Деньги под проценты в исламе – Ростовщичество (риба) | islam.ru

Ростовщичество (риба) | islam.ru

У ростовщичества (риба) есть разные виды, но мы затронем самый распространённый – это рибаль карз (проценты). Отдавать в долг под проценты или брать в долг кредит под проценты – это тяжкий грех, который на сегодняшний день очень распространён. Некоторые не считают это грехом, и как же эти люди ошибаются! Ибо в хадисе сказано: «Риба (ростовщичество) имеет семьдесят врат наказаний, и самое лёгкое подобно совершению прелюбодеяния с родной матерью…» (имам Хаким).

Ислам, как гуманная религия, призывает к помощи друг другу и не запрещает того, что приносило бы пользу. По этому поводу Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах помогает своему рабу, пока раб Его помогает своему брату по вере» (имам Муслим). А ростовщичество наносит вред тем, что человек и так обратился за помощью к другому в тяжёлой ситуации, а тут ещё и процент, который накладывают на него.

Ростовщичество разделяет людей, отдаляет сердца. Потому как одним трудно, а другие наживаются на горе и проблемах другого человека. Конечно, наживающиеся с процентов и те, с которых взимается процент, по-разному отреагируют на статью, но важно не это, а восприятие и следование запрету этого тяжкого греха.

Аллах в Коране сказал (смысл): «Которые кушают риба, не будут воскрешены кроме как одержимые сатаной, потому что они говорили (дозволяя риба), что торговля подобна риба» (сура «аль-Бакара», аят 275). Иначе говоря, они дозволяли то, что запретил Аллах, сравнивая это с торговлей, следуя за своими желаниями.

У тех, кто употребляет риба, в День Суда будет особый вид. Каттадат, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине кушающий риба будет воскрешён как сумасшедший (маджнун), и по этому состоянию его будут узнавать другие в День Суда

».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В ночь моего вознесения на седьмом небе я услышал гром и молнию и увидел людей, утробы которых стали домами змей и скорпионов, и я спросил: «Кто эти люди, о Джабраил?», и тот ответил: «Это те, которые кушали риба»» (имам Ахмад и ибн Маджах от Абу Хурайры).

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Когда в каком-то селении (или местности) выявились риба и прелюбодеяние, то Аллах насылает погибель на эту местность» (Табарани). Иначе говоря, в том месте уходит благодать от всего.

Мы наблюдаем сегодня у людей очень сильные психические расстройства: человек просто так убивает людей на улице или в магазине, бросается из окон или мостов, стремясь к суициду… Пророк сказал: «

Не выявится народ, кушающий риба, (иным путём) кроме как в этой местности распространятся сумасшествия…» (ибн Маджах, аль-Байхаки, имам Хаким).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, кушающего риба наказывают в его могиле до Судного Дня, топя в реке красного цвета как кровь, и будет он глотать камни» (смысл длинного хадиса, переданного имамом аль-Бухари от Сумрата).

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Когда Пророк произносил проповедь, он упомянул о риба, очень жёстко выражался насчёт неё и сказал: в Исламе грех одной серебряной монеты (дирхам), приобретённой от риба, тяжелее, чем шестьдесят три прелюбодеяния

» (имам Ахмад).

Можно привести ещё много изречений Пророка (мир ему и благословение), сподвижников о запрете этого греха.

Найдётся, возможно, человек, который скажет: «Как всё строго в Исламе!» На это мы ответим следующее:

во-первых: Аллах показал человеку тяжесть этого греха;

во-вторых: пускай каждый хорошенько задумается о вреде риба, когда имущие наживаются на нуждающихся людях, давая им деньги под процент, видя безвыходную ситуацию нуждающихся.

Очень хотелось бы надеяться на понимание и принятие назидания. Да простит Аллах все грехи наши, ведь Он Всепрощающий и Милостивый!

islam.ru

Запрещено давать деньги в долг под процент

Ислам запрещает как брать деньги в долг под проценты, так и предоставлять такую услугу, независимо от цели ссуды или показателей, при которых начислены проценты.
Несомненно, что кредитор, взимающий проценты у своего должника, является проклятым человеком пред Аллахом и людьми. Однако Ислам, в котором показана технология запрета, признает преступником не только кредитора, но и всех тех, кто принимает участие в этом грехе. Плательщик процента, пишущий долговую расписку, а также свидетель этого акта – все они являются соучастниками греховной сделки. В хадисе говорится:

“Аллах проклял того, кто взимает и платит проценты, а также тех, кто свидетельствует и записывает эту сделку”

Однако если безысходность толкает человека взять деньги под проценты, то грех в этом случае ложится только на кредитора. Безысходность определяется следующими условиями:

1. Взятие кредита должно быть оправдано реальной необходимостью, а не всего лишь желанием улучшить свое благосостояние. Необходимость кредита должна быть настолько насущна, что его отсутствие может угрожать жизни человека, например, может быть кредит на еду, одежду или медицинскую помощь.

2. Предел такого кредита не должен превышать ту сумму, которая требуется на решение стоящей проблемы. Так, например, если достаточная сумма денег составляет девять долларов, взятие в долг десяти долларов уже незаконно.

3. Человеку надо приложить максимум усилий, чтобы выйти из трудной ситуации, прибегая к помощи своих братьев мусульман. Но если и в этом случае не найдется выхода, то в Коране говорится так: “Если же кто вынужден поступить подобным образом, не будучи нечестивцем и преступником, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный” (Коран, 2:173)


Ссудный процент, в привычном для нас  понимании, это всего лишь способ «сказать спасибо банку за оказанную услугу», но при детальном рассмотрении он представляет собой механизм формирования «лёгкой» прибыли или дохода, не требующие сколько-нибудь значимых усилий.

В Исламе деньги могут использоваться только для того, чтобы способствовать развитию коммерции и торговли. Поскольку в Исламе обобщены и вынесены в окончательно правильном виде все положения относительно жизни в целом, и экономики, в данном случае, то величайшие исламские богословы сходятся абсолютно без разногласий в том, что деньги, влекущие за собой долг, могут создавать богатство, но посредством эксплуатации, притеснения и даже порабощения тех, кому эти деньги были даны в долг под проценты.

Однако мы должны отметить, что коранический запрет на процент вовсе не подразумевает, что экономические интересы должны строиться на бесплатной основе и иметь альтруистичную основу. В то время как Ислам признаёт капитал фактором производства, тем не менее не позволяет этому фактору иметь превалирующее значение в сделках, когда формируется необоснованный излишек в форме «интереса». Вместо этого Ислам предлагает допустимую и жизнеспособную альтернативу, а именно – разделение прибыли: владелец капитала может законно участвовать в прибылях, но также должен иметь в виду, что на равных разделит с предпринимателем и потери.

Инвесторы при ведении дел на исламских условиях не имеют никакого права требовать фиксированную процентную ставку возвращения данных в долг или пущенных в дело денег. Никто не наделён правом на получение прибыли, если не разделяет участия и в возможном риске, убытке.

Исламское банковское дело – более рисковое по сравнению с обычными банковскими операциями, поскольку именно разделение риска, а не прибыли создаёт основу для ведения всех исламских финансовых операций.

Глобальные финансы, в форме нерегулируемого и неэтичного капитализма, представляют глубокую угрозу Исламу. И поскольку Ислам явно запрещает концентрацию богатства в руках немногих, что влечёт за собой непозволительную роскошь (исраф) и в то же время скупость, признаки глобальной финансовой либерализации находятся в глубоком конфликте с мусульманскими ценностями. Хотя гуманность как основа жизни имеет место во всех мировых конфессиях, которые призывают к честности, открытости и морали.

И происходящее сегодня во всём мире лишний раз доказывает нам, что основу всей мировой экономики всё же должна составлять именно нравственность.

«Введение в практику Ислама» Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

«Ислам проклинает террор» Мораль Ислама — источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих «от имени веры»

dum-spb.ru

Можно ли мусульманам одалживать деньги? Как должны вести себя берущий в долг и дающий?

В Исламе долг называется карз. Это предоставление денег или других материальных ценностей кому-либо на время с условием возврата без увеличения суммы. Согласно нормам шариата, это разрешённое и богоугодное деяние. Об этом свидетельствуют аяты Корана, хадисы и алимы-правоведы. Благотворительность и садака (милостыня) также считаются карзом Аллаху.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что Его вознаграждение за данные в долг средства больше, чем за садака. Однажды он увидел надпись на воротах Рая: «Садака вознаграждается в десятикратном размере, карз — в восемнадцатикратном» и попросил Джабраила (алейхиссаллям) объяснить. Ангел ответил: «Человек может просить что-либо, даже имея, а одалживает лишь в случае крайней нужды».

Мусульманам дозволено просить в долг (мубах), а давать — желательно (мандуб). Но если кредитор точно знает, что средства берутся не на благие цели (азартные игры, спиртное), то одалживать — недопустимо (харам). Нежелательно занимать, заранее зная, что не получится вернуть ссуду (макрух). В то же время следует одолжить деньги для пропитания семьи, если просящий не может получить средства другим путём (ваджиб).

Необходимо оговаривать предоставление кредита. Дающему в долг следует сказать: «Я даю тебе карз», а берущему: «Я принял». Молчаливая передача и приём средств недостаточны, а заключение договора защищает стороны от разногласий в будущем. Желательно также, чтобы при передаче денег присутствовали свидетели или же сделка заверялась у нотариуса. Иными словами, приветствуются любые действия, повышающие ответственность должника и кредитора, чтобы исключить в дальнейшем конфликты.

Занимающий должен быть человеком зрелым, умным, умеренным в делах и хозяйстве. Нельзя брать и давать карз несовершеннолетнему и слабоумному. Предоставление кредита должно быть сугубо добровольным поступком обоих сторон, карз по принуждению недопустим.

Можно давать и получать деньги в долг, урожай, скот, недвижимость и другое имущество — те ценности, которые получается оценить и измерить. Карз должен быть определён по весу, объёму, количеству или по другим параметрам. Это необходимо для точного возврата долга.

Если кредитор потребует имущество обратно, в то время как должник использовал его, то необходимо вернуть эквивалент. Мусульманин может попросить выплатить займ в любое время, вне зависимости, устанавливался ли срок карза или нет.

Ростовщичество недопустимо для мусульманина. Запрещены любые условия, в несущие выгоду кредитору, например, возврат денег с процентами или же товар лучшего качества. Карз подразумевает только помощь одалживающему. Шариат допускает возврат займа с учётом инфляции, но нужно уточнить, как будет определяться стоимость карза на момент возврата.

Мусульманин может в качестве признательности преподнести кредитору подарок, но только после полного погашения займа. Желательно (сунна) отблагодарить того, кто сделал добро, поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) призывал: «Старайтесь выплачивать свои долги красиво».

Карз необходимо возвращать своевременно. Затягивание с выплатой займа считается угнетением (зульм). В одном из хадисов сказано, что в Судный День могут быть прощены грехи человека, но не долги. За карз спросят даже с павших в сражении (шахидов), которым Аллах простил все проступки. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) напутствовал мусульман, отправлявшихся на войну, первым делом вернуть долги.

Если человек не в состоянии возвратить ссуду, то мусульманину желательно простить его. Такой поступок является богоугодным деянием.

www.islamisemya.com

Деньги в исламе

Богатства должны принадлежать все людям, в том числе и бедным

Каждая религия содержит определенные руководства по отношению к роскоши, накопительству, деньгам и богатству. Ислам выделяет в человеке три составляющих: душу, разум и тело. Соответственно каждая составляющая имеет свои потребности. Разум нуждается в знаниях и размышлениях, душа – в вере в бога, тело – в еде, воздухе, одежде. Работа в Исламе является не просто весомой частью в жизни человека, она является обязанностью.

Аллах позволяет людям удовлетворять свои нужды в разумных пределах и считает, что богатство людям дано в долг. Всевышний хочет, чтоб люди делились богатством, которое принадлежит ему, с теми, кому меньше повезло в жизни, которые нуждаются в помощи. Все люди, в том числе и бедные, имеют право на свою долю богатства, которую доверил нам Аллах.

Ислам говорит о том, что деньги нельзя любить больше чем Аллаха и его творения. Мусульмане должны осознавать, что все богатство принадлежит только Аллаху.

Запрет ростовщичества и ссудного процента в Исламе

В Исламе деятельность, унижающая достоинство, относится к нежелательному труду или заработку. К примеру, сдача в аренду помещения на открытие баров либо магазинов, где торгуют алкоголем и сигаретами. Деньги, заработанные таким образом, считаются запретными. В таком случае вы становитесь соучастником греха, и в Судный день вам придется за это ответить. Также нельзя зарабатывать деньги на оказании помощи, так как все мусульмане – братья и должны помогать друг другу безвозмездно.

Можно отметить этнические и социальные условия отбора экономических действий в Исламе. В первую очередь к этому относится запрет на инвестиции в:

  • Переработку мяса животных, умерших своей смертью, свинины, крови;
  • Колдовство;
  • Проституцию;
  • Производство алкогольной и табачной продукции.

Ислам запрещает ссудный процент, поэтому сущность исламской экономики – это отказ от фьючерсных сделок и процентов. Ближе всего к методике работы исламских банков подходит понятие проектное инвестирование. Таким образом, банк не получает процента, он изучает человека, пришедшего к нему за помощью, и анализирует риски, связанные с его бизнес-планом.
Правила, по которым работают исламские банки:

Самый лучший вид заработка у мусульман – это торговля и ремесло. Но Аллах не каждому дает талант зарабатывания денег. К примеру, некоторые хорошо зарабатывают, не расходуя много сил и денег, другие же наоборот. Поэтому тот, которому Всевышний дал такой дар, должен помогать тому, у кого нет такого дара.

Islam-today

Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репост!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Все о деньгах с точки зрения ислама

Многое в нашей жизни заточено на деньгах, с денежными вопросами мы имеем дело на ежедневной основе. Вот что Коран и сунна Посланника Аллаха (мир ему) говорит о вопросах, связанных с деньгами:

Ростовщичество – предоставление денег в долг под проценты (в рост)

Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников ( 2: 276).

В Ночь Мирадж увидел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) человека, который купается в речке из крови и глотает камни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил, кто это? Джабраил ответил, что это тот, кто кушает от ростовщичества (риба).

Посланник Аллаха говорил: «В ночь, когда я вознесся на небо, я столкнулся с людьми, животы которых были как дома, полные змей, и их можно было увидеть снаружи. Я спросил Джабраиля, кто эти люди, и он ответил, что это те, кто совершал Риба».

«Риба (ростовщичество) имеет семьдесят врат наказаний, и самое лёгкое подобно совершению прелюбодеяния с родной матерью…»

Наследование

Каждому человеку Мы определили близких, которые наследуют из того, что оставили родители и ближайшие родственники. Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю. Воистину, Аллах — Свидетель всякой вещи (4:33)

Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел (4:7).

Заработок

«Коль будете трудиться, уповая на Аллаха, Он накормит вас; посмотрите, как Он кормит птиц, которые вылетают из гнезд на рассвете, а вечером возвращаются сытые».

Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что Судный День настанет тогда, когда люди перестанут беспокоиться каким образом они зарабатывают деньги.

В хадисе сказано, что человек, который взращён на неправедном заработке не войдет в рай.

«В Судный день честный, правдивый торговец будет вместе с Пророками,  святыми и праведниками».

Долги

«После тяжких грехов самым большим является оставление после своей смерти долг».

Кредит

«Аллах проклял тех, кто берет риба, дает ее, записывает ее и выступает свидетелем в этом».

«У лихоимства есть семьдесят три формы, самая легкая из которых подобна кровосмешению человека с собственной матерью. А самым тяжким лихоимством является покушение на честь мусульманина».

«Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату, держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете сражаться на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии».

Богатые и бедные

Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это — тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка (107: 1-3).
«Тот, кто заботится о вдове и о бедных людях, подобен воину на пути Аллаха, или подобен тому, который постится днем и выстаивает ночь (на намазе)».

Накопления

О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха. Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями (9:34).

Благотворительность

«Семерых Аллах  укроет в Его тени в день, когда будет одна-единственная тень: (в их числе) мужчина, поднесший милостыню тайком, так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…»

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню (с иманом), он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (сура «аль-Хадид», аят 18).

Чрезмерность

Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу (17:26-27).

Скупость

Сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал, что каждый день два ангела спускаются с неба и один из них говорит: «О Аллах! Возмести каждому, кто расходует на твоем пути», а другой говорит: «О Аллах! Обедни скупого».

Худшее, что есть в мужчине – это беспокойная скупость и сильная трусость.

Пророк (мир ему) сказал: «Два качества, которые не могут совместится с верующим: это скупость и плохой нрав».

«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным».

Умеренность в милостыне

Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным (17:29).

Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями (25:67).

Взяточничество

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188).

Довольство

«Богатство – это не обилие имущества. Однако истинное богатство – это богатство души (довольство)».

Сайда Хайат

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Вера и Ислам | ДЕНЬГИ В ДОЛГ

Вопрос: В каких случаях можно просить взаймы?

Ответ: В трех случаях можно просить деньги в долг:

1- Для покупки нафака. Необходимые продукты, одежда тоже входят в нафака.

2 – Для покупки, аренды жилья, одежды укрывающей от холода или лечения и подобных нужд.

3 – Для покупки одежды, чтобы выглядеть подобающим образом, соответствовать статусу и обычаям.

Взаймы дают только для таких случаев. Деньги не дают в долг злодеям, тем у кого нет нужды, тем кто тратит на ненужное и запретное. Нельзя дать в долг таким образом чтобы самому оказаться в затрудненном положений. (Саадати Абадийа)

Кроме этих трех случаев просить взаймы не разрешается. Например тому кто не имеет деньги, неправильно брать в долг на покупку торта, дорогих напитков, брендовой одежды, на покупку вещей только потому что сосед имеет такую же. Вкратце, если человек не имеет высокого положения, то не нужно влезать в долги для покупки дорогих продуктов, напитков и одежды.

Долг дается тому у кого есть в них необходимость. Не занимают деньги тому кто тратит свои сбережения на ненужное и харам. Нельзя ставить себя в трудную ситуацию одолжив свои деньги. Тому кто не обладает нисабом нельзя просить в долг для совершения курбана.

Тому кто берет в долг с намерением возвратить, помогает Аллаху тааля, а тому кто одолжил дается много савабов.

В хадиси шарифах сказано:

«За садака дается 10 савабов, если дал в долг дается 18 савабов.» (Табарани)

«Если дали в долг ради Аллаха, то за каждый день дается саваб за садака. Тому кто не требует от бедного быстрого  возврата денег, за каждый день дается саваб за садака всего имущества.» (Хаким)

Нужно быть очень осторожными и не влезать в долги! Хазрати Лукман Хаким сказал »Лучше носить на себе камни, чем долги.» Потому что долг может подвести человека до неверия. Наш пророк сказал:

«О мой Господь, прибегаю к тебе от неверия и долга.» (Несаи)

«Не имеющий долги живет свободно.» (Байхаки)

«Живя в спокойствии не вводите себя в страх взяв в долг.» (Хаким)

«Избегайте долгов! Ночи с долгами проходят в переживаниях, дни в притеснениях.» (Байхаки)

При первой же возможности нужно рассчитаться с  долгами! Долги и деньги которые нужно отдавать в рассрочку за полученный товар тоже нужно выплачивать вовремя! Отсрочивать долг, грех. Хазрати Ибрахим Адхам сказал: »Человеку с долгами не нужно есть пищу жирную и заправленную уксусом.» Имеющему долги даже не стоит давать садака пока не выплатит долг! В хадиси шарифе сказано:

«У человека который сам или его дети находятся в стесненном положений, или же имеющего долги, садака не примется.» (Бухари)

Нельзя давать в долг кто в нем не нуждается, тратится на ненужное и харам! Тот кто не может выплатить в оговоренный срок, должен  попросить отсрочки. Не отдавать долг имея на то возможность является злодеянием, грехом.  Человек который имея возможность просрочив долг всего на час, уже становится злодеем. И совершая намаз, и соблюдая пост, и находясь во сне, т.е. каждое мгновение будет под проклятиями. Быть богатым не значит иметь много денег. Не продать имеющийся товар, совершение греха.

«Взявший в долг не собираясь отдавать, в Судный День предстанет в качестве вора.» (Ибни Маджа)

«Не расплатившемуся с долгами имея возможность каждый день будет записываться грех злодеяния.» (Табарани)

«В Судный День, Аллаху тааля обратится к человеку не выплатившему долг: »ты думал Я оставлю это просто так?» и все его благие дела отдаст заемщику. Если у должника не окажется хорошего, то грехи заемщика лягут грузом должнику.» (Табарани)

Если предоставить должнику отсрочку то можно заработать саваб. В хадиси шарифе сказано:

«Кто желает спастись от тяжести Судного Дня пусть дает отсрочку должнику!» (Табарани )

«Аллаху тааля, в Судный День спасет от страха и ужаса того кто обрадовал человека оказавшегося в трудном положений или же выплатит его долг.» (Муслим)

«Кто хотел бы избавится от бед, достичь желаемого и спрятаться в тени Арша, пусть отсрочить долг бедняку который не может выплатить или же простит долг!» (Абдурраззак)

«В Судный День призовут к ответу мусульманина с большим количеством грехов. Он будет говорить «Нет у меня никакого добра. Я только лишь говорил своим подчиненным – не требуй возврата долга если должник беден, пусть возвращают когда смогут, если им нужно что-то то дай, не отпускай их с пустыми руками!» Аллаху тааля простит его и скажет: «О мой раб, сегодня ты нищий и нуждающийся. Также как ты переживал в земной жизни за Моих рабов, также и Мы в этот день благожелательны к тебе.»» (Бухари)

Вопрос: Можно ли избежать харама назначив при этом день возврата?

Ответ: Исмаил бин Осман, в толкований к »Рисаля Бай ва Шира» на 59 странице, говорит: »Назначать время возврата долга, продажа товара в кредит. Это деньги под проценты, большой грех.»

Для небольших денег это может быть и не важно, но для значительных сумм, день возврата назначить возможно. Чтобы стала известна дата платежа в течений года, в »Саадати Абадийа» говорится:

1 – От заемщика требуют предоставить поручителя. У поручителя берут долговую расписку где оговаривается срок возврата. Должник возвращает к договоренному сроку.

2 – Должник предоставляет человека который ему должен. Если известен срок возврата должника заемщику, то к этому сроку и возвращает. Если оговоренного срока нет, то тот, кто предоставляет долг, договаривается о сроке возврата.

3 – Или же продает заемщику в кредит что-нибудь дешевое за сумму долга. Обговаривают с заемщиком срок возвращения кредита. Затем забирает обратно этот товар за те же деньги. В »Хадика» говорится «Просящему в долг, можно продать один лист бумаги за тысячу.»

4 – В книге »Ашбах» пишется »При даче в долг, назначить срок возврата можно последовав мазхабу Малики.»

В книге »Мизан» говорится: »В мазхабе Малики, предоставленное в долг невозможно потребовать до или после обговоренного срока. Необходимо просить в назначенный срок.» Но последовать другому мазхабу возможно только в затруднительной ситуации. Необходимо чтобы были выполнены все условия вопроса следуемого мазхаба.

5 – В »Ибни Абидин» говорится «Если человека попросить »стань моим поручителем» и он согласится, то этот поручитель может сказать »вернешь к такому то сроку». Но если скажет »оплати мой долг такому-то» и поручитель согласится и выплатит долг, то должнику не разрешается выплатить этот долг в назначенный срок. Потому что он выплатил долг за должника и теперь должник стал должен ему. Не разрешается выплата долга к какой-то оговоренной дате.»

[Между хорошими знакомыми есть еще более удобный способ. Если будет сказано »если в такой-то день подаришь мне такую же сумму, то подарю эту же сумму тебе.» И если он примет, то деньги будут считаться данными в долг.]

Вопрос: Помогая, давая в долг, лучше предпочесть родственника?

Ответ: За любую помощь оказанную людям, долг или садака есть огромное количество саваба. Как-то к Расулюллаху обратилась женщина: «Если буду содержать своего бедного мужа зачтется ли это как садака? На что пророк ответил »За это есть два саваба. Одно это садака а второе сыла-и рахим.»» (Бухари)

По этому поводу приведем следующие хадисы:

«Садака преподнесенное родственнику который прервал отношения более добродетельный.» (Табарани)

«Тратьте деньги в первую очередь на свои нужды, если есть излишки расходуйте на нужды семьи! И если после этого есть излишки, помогайте родственникам!» (Муслим)

«Тот кто имея возможность не помог двоюродному брату по отцовской линий когда он попросил об этом, в Судный День останется без добродетели Аллаха.» (Табарани)

«Одолживший мусульманину получит в два раза больше саваба.» (Ибни Маджа)

Вопрос: Если долг был взят золотом то можно ли вернуть деньгами или другим товаром?

Ответ: Если заемщик не против то можно возвратить каким угодно товаром.

Вопрос: Можно ли взятые в долг деньги одолжить другому?

Ответ: Можно.

Вопрос: Могу ли попросить оставить залог за предоставление долга?

Ответ: Можно.

Вопрос: Можно ли брать в долг у человека который зарабатывает харамом?

Ответ: Можно брать в долг если больше половины зарабатываемых средств является халялем.

Вопрос: Если предоставили заем в долларах, то можем ли после девальваций или инфляций требовать возврата в долларах?

Ответ: Да, разрешено.

Вопрос: Нас 10 человек которые отдают деньги на хранение одному человеку. Он записывает кто сколько взял денег. Хранит деньги в одной кассе. Мы также ему дали право использовать деньги. Это стало кассой взаимопомощи. Можем ли с этой кассы брать деньги в долг.

Ответ: Да.

Вопрос: Дал одному товарищу в долг деньги которые хранились в конверте. Он взял не посчитав. Позже пересчитал дома и сказал что не хватает. Как нам быть?

Ответ: Когда дают или берут деньги, пересчитать деньги является сунной. Вы оба говорите »Если вру, то пусть проклянет Аллах» и пересчитываете вместе. Принимаете то, сколько вышло при пересчете.

Вопрос: Давая деньги в долг сумма которой составляет грамм золота, можно ли сказать: »вернешь один грамм золота»?

Ответ: Разрешено, по мнению Имама Абу Юсуфа.

Вопрос: Отдавая в долг сделал намерение что дарю. Когда мне вернули долг, то взял. Это разрешено?

Ответ: Да. Подарок не делается только лишь намерением. Подарок нужно вручить и тогда оно становится имуществом того кто взял.

Вопрос: Если продаем знакомому в кредит или даем в долг надежному человеку или знакомому то нужно ли писать расписку?

Ответ: Написать расписку или привести двух свидетелей является сунной. Некоторые ученые сказали что это уаджиб. Потому что в Священном Коране говорится:

 «О верующие, если вы делаете заем на определенный срок, то делайте это письменно. Приведите двух свидетелей. Не пренебрегайте положить письменно долг, малый или большой с обозначением срока. Этот способ справедливее перед Богом, удобнее для свидетельства способнее отстранить всякое сомнение.» (Бакара 282)

Долговая расписка не является недоверием. Может забыть должник, может забыть заемщик. Расписка или двое свидетелей по нормам Ислама, это принятие должных мер.

Взяв в долг небольшую сумму, будет хорошо если на листочке сделать расписку »у такого то взял такую-то сумму» и дать ее заемщику или же привести двух свидетелей. (Редд-уль мухтар)

ВЫПЛАТА В РАССРОЧКУ

Вопрос: Можно ли отдать долг частями?

Ответ: Нет, так поступать не разрешается. Долг, не то же самое что торговля.  При торговле назначают срок выплаты, то какими суммами будут выплачиваться деньги и в какие даты будет производится оплата. Тот кто взял в долг, должен выплатить при первой же возможности. Если нет возможности собрать всю сумму, то отдаст когда соберет деньги.

Давая в долг или после того как одолжили, делать рассрочку выплаты, по Ханафи не разрешается. Если необходимо то можно действовать по мазхабу Малики.

ДАВАЯ ДОЛГ

Вопрос: Может ли должник, рассчитываясь с долгом, подарить что-нибудь своему заемщику или дать деньги?

Ответ: Да, может дать какой-нибудь подарок. Если брал 10 тысяч, то может возвратить 14 тысяч со словами что 5 тысяч это подарок.

Выставить условие при даче займа будут процентами, это харам. Дать больше полученного долга без всяких предварительных условий разрешено. (Саадати Абадийа)

Вопрос: Деньги полученные в долг или полученный подарок может быть отдан другому?

Ответ: да можно отдать. Подарок, можно отдать как садака или продать.

СЛЕДОВАНИЕ МАЗХАБУ ПРИ ЗАЙМЕ

Вопрос: Можно ли следовать другому в других вопросах кроме гусль, омовения, намаза?

Ответ: В Ханафи, назначать срок возврата при даче в долг денег, будет файзом (дача в рост). В Малики это разрешено.

В книге »Ашбах» сказано:

»Выдавая долг назначить срок выплаты можно последовав мазхабу Малики. В мазхабе Малики, давая в долг, необходимо назначить срок возвращения.» В »Мизан-уль-кубра» говорится:

»В мазхабе Малики, что-либо данное в долг и стоимость не может требовать до или после назначенного срока. Просить нужно в назначенное время.» Но последовать другому мазхабу можно только в безвыходных ситуациях. Нужно изучить и учесть все условия того мазхаба которому собираются следовать.

www.veraislam.ru

Можно ли мусульманам брать кредит?

Большая часть россиян не знает, как они жили до появления кредитов и банковской системы в целом. Но мусульманские священнослужители придерживаются иного мнения, говоря, что займы – это грех. Но мало кто из верующих мусульман соглашается с такими доводами и отказывается от ссуды.

Нормы ислама

Классические кредиты из банка – грех, то есть харам. Суть в традициях ислама. Но жизнь на месте не топчется, и многие религиоведы призывают имамов пересмотреть такую позицию, аргументируя все логичными доводами.

При нынешнем уровне жизни без ссуды не обойтись. И хотя можно получить исламские займы, которые не запрещены Кораном, это не всегда удобно или уместно. Рассматривать понятие «харам» нужно с учетом времени и потребностей человека.

Допустим, в некоторых случаях шариат не запрещает кушать мясо убитого скота, так что нельзя говорить, что кредиты – это полный грех. Нужда или обстоятельства иногда позволяют переоценить нормы ислама.

Вот небольшой перечень запретов для мусульман по поводу кредитования:

  • Людям нельзя брать или давать средства под процент. Ростовщические операции – грех, так как без личного труда и использования своих навыков не положено так просто брать средства. Можно взять ссуду на любую сумму, но оговорить условия, на которых можно ее отдать, заплатив за нее трудом, личным имуществом, но никак не процентами.
  • Размер невыплаченных займов в исламских банках равняется нулю, так как долг у мусульманских правоверных ассоциируется с Судным днем и большой карой, и даже если они не успеют выплатить, то будут наказаны Господом, а вот родным все равно придется закрывать задолженность. Отдавать средства придется другим работоспособным членам семьи, но не женщинам или детям. В связи с этим мусульмане не часто обращаются за кредитованием.
  • Нельзя просить деньги в российских банках, если мусульмане проживают в РФ, так как по канонам проценты платить нельзя, а беспроцентных займов в стране нет.

В связи с такими ограничениями многие исламские правоверные решают вопрос вдалеке от родины таким же образом, как обычный россиянин. Берут займы и спокойно их выплачивают. Иные, наоборот, обращаются в исламские банки или одалживают деньги у друзей, в мечети, оговаривая свои условия возврата.

Но последняя возможность не даст им вложить средства в бизнес или принести деньги на депозит в российский банк. Даже если заменить выплату %-в на комиссионные, то это вопрос не решит.

Ипотека

Возникает вопрос, а можно ли мусульманам брать кредит на покупку жилья. И тут опять все неоднозначно. Сделка в российских банках подразумевает выплату процентов, которую в Коране называют риба, то есть ростовщичеством, что запрещено.

Сказать, что ипотека – харам однозначно нельзя. Одни мусульманские ученые и имамы против ссуды на жилье, другие разрешают, если только процент будет ниже, чем показатель инфляции в стране.

Как говорят сторонники такой позиции, мусульманин таким образом пытается сохранить свои деньги, защитить их от обесценивания. Так что ипотека в таком случае оправдана, еще и пользу приносит в виде недвижимости.

Различают следующие виды ипотеки в исламских учреждениях:

  • Мурабаха, где человек гасит первый взнос, находит квартиру, а после идет в банк и берет средства в рассрочку.
  • Кредит иджара подразумевает заключение сделки между банком и продавцом жилья, а после покупатель берет в аренду имущество, постепенно погашая задолженность.
  • Если вариант «мушарака», то тут будет трехстороннее соглашение между всеми участниками сделки, а вот прибыль от сделки разделяется между ними по заранее согласованным долям. Покупатель после погашает свою долю в этой сделке при помощи личных средств.

Часть мусульманских ученых полагают, что ипотека может быть разрешена имамом, если человек находится в стесненных жилищных условиях, и заем остро необходим. Но если есть возможность обратиться в исламские банки, то лучше воспользоваться именно их услугами.

Когда ссуды под запретом

Изданная фетва о кредитах руководством Союза мусульман Казахстана и МКПЧ ЦА содержит интересную информацию. Известно, что Коран запрещает ростовщичество (то есть операции, где нужно платить проценты), но нет харама на человеке, если он по острой необходимости взял ссуду.

Осуждается (смотреть — запрещено) получение денег на следующие цели:

  • Для проведения пышных праздников и похорон.
  • Покупку дорогих подарков.
  • Для преступных и противоправных действий.
  • Ведения бизнеса, связанного с куплей-продажей спиртного и табака.
  • Покупку предметов роскоши.

А вот грех уже ложится на плечи тех правоверных, кто ему не выдал беспроцентный мусульманский кредит в мечети или среди друзей. Возможно, и исламский банк не смог помочь – отделение расположено далеко от местожительства заемщика. В тоже время важно заметить, что для одобрения сделки в российском банке нужна и четкая обоснованность причины оформления ссуды.

Если вы хотите узнать, как получить кредит без отказа? Тогда пройдите по этой ссылке. Если же у вас плохая кредитная история, и банки вам отказывают, то вам обязательно необходимо прочитать эту статью. Если же вы хотите просто оформить займ на выгодных условиях то нажмите сюда.
Если вы хотите оформить кредитную карту, тогда пройдите по этой ссылке. Другие записи на эту тему ищите здесь.

kreditorpro.ru

Обновлено: 13.07.2019 — 15:24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *