развития, как мы уже отмечали, в принципе направляемы сильным желанием в большем участии граждан и организаций частного сектора в руководстве.[11]

Обзор

Под децентрализацией, рассмотренной в рамках системного подхода может пониматься, в рамках иерархической системы такая реорганизация протекающих внутрисистемных процессов, при которой часть процессов переводится на более низкий уровень иерархии; соответственно, при централизации — на более высокий уровень. Например, в менеджменте децентрализация означает делегирование руководителем таковых полномочий и обязанностей подчинённым, наделяя их тем самым большей свободой воли, но и вместе с тем большей ответственностью.

В политологии обычно под децентрализацией понимают рассредоточение доли государственной власти в некоем центре (например, конфедерация — часть государственной власти (полномочия и ответственность за их использование) делегируется от центрального правительства регионам).

В современном значении понятие «децентрализации» имеет мало отношения к условному и терминологически устаревшему соотношению «федерация-конфедерация». Децентрализация больше относится к критериям и процедурам принятия решений на различных уровнях власти, например, «Центр-Департаменты-Коммуны», как во Франции или «федеральные-региональные-местные органы власти» как в России. То есть применимы в рамках конкретного государства, а не искусственно обозначенной совокупности таковых.

В информатике (конкретнее, в теории передачи данных) под децентрализацией понимают создание таких условий, чтобы надобность в сервере отпала, и участники сети обладали одним рангом. В качестве примера можно рассмотреть популярные интранет-чаты, некоторые из которых следуют централизации (требуют выделения отдельного сервера, на котором хранится информация о текущих процессах в чате и который организует обмен данными с клиентами), а некоторые — децентрализации (сервера нет, информация о текущих процессах в чате хранится распределённо на машинах клиентов и передаётся, как правило, широковещательными сообщениями).

См. также

Примечания

  1. ↑ Definition of decentralization, TheFreeDictionary.com, проверено 10 декабря 2014.
  2. ↑ Definition of decentralization, Merriam-Webster Dictionary, проверено 10 декабря 2014.
  3. ↑ Vivien A. Schmidt, Democratizing France: The Political and Administrative History of Decentralization, Cambridge University Press, 2007, p. 22, ISBN 9780521036054
  4. ↑ Barbara Levick, Claudius, Psychology Press, 2012, p. 81, ISBN 9780415166195
  5. ↑ Vivien A. Schmidt, Democratizing France: The Political and Administrative History of Decentralization, p. 10.
  6. ↑ Robert Leroux, French Liberalism in the 19th Century: An Anthology, Chapter 6: Maurice Block on «Decentralization», Routledge, 2012, p. 255, ISBN 9781136313011
  7. ↑ A History of Decentralization, Earth Institute of Columbia University website, accessed February 4, 2013.
    • Encyclopedia Americana / George Edward Rines. — New York : Encyclopedia Americana Corp., 1918. — P. 624.
    • Hamilton, Peter. Émile Durkheim. — New York : Routledge, 1995. — P. 79. — ISBN 0415110475.
  8. ↑ «Du principe Fédératif» («Principle of Federation»), 1863.
  9. ↑ Craig R. Prentiss, Debating God’s Economy: Social Justice in America on the Eve of Vatican II, Penn State Press, 2008, p. 43, ISBN 9780271033419
  10. ↑ “Decentralization: A Sampling of Definitions”, 1999, p. 11-12.

wikiredia.ru

Обновлено: 13.04.2019 — 15:54

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *