Капитализм и феодализм 2019
Капитализм против феодализма
В экономике есть две связанные модели, которые сегодня формируют стандарты жизни и социальных классов; это феодализм и капитализм. Фактически, известные экономисты, такие как Карл Маркс, признают некоторую взаимосвязь между двумя конституциями, так что в обеих структурах власть доминирующего класса основана на эксплуатации подчиненного класса. Несмотря на указанное сходство, существует множество различий между феодализмом и капитализмом.
Феодализм — это политическая и военная система между феодальной аристократией (лордом или сеньором) и его вассалами. В своем самом классическом смысле феодализм относится к средневековой европейской политической системе, состоящей из набора ответных юридических и военных обязательств среди дворянства воинов, вращающихся вокруг трех ключевых концепций лордов, вассалов и феодалов; группу феодализма можно увидеть в том, как эти три элемента сочетаются друг с другом. Обязательства и отношения между лордом, вассалом и феодалом составляют основу феодализма. Лорд предоставил землю (феодалу) своим вассалам. В обмен на феодала вассал обеспечил бы военную службу господину. На феодализме вращались отношения с феодалами. Таким образом, были разные «уровни» господства и вассалажа.
В типичном феодальном обществе собственность на всю землю была возложена на короля. Обслуживать его была иерархия дворян, самая важная из которых держала землю прямо от короля, а меньшую от них — до сеньора, который держал одну усадьбу. Политическая экономия системы была местной и сельскохозяйственной, а на ее базе была манориальная система. В мануальной системе крестьяне, рабочие или крепостные держали землю, которую они работали у сеньора, который предоставил им использование земли и защиту в обмен на личные услуги и сборы. В течение средневековых лет увеличение связи и концентрация власти в руках монархов во Франции, Испании и Англии разрушали структуру и способствовали появлению класса бургеров. Система постепенно сломалась и в итоге была заменена более современным подходом к управлению ресурсами — капитализмом.
Капитализм — один из самых влиятельных факторов, которые сегодня определяют экономические классы. Это структура, в которой средства производства и распределения находятся в частной собственности и эксплуатируются с целью получения прибыли. Капиталисты обычно состоят из частных компаний, которые принимают и осуществляют рыночные решения в отношении предложения, спроса, цены, распределения и инвестиций без значительного вмешательства со стороны государственных или государственных органов. Прибыль, главная цель любого капиталиста, распределяется среди акционеров, которые инвестируют в бизнес. Заработная плата и заработная плата, с другой стороны, оплачиваются работникам, занятым на таких предприятиях. Капитализм, являясь влиятельной и гибкой системой смешанной экономики, вытеснил основные средства индустриализации на протяжении большей части мира.
Существуют различные типы капитализма: анархо-капитализм, корпоративный капитализм, кроткий капитализм, финансовый капитализм, капитализм невмешательства, поздний капитализм, неокапитализм, посткапитализм, государственный капитализм, государственный монополистический капитализм и технокапитализм. Как бы то ни было, существует общее мнение о том, что капитализм поощряет экономический рост, а также усиливает неравенство в доходах и богатстве. Капиталисты считают, что увеличение ВВП (на душу населения), основного подразделения в измерении богатства, будет способствовать повышению уровня жизни, включая улучшение доступности продуктов питания, жилья, одежды и здравоохранения. О
ru.esdifferent.com
Четыре системы: феодализм, капитализм, анархизм, тоталитаризм | Автономное Действие
Что представляют собой феодальный строй, капиталистический, анархистский (либертарный или антиавторитарный самоуправленческий социализм) и тоталитаризм (государственный социализм, национал-социализм и т.д.)? Попробуем сказать об этом кратко, выделив ядро каждой системы, ее основу, ее базовую структуру.
Феодализм
Феодализм — это система, при которой группа вооруженных бандитов-рэкетиров грабит крестьян, самоуправляющиеся города и села (наряду с несамоуправляющимися), а так же они грабят частные компании, использующие наемный труд. При этом сами феодалы ничего не производят. Они дают защиту городов от других таких же рэкетиров: совершенно так же поступают и современные рэкетиры. Еще главари банд могут собираться за круглым столом, чтобы мирно решать вопросы и делить свою кормовую базу — районы, с которых они собирают дань. Все это может облачаться в шелковые камзолы или малиновые пиджаки, носить шпаги или пистолеты, но суть системы не меняется. Аль Капоне — одна и та же сущность в Северной Италии 12 в и в Северной Америке 20 века. Разница лишь в том, что в Северной Америке 20 в он не доминировал.
Итак, ядро системы — банды рэкетиров, подчинившие себе общество, которое выплачивает им дань. Государство рыхло и представлено самым сильным бандитом, который носит титул короля. Остальные ему дают клятву в верности; впрочем, сильный всегда может бросить вызов самому королю.
Либертарный социализм (анархизм)
Либертарный социализм (анархизм) это система, где доминируют самоуправляющиеся автономные города-коммуны и села, со значительным преобладанием кооперативной (цеховой) и коммунальной (коллективной) собственности. Ликвидируя с помощью прямого действия все силы, противостоящие им, они устанавливают самостоятельное правление, основанное на принципах прямой демократии.
Ядро либертарного общество — самоуправляющаяся коммуна. Одни и те же люди принимают хозяйственные, политические, законодательные решения. Они вооружены и имеют военную организацию (ополчение, милиция) для самозащиты. Государства и каких-либо отдельных и стоящих над общиной структур, которым она обязана подчиняться — нет (хотя в исключительной ситуации можно выбрать, например, начальника команд, работающих над ликвидацией последствий природной катастрофы, наделив его исключительными полномочиями). Объединяясь в конфедерацию, такие коммуны совместно управляют страной, континентом, планетой.
Лучше всего это выразил автор «Общества спектакля», человек, стоявший у истоков французского Красного мая 1968 г, Ги Дебор:
«Нужно лишь признать сложность и размах задач революции, которая стремится к установлению и сохранению бесклассового общества. Она может с достаточной легкостью начаться повсюду, где автономные пролетарские собрания не будут признавать никакой другой власти, кроме собственной, и ничьей собственности, где, ставя свою волю выше любых законов и специализаций, они ликвидируют разделение людей, рыночную экономику и государство. Но победа будет одержана лишь тогда, когда революция наступит повсеместно, не оставив ни пяди земли существующим формам общества отчуждения. И тогда мы вновь увидим Афины и Флоренцию, открытые для всех, раскинувшиеся по всему мировому пространству, которые, победив своих врагов, смогут с радостью посвятить себя подлинным разногласиям и бесконечными столкновениям исторической жизни».
Капитализм
Капитализм — строй, в котором доминируют владельцы крупных состояний и компаний, организаторы наемного труда. Эти, по выражению современного социального исследователя Георгия Дерлугьяна, «купцы-с-пушками», отбившиеся от феодалов. Управляя крупными торговыми, промышленными и финансовыми организациями, они устанавливают абсолютную власть на производстве и территории. Ядро капитализма — частные корпорации, использующие наемный труд, производящие продукцию в целях извлечения прибыли (товар). Собственники и топ-менеджеры являются монархами производства, чья власть над трудовым процессом и над коллективно произведенным продуктом, наймом и увольнениями почти абсолютна. Они доводят свою власть над производителями-работниками до последнего предела, регламентируя рабочее время, ритм и распорядок труда, рабочую одежду, порой даже время походов в туалет. Развиваясь, они подавляют все прочие элементы общества, накапливая в своих руках богатство. Они разрушают город (полис, коммуну), бывший целостным живым организмом (в греческом полисе и городе-коммуне Средневековья, который историк Арнольд Тойнби называл «космосом Средневекового города» и считал не развившейся самостоятельной цивилизацией, все знали всех и совместно принимали политические и хозяйственные решения). Они создают на месте города-полиса бетонную пустыню — мегаполис, жители которого никак не связаны друг с другом, помимо организующих труд корпораций.
Бизнес организуют централизованное государство, используя его в целях обогащения и защиты своей собственности. Одновременно он используют государство, как репрессивный механизм для подавления протестов низших классов, как идеологическую машину промывания мозгов подконтрольного населения, как административный управленческий аппарат, и как средство для вооруженной экспансии, захвата чужих рынков и ресурсов. Он уничтожает феодалов, подчиняя их себе, интегрирует их либо физически ликвидируют их, присваивая их имущество (как было на заре буржуазных революций), либо же низводят на роль обычных преступников. Современные рэкетиры соотносятся с историческими феодалами так же, как мелкие ящерицы с динозаврами.
Никакие парламентские выборы не способны изменить это положение дел в условиях, когда крупные собственники в состоянии купить голоса всех депутатов.
Тоталитаризм
Тоталитаризм (нацизм, государственный социализм и др.) — это система, в рамках которой централизованный аппарат чиновников вырывается из-под контроля всех социальных сил и сам устанавливает над ними власть. Многие мыслители (Макс Шехтман, Моше Машовер, Рудольф Баро) рассматривали тоталитаризм как новый общественный строй, появившийся в 20 столетии. Некоторые другие (Карл Витфогель) считали его современной формой системы азиатского деспотизма, характерной для древнего Китая эпохи Инь-Шан и Шумера времен Третьей династии Ура. В этой системе чиновный аппарат не только исполняет свои привычные функции — управляет, руководит, изымает налоги, подавляет, воюет, штампует законы — но так же становится владельцем производства (или преобладающей его части), земли, а кроме того может устанавливать в административном порядке цены и руководить распределением произведенных благ. Экономическая основа тоталитаризма — национализация. Чиновный аппарат становится одновременно эксплуататором (присваивая себе результаты коллективного труда) и инженером, организующим масштабные работы.
Ядро системы — тотальное государство, контролирующее все сферы жизни. Сочетание в руках чиновного аппарата одновременно экономической, идеологической, полицейской и военной власти ведет к полной ликвидации всех альтернативных мнений и общественных течений. Концентрация власти становится настолько сильной, что всякая альтернатива исчезает. Чудовищная гравитация центральной власти разрушает все независимые социальные структуры. В лучшем случае сохраняется лишь внутренняя автономия человеческой личности. В некотором смысле это система, которая представляет антитезу анархистского строя. Если в условиях буржуазного строя существует относительная свобода мнений (ибо конкурируют между собой различные центры экономической и политической власти), если в условиях феодализма конкурируют банды рэкетиров, то тоталитарный строй организует столь сильное давление на общество, что оно почти перестает сопротивляться и целиком подчиняется ему. В тоталитаризме господство человека над человеком становится тотальным, охватывая все сферы жизни. Это черная дыра, уничтожающая любые объекты, оказавшиеся в опасной близости от нее.
avtonom.org
Исторический процесс перехода от феодализма к капитализму в Европе. Значение Великой французской революции
Объективный исторический процесс перехода от феодализма к следующей ступени общественного развития — капиталистической общественно-экономической формации — имел как общие черты, характерные для смены предыдущих формаций, так и особенности. Общим было то, что главным двигателем этого процесса являлось развитие производительных сил общества — орудий и средств производства и одновременно самого производителя — человека. Соответственно этому менялись отношения людей в системе производства и распределения продуктов труда, социальная структура и вся общественная система.
Феодальный мир, как было рассмотрено, характерен независимым развитием нескольких центров в различных цивилизациях. В каждом из них феодальные общественные отношения, как и сам феодальный способ производства, имели свои особенности. Китайский феодализм отличался от индийского, европейский от обоих, как и российский от европейского.
Элементы капиталистического способа производства вызревали внутри феодализма: зарождались на стадии развитого феодализма, затем развивались на поздней его стадии, разлагая и вытесняя феодальные отношения. Потребности экономики и изменившаяся социальная структура общества вступают в противоречие с феодальной общественной системой, с государственной властью феодального класса. Феодализм порождал капитализм. Этот процесс был закономерен для государств разных цивилизаций.
В отличие от предыдущих формаций, переход к капитализму происходил не параллельно в нескольких независимых центрах мира, а сначала в Западной Европе. Западноевропейский феодализм в силу особенностей цивилизации и исторического развития вырвался вперед в экономическом и военно-техническом отношениях, ускорив формационное движение к капитализму. Огромное влияние на этот процесс оказали ограбление колоний, работорговля, жестокая эксплуатация колониальных народов. Немецкий исследователь капитализма В. Зомбарт отмечал: «Не надо забывать, что хозяйственное развитие Европы имело своим условием грабеж трех частей света. Мы стали богаты, так как за нас умерли целые расы и племена, целые части света были обезлюжены для нас». Европейский феодальный колониализм трансформировался в капиталистический колониализм, сохраняя в себе помимо экономических способов эксплуатации еще и внеэкономические методы.
В силу отмеченных исторических причин капитализм как способ производства прошел становление и утвердился как формация сначала в Европе, а затем под европейским воздействием распространился в мировом масштабе, сохраняя Европу как «метрополию» — как мировой центр, эксплуатирующий «периферию» (другие регионы мира) в различных формах и степени. Экономическому подъему Европы способствовала научная революция, а религиозная реформация придала идеологическую составляющую развитию капиталистических отношений.
Утверждение же капиталистической формации в самой Европе проходило также последовательно в разных государствах с XVII в. до середины XIX в. вместе с распространением их колониального господства в других регионах мира. Переход от феодализма к капиталистической формации в общественно-политической сфере представлял собой разрушение государственной власти господствующего класса — феодалов — и установление политической власти нового класса — буржуазии как ведущей силы в капиталистическом способе производства. В ходе буржуазных революций буржуазия захватила власть, опираясь на рабочий класс и другие трудовые слои населения. Первые буржуазные революции прошли в промышленно развитых странах Европы — Нидерландах и в Англии.
Нидерландская буржуазная революция (1566 — 1609) произошла в ходе национально-освободительной борьбы против испанского феодального владычества и привела к образованию буржуазной Республики Соединенных провинций. Экономика республики ускоряет темпы роста и занимает господствующее положение в Западной Европе.
Через 40 лет побеждает буржуазная революция в Англии (1642 — 1649) в ходе двух гражданских войн (1642 — 1646 и 1648). После казни короля Карла I провозглашена республика в 1649 г. Последующее покорение Ирландии и Шотландии, а также англо-голландская война привели к диктатуре Кромвеля (1653). В 1660 г. под воздействием феодальной Франции и в результате соглашения буржуазии с феодальной аристократией происходит реставрация династии Стюартов (Карл II). Реставрация феодальных порядков (с сохранением крупной буржуазной собственности) продолжалась почти 30 лет. Новое усиление противоречий приводит ко вторичной буржуазной революции в 1688 — 1689 гг. (в английской историографии называемой «славной»). Ею завершился окончательный переход государственной власти к буржуазии при сохранении монархии, ограниченной парламентом. Капиталистическая Англия усиливает внешнюю экспансию, создается Британская империя, которая занимает место ведущей мировой державы в течение нескольких столетий.
Великая французская революция. ее историческое значение
После первых буржуазных революций прошло еще столетие, в течение которого капиталистические отношения продолжали вызревать внутри других европейских феодальных государств, усиливая противоречия и накаляя общественную обстановку. В 80-х гг. XVIII в. в наиболее острой форме социально-политические противоречия проявились во Франции. В 1789 — 1794 гг. разразилась Великая французская революция. Она нанесла мощный удар по феодальным устоям, сокрушив феодализм в одной из самых крупных европейских стран. Французская революция стала важным поворотным событием не только европейской, но и мировой истории, почему и получила в историографии название Великой. Подготовленная значительными изменениями социальной структуры общества (развитие буржуазии и пролетариата) и идеями философов-гуманистов, она приобрела буржуазно-демократический характер, выдвинув лозунг «Свобода, Равенство, Братство» и приняв «Декларацию прав человека и гражданина». Она всколыхнула народные массы в Европе, вызвав сплоченный отпор феодального мира. Началась контрреволюционная интервенция во Францию со стороны коалиции феодальных государств. Вооруженная борьба утверждающегося капитализма с феодализмом приобрела европейские масштабы. Буржуазные Англия и Нидерланды поддержали контрреволюцию во Франции, стремясь устранить своего конкурента на мировой арене.
Революционный процесс во Франции с участием широких народных масс во главе с революционной в то время буржуазией прошел все этапы и формы, ставшие классическими в последующем ходе мировой истории. Началу революции положило народное восстание в Париже 14 июля 1789 г. и взятие Бастилии — символа королевского абсолютизма. Крупная финансовая и торговая буржуазия, пришедшая к власти совместно с либеральным дворянством, утверждает в 1791 г. конституционную монархию и стремится не допустить углубления революции. Недовольство масс нерешенностью основных противоречий и угроза контрреволюции приводят в 1792 г. к новому восстанию, в результате которого приходит к власти торгово-промышленная буржуазия («жирондисты»). Монархия ликвидируется, устанавливается буржуазная республика. Казнь короля Людовика XVI, а затем и королевы Марии-Антуанетты завершает второй этап революции. Радикальные требования масс, борьба с контрреволюцией и интервенцией двигают революцию дальше. В 1793 г. устанавливается якобинская диктатура наиболее решительной революционной части мелкой и средней буржуазии. Новая конституция устанавливает республиканско-демократический строй. Революции и интервенции сопутствует гражданская война в Вандее против мятежников-роялистов (дворяне, духовенство, часть зажиточных крестьян). Поддержка масс, образование массовой революционной армии создают перелом в войне. Интервенты терпят поражение. Война переносится за пределы Франции, против контрреволюционеров развертывается массовый террор. На войне быстро наживается буржуазия. «Новые богатые» («нувориши») усиливают влияние в Конвенте, а якобинцы теряют связь с массами. 27 июля 1794 г. (9-го термидора по революционному календарю) происходит контрреволюционный переворот. Конвент принимает решение об аресте руководителя якобинцев Робеспьера и его единомышленников. На следующий день они были казнены. Под лозунгом «спасения революции от тиранов» к власти вновь пришла крупная буржуазия. Революция, разрушив феодальные устои, закончилась. Французский капитализм, используя революционный подъем, ринулся на завоевание господства в Европе.
Наполеоновские войны. Вторая революционная волна и утверждение капитализма в Европе
Для утверждения своего господства французская буржуазия быстро находит диктатора — генерала Наполеона Бонапарта, проявившего высокие военные и административные способности. Завоевав популярность в ходе блестящих военных побед, он в 1804 г. объявил себя императором. Франция стала буржуазной монархией. Война превратилась в источник доходов новой буржуазии. Наполеоновские войны по завоеванию господства в Европе не только перекроили государственные границы и установили французское господство над большинством европейских народов, но и способствовали разрушению феодальных устоев в завоеванных странах. Для борьбы с Англией Наполеон устанавливает континентальную блокаду. Крушение наполеоновского владычества началось с победы России в Отечественной войне 1812 г. Наступление русских войск вместе с войсками новой антинаполеоновской коалиции завершилось в Париже в 1814 г.
Наполеон низложен и сослан на остров Эльбу, во Франции восстановлена династия Бурбонов. По инициативе держав-победительниц — России, Англии, Австрии и Пруссии созван международный конгресс, проходивший в Вене с сентября 1814 г. по июнь 1815 г. На Венском конгрессе решались вопросы послевоенного устройства Европы. Во время его работы 1 марта 1815 г. пришло известие о высадке Наполеона на юге Франции. Армия перешла на его сторону, 20 марта Наполеон вступил в Париж и восстановил империю. В течение «100 дней» правления он сконцентрировал 120-тысячную армию и выступил против новой, 7-й антинаполеоновской коалиции. Коалиционные войска возглавил английский фельдмаршал А. У. Веллингтон. В сражении близ бельгийского населенного пункта Ватерлоо 18 июня 1815 г. против Наполеона действовали англо-голландская армия Веллингтона и прусская армия генерал-фельдмаршала Г. Л. Блюхера. Французская армия была разбита, Наполеон бежал в Париж. 22 июня он вторично отрекся от престола и затем был сослан на далекий остров Святой Елены в Атлантическом океане, где содержался как пленник англичан до конца жизни.
Победа коалиции феодальных государств во главе с Россией над наполеоновской Францией привела к реставрации феодальных монархий как во Франции, так и в некоторых покоренных ею государствах. Но полностью вернуться к феодальным общественным отношениям, тем более к экономическому строю, оказалось невозможно. В течение 15 лет шло частичное возрождение феодальных порядков, но в 1830 — 1849 гг. Европу сотрясла вторая революционная волна. В итоге серий буржуазных революций капиталистическая формация к середине XIX в. окончательно утвердилась в различной форме в большинстве европейских стран. Через революционные потрясения, войны, кровь и насилие буржуазия устанавливала свое политическое и экономическое господство.
Капиталистическая формация, утвердившаяся в Европе, вступила в свою первую, раннюю стадию развития. Ранний («свободный», «конкурентный») домонополистический капитализм способствовал быстрому научно-техническому и экономическому подъему европейских стран и распространению их влияния на другие регионы мира.
Россия, обладавшая большой военной мощью и утвердившая свое влияние после победы над Наполеоном, активно включилась в мировые политические процессы и хозяйственную жизнь Европы. В силу своего формационного отставания и мощи феодальных структур она выступила опорой реставрации феодализма, что способствовало сохранению феодальных устоев и внутри страны. Однако, втягиваясь в европейские рыночные отношения, российский феодализм подвергается все большему разложению.
histerl.ru
Как и почему феодализм трансформировался в капитализм?: bulochnikov — LiveJournal
Вот тут автор даёт интересный исторический факт с неверным его истолкованием Как Европа стала свободной. Впрочем, об истолковании в конце..
«На самом деле тот факт, что крепостничество и феодализм, несмотря на свою кажущуюся длительность, остались в истории Западной Европы лишь мимолетным эпизодом, был предопределен именно «правовой революцией» XI-XIII веков. Именно благодаря этому Европа феодальная и крепостническая превратилась в Европу капиталистическую и гражданскую.
Какая тут связь? А она была довольно простая, хотя и нелинейная.
Дело в том, что в большинстве европейских стран, испытавших последствия «правовой революции» к XIIIвеку феодальные повинности — рента, были письменно документально зафиксированы в твердых денежных суммах.
Другими словами, была бумажка в которой было четко записано, что крестьяне такой-то деревни должны платить сеньору в год столько-то ливров.
А затем начались пертрубации.
Сначала — Черная Смерть, которая резко подняла цену крестьянского труда, цену рабочих рук, вообще — очень сильно подняла себестоимость всего и вся в Европе.
А затем начались поставки серебра из Америки и Запад начала сотрясать революция цен. Инфляция, которая многократно уменьшала цену денег.
Сеньоры очень хотели бы в этой ситуации поднять повинности, заставить крестьян платить больше.
Но…
НЕ МОГЛИ
Всё было записано на бумажке.
И любой королевский суд на раз признавал правоту крестьян.
Как следствие, после двойного кризиса сеньоры не могли просто сохранить классический феодализм и тупо брать с крестьян ренту.
Совокупный капитал феодалов, главную часть которого составляла именно земля как источник ренты, обесценивался.
Совокупный капитал крестьян, поденщиков, горожан, то есть всех тех, чьим капиталом был дорожавший труд, возрастал.
Соотношение сил непоправимо менялось в пользу третьего сословия (об этом см. прекрасный текст А.И. Фурсова о генезисе капитализма).
При этом, разумеется, аристократия на то и была аристократией, чтобы не сидеть сложа руки.
Она начала вертеться.
Начали умножаться косвенные повинности, типа обложения дорог, которые не были жестко зафиксированы.
Британские лорды начали превращать землю из аграрного в производственный капитал, приступив к огораживаниям.
Испанские идальго полезли завоевывать новые земли за тридевять земель и искать новые источники дохода на них.
Французские шевалье начали отстраивать систему абсолютного государства, которое могло бы драть с крестьян три шкуры, не имея никаких письменных обязательств перед ними и выступая господином закона.
Немецкие риттеры решили сбросить издержки в виде слишком дорогостоящей церковной инфраструктуры и поделить эти излишки между дворянством и бюргерством.
Так возникли европейские капитализм, империализм, государство-state и реформация.
То есть все основы новой Европы, Старый Порядок, который был грандиозной попыткой сеньориального класса сохранить власть в условии скукоживания непосредственной «рентной» экономической основы могущества этого класса.
В какой-то момент Третье Сословие разгадало эту игру.
Его могущество по прежнему росло, но росло прежде всего как экономическое и культурное могущество, в то время как власть Старый Порядок от него отстранял.
И началась эпоха Революций, то есть эпоха, когда Третье Сословие поставило своей задачей физически и структурно уничтожить старый правящий класс, не принимая и не допуская уже никаких уверток.
Но, так или иначе, та цепочка событий, которая привела Западную Европу к той свободе, которой она гордится -в некоторых вопросах не без резонов, а в некоторых случаях оборачивая ее гнусностью (такой как «экспорт демократии»), началась с одной единственной малости.
С того, что усилиями архиеретика папы Григория VII его болонских юристов, Право было признано в Западной Европе некоей самодействующей и самовластной силой, почти божественного статуса.
А на практике это верховенство права выразилось в незыблемости письменно зафиксированных феодальных повинностей и невозможности даже для сеньоров через этот письменный документ переступить.
Там, где в католическом мире этого не произошло, как в Польше, стало возможным второе издание крепостничества, неохолопство, стал возможен абсолютно безграничный и ничем не сдерживаемый панский деспотизм.
Этот деспотизм был обоснован идеей шляхетской республики (которую в отличие от многих коллег нацдемов я считаю не положительным, а сугубо отрицательным примером) — в которой правосубъектом, гражданином был шляхтич — вплоть до права Nie pozwalam!, а большинство людей рассматривалось как нелюди, как скот — bydlo.
И судьба Польши как была плачевна всё Новое время, так и теперь блестящей ее не назовешь.
Это пример того, что такое европейская страна не пережившая в полной мере Правовой Революции.
P.S. Отсюда кстати не следует,что надо слепо обезьянничать.
Если начать с неправильного конца, то можно получить прямую противоположность тому, что хотим.
Именно так, с неправильного конца начали прививать у нас правовую культуру западники в XIX веке.
А именно — западники-юристы во главе с Кавелиным сыграли роковую роль в крестьянской реформе 1861 г.
Они стали отстаивать принцип, согласно которому и крепостные, и земля, это частная собственность помещиков.
А, соответственно, отнимать у помещиков собственность государство имеет право только за выкуп.
Отсюда произошли выкупные платежи, отрезки и прочие извращения, которые оскорбили крестьянское правовое сознание и чувство справедливости.
Поскольку крестьяне считали землю своей, а уже себя — отданными государем помещикам во временное владение.
И кстати в контексте правовой системы Московского государства XVI-XVII века именно они были правы.
Просто эта система была уничтожена в XVIII-XIX вв., будучи заменена другой, шляхетской, как раз по польскому образцу, в которой обладателем полноты прав признавался дворянин, а крестьянин обладал нулевой правосубъектностью, ему никто ничем не был обязан.
Закончилось это закономерным крахом государства и революцией.
Поэтому фиксацию Верховенства Права нельзя начинать с фиксации права государства над народом или права элиты против народа.
Нельзя закрепить»неприкосновенность права частной собственности» олигархии на приватизированные предприятия (с чем явно пойдут на выборах персонажи типа Прохорова), установить Олигархическую Прерогативу, и думать, что тем самым мы положили начало Правовому Государству.
Ничего подобного.
Наши западники очень любят восхвалять Magna Carta, английскую Великую Хартию Вольностей, как некий источник западного правосознания и неприкосновенности личности.
И тонко намекают — мол дайте неприкосновенность аристократии (то есть нам с нашими матрасами), а уж потом и до быдла с улицы дойдет — все равно быдлу прав давать сразу нельзя.
Так вот.
Это ложь.
Европейская свобода началась не с королевской хартии баронам, которую, к тому же, много раз отменяли.
Она началась именно со скромной записи, фиксировавшей повинности крестьян перед сеньором, в твердой сумме в доброй монете.
Записи, которая, однако, имела такую силу, что никто в последствии не мог ее переступить ни к какой своей выгоде (которую сеньоры бы не преминули представить бы как общую выгоду).
Просто бумажка.
Которую было не отменить и не изменить»
.
Автор всё хорошо изложил. Всё понятно: была бумажка, которую феодал не смог отменить. Поэтому и разорился из-за инфляции, вызванной большим поступлением монетарного металла из Нового Света.
Вот только бы он ещё объяснил бы, почему феодалы не подтёрлись той бумагой, которую ему суют под нос крестьяне в доказательство своих прав? (Как суверены Великой Британии неоднократно подтирались той же пресловутой Магна-картой).
Что им помешало?
Неужели рыцарское слово, феодальная честь и природное европейское уважение к правам человека и законопослушание?
Или что то другое?
Тогда что?
Мне кажется, что концепция Маркса-Энгельса про рост производительных сил, который в конце концов ломает устаревшие производственные отношения более соответствует истине, чем фетишизация пресловутых бумажек с правами. В недрах феодализма в городах постепенно вызревал и набирал силу промышленный (мануфактурный) капитал, которому со временем стала мешать земельная аристократия и установленные ей законы и он в конце концов её смёл несколькими революциями.
И если король решил выступить против феодалов с их бумажками, то не потому ли, что он понял на кого надо опираться в новых условиях, чтобы сохраниться в качестве корол и с головой на плечах.
bulochnikov.livejournal.com
2.4. Феодализм и «вирус» капитализма
Хотелось бы обратить внимание на один принципиальный момент, связанный с эволюцией феодализма в Европе. Почему-то принято считать, что по мере смены форм эксплуатации феодалом его крепостных происходило ослабление этой эксплуатации. Мол, переход от барщины к натуральному оброку, а от него к денежному следует рассматривать как социальный «прогресс». Во многих наших учебниках пишется примерно так: «прогрессивная» Европа, осознавая неэффективность феодального способа производства и испытывая муки совести по поводу рабского положения крепостного, стала добровольно отказываться от такого способа производства и чуть ли не планомерно строить «светлое капиталистическое будущее», основываясь на принципах «свободы, равенства и братства». А буржуазные политические революции лишь венчали те прогрессивные изменения, которые постепенно и мирно происходили в «экономическом базисе». Чтобы еще больше оттенить «прогрессивный» характер этих «мирных» и «гуманных» изменений в западноевропейском обществе, читателю непременно напомнят о крепостном праве в России, которое просуществовало аж до 1861 года!
Однако в реальной жизни было не совсем так или даже совсем не так. Обратим внимание на работу Ф. Энгельса «Заметки о Германии», в которой он писал о том, что в XVI—XVII вв. Западная Европа пережила
Для новых соблазнов и потребностей требовалось все больше и больше денег. Феодалов охватила «жажда денег». Но в отличие от будущих капиталистов, которые воспринимали деньги, прежде всего, как капитал, т.е. «самовозрастающую стоимость» (определение Маркса), феодалы относились к деньгам как к всеобщему средству платежа и обмена. Если капиталисты добывали деньги, пуская их в оборот и получая прирост в виде ссудного процента, торговой или промышленной прибыли, то феодалы продолжали использовать свой старый, проверенный способ — эксплуатацию своих крепостных.
Феодалы полученные от крестьян деньги не инвестировали, а тратили. Был, правда, такой тип феодалов, которые не тратили, а накапливали. Образ такого феодала создан А.С. Пушкиным в «Скупом рыцаре». Но это было не накопление капитала, а накопительство денег. Накопитель денег не пускал их в «дело», а просто откладывал гедонистическое потребление на более отдаленный момент времени. И чаще всего умирал на своих сундуках с золотом. Наиболее яркий образ такого «накопителя-гедониста» дан в Евангелии от Луки в притче о богаче[130]. В этой притче говорится об одном богатом человеке, который собрал большой урожай, построил новые житницы и сложил в них весь свой хлеб и все свое добро. Он собирался устроить себе в будущем большой «праздник»: «И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Напомним, что затем «Бог сказал ему (богачу. — В.К): безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». Кончается притча следующей моралью: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Заметим, что накопительством добра в «житницах» в Средние века занимались люди, которые жили в христианской среде и которые наверняка знали эту притчу. Накопительство было признаком того, что наметился отход от истинной христианской веры (вернее, этот отход продолжился; начался он с отпадения западной церкви от православия, зарождения католической ереси). В европейском обществе начиналось безумие, о котором предупреждал Бог евангельского богача.
Интенсивность эксплуатации крепостных крестьян росла пропорционально растущим запросам феодала. Нагрузка на крестьян еще больше усиливалась в связи с тем, что феодалам деньги нужны были не только для растущих удовольствий, но и для покрытия долгов перед ростовщиками (последние любезно предлагали свои «услуги» феодалам). Крепостной не справлялся со своими растущими обязательствами перед хозяином (а некоторые из хозяев уже овладели искусством «цеплять» своих крепостных на «долговой крючок»). Крестьянин даже в тех странах, где он объявлялся лично свободным, оказывался в долговой кабале — сам вместе со всей своей семьей.
Вот что пишет о периоде позднего феодализма, в том числе о возрождении ранних форм крепостничества в Европе, отечественный философ Э.Ю. Соловьев: «Повсеместно расцветает ростовщичество. Им занимаются теперь не только евреи, как в Средние века, но и представители всех этносов и сословий.
Основная установка ростовщичества — безжалостная эксплуатация чужой нужды — проникает в самые различные формы хозяйственной практики. На свет появляется, например, аграрное ростовщичество. Захватив общинные земли, крупные феодалы дробят их, а затем продают в рассрочку ими же ограбленным крестьянам. При этом назначаются такие ежегодные платежи, что большинство держателей наделов попадают в вечную кабалу. Крестьянин, даже если он еще признается лично свободным, закрепощается через свое бездоходное хозяйство и вместе с потомством сидит в нем, как в долговой яме. Утверждение коммерциализированного земледелия, основанного на кабальных отношениях, — самый внушительный результат развития рыночной экономики в Западной Европе XV—XVI веках. В ряде стран (в Германии, Дании, Венгрии, Польше) дело доходит до возрождения крепостнических порядков, исчезнувших в VIII—IX веках. Вместо свободы распоряжения своими силами и продуктами, которое рынок, говоря гегелевским языком, предполагает «по самому своему понятию», повсеместно наблюдается рост насилия и подвластности, обогащения господ и крайнего обеднения зависимых низов»[131].
Мы согласны с тем, что в эпоху позднего феодализма ростовщичеством занимались «не только евреи, как в Средние века, но и представители всех этносов и сословий». Отметим лишь, что «представители всех этносов и сословий» (прежде всего, феодалы) свою ростовщическую деятельность не афишировали, занимались этим тайно. Часто в качестве посредников и подставных фигур использовали тех же ростовщиковевреев[132].
Обозначенные выше этапы развития феодализма — лишь внешние проявления более глубоких изменений в обществе того времени. Главное, что в недрах феодального общества постепенно создавались условия для замещения духовной власти церкви властью денег. По мере ослабления духовного авторитета и духовной власти церкви (а в Европе это — католическая церковь) происходило все большее оживление и распространение «вируса» капитализма («жажды денег»), а это, в свою очередь, приводило к усилению закрепощения крестьян и все большей их эксплуатации.
В заключение хотелось бы еще раз вернуться к оценке роли бурного развития товарно-денежных отношений в недрах феодального общества. В этой связи обратимся к работе К. Маркса «Очерк критики политической экономии» (1857— 1858)[133]. В ней он вспоминает древний мир (в том числе Древний Рим) и отмечает, что на древние общества обрушивалось множество серьезных испытаний: захватнические войны, внутренние междоусобицы, политические перевороты. С большинством из этих бедствий государственные деятели и народы справлялись. Но было одно испытание, с которым древний мир справиться не смог, — испытание товарно-денежными отношениями. Эти отношения «разъедали античный мир подобно кислоте». Однако деньги, товары и торговля существовали еще на этапе становления античного общества. Маркс сам приводит множество подтверждающих это примеров из истории раннего античного мира, в частности, в своей работе «К критике политической экономии» (1859). Маркс не рассмотрел за товарно-денежными отношениями позднего античного общества «вирус» капитализма. Позднее Маркс в «Капитале» (1867) писал, что феодальное общество точно так же оказалось перед испытанием товарно-денежных отношений. Но это был все тот же «вирус» капитализма, а товарно-денежные отношения были его внешней, маскировочной формой. Общественный организм западноевропейской христианской цивилизации, смертельно зараженный «вирусом» капитализма, двигался к своему концу. А его место занял общественный организм западной (капиталистической) цивилизации. Сначала умерла древнеримская цивилизация, затем умерла средневековая европейская цивилизация. Не умерли лишь «вирусы» капитализма, глубоко гнездившиеся в сердцах людей, не умерло и сопутствующее им во внешнем, материальном мире рабство.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Развитие капитализма
В конце 15 – начале 16 веков жизнь Западной Европы была отмечена столь ощутимыми переменами – ростом производства, торговли, расцветом культуры и познания окружающего человека мира, что некоторые историки того времени стали говорить о начале Новой эпохи всемирной истории.
Осмысливая новизну жизни и исследуя причины этого явления, они вскоре начали делить историю на древнюю, среднюю и новую. Эта периодизация лежит в основе всемирной истории.
Давайте посмотрим на начало развития капитализма и его особенности.
Век капитализма
Новая история – это история зарождения, развития и успехов нового типа производства и общественных отношений – капитализма (лат. capitalis — главный), пришедшего на смену феодализму с его насилием и принуждением.
В 16-18 веках происходил быстрый рост новых форм производства и торговли. Все указывало на то, что внутри феодализма быстро развиваются элементы капиталистических отношений, а сам феодализм все больше становится помехой экономическому и социальному развитию общества.
От феодализма к капитализму
Переход от феодализма к капитализму растянулся на многие десятилетия, но начало кризиса феодализма явственно проявилось именно в начале 16 века. Феодально-монархический строй с его сословными привилегиями, полным пренебрежением к человеческой личности препятствовал развитию общества.
Капитализм – это прогресс по сравнению с феодализмом. Капитализм – строй, основанный на частной (личной) собственности и использовании наемного труда.
Главными фигурами общества все явственнее становились капиталист (буржуа-предприниматель) и наемный рабочий (свободный человек, продающий свою силу).
Они своим трудом обеспечили экономический подъем и в промышленном, и в сельскохозяйственном производстве. Они не позволили обществу оказаться в тупике застоя, куда его вел феодализм.
Подобный процесс одновременно происходил и в аграрном (сельскохозяйственном) производстве. Буржуазным становился тот слой дворянства, который начал ориентировать свои хозяйства на рынок.
Буржуазными становились и зажиточные крестьяне-фермеры, превращавшиеся в товаропроизводителей (сельхозпродукты для продажи на рынке).
Начался процесс формирования буржуазной интеллигенции (лат. iritelligens – понимающий, разумный). Ученые, юристы, мастера нового искусства, литераторы, учителя, врачи и др. были особенно опасны для феодализма.
От них начали распространяться идеи гуманизма. Они все громче в своей деятельности начали говорить о праве человека жить и трудиться в достойных его условиях.
Что такое буржуазия
Термин «буржуазия» французского происхождения: так в средние века назывались жители города (бурга). С течением времени словом «буржуазия» стали обозначать не просто жителей городов (бюргеров), а тех людей, которые, накопив деньги и наняв рабочих, стали организовывать производство каких-либо товаров (вещи для продажи).
Поэтому в истории развития капитализма его ранняя стадия названа периодом «первоначального накопления», а созданное на его основе производство стало называться «товарным», работающим на рынок (рыночная экономика).
Капитализм по сравнению с феодализмом – это, прежде всего, гораздо более высокий уровень производства. Это было достигнуто на основе новой организации процесса изготовления товаров.
Накопив деньги и использовав их для получения прибыли, буржуа-предприниматель становился капиталистом. Деньги становятся «капиталом» только тогда, когда они приносят доход; деньги, спрятанные «под матрац», – это не капитал.
Новая форма организации производства нашла свое выражение в мануфактуре. Вещь (товар) здесь создается пока еще ручным трудом рабочих. Но процесс производства уже разделен на отдельные операции (разделение труда).
Один рабочий выполняет какую-то одну работу (режет на куски определенного размера листы железа). Другой рабочий в это же время придает им определенную форму, третий одновременно делает заготовки из дерева, а четвертый их обрабатывает. Все это поступает к пятому рабочему, который прикрепляет железную деталь к деревянной, и получается, например, лопата.
Каждый рабочий выполнял только одну операцию, а в целом это позволило резко повысить производительность труда (количество продукции, созданной в единицу времени, например, за 1 час). На рынок стало поступать гораздо больше товаров, и начал действовать закон конкуренции.
Условия развития капитализма
Для того чтобы иметь успех в борьбе со своими конкурентами, капиталист-мануфактурист жизненно заинтересован в снижении стоимости (необходимое для производства товара рабочее время, выраженное в деньгах) выпускаемой продукции и повышении ее качества.
Это дает ему увеличение прибыли. Поэтому владелец производства стремится повысить технический уровень оборудования, его экономичность, применить новейшие машины.
Те предприятия, на которых все это успешно осуществлялось, процветали, а прибыли их владельцев росли. Хозяева же малоэффективных предприятий разорялись. Происходил «естественный отбор» среди предпринимателей-капиталистов.
Индустриальная цивилизация
Развитие капитализма содействовало техническому прогрессу, росту науки, что влекло за собой резкое ускорение развития индустрии.
Это было главным признаком первых шагов новой цивилизации, которую впоследствии историки назвали «индустриальной» – индустриальная цивилизация. Она шла на смену аграрно-ремесленной цивилизации средневековья.
Начавшийся процесс развала феодализма сопровождался разорением массы мелких производителей – крестьян и ремесленников. Из них и начала формироваться армия наемных рабочих.
Пройдя очень сложный и не менее трудный путь, этот новый социальный слой постепенно влился в капиталистически организованные отрасли промышленности и сельского хозяйства.
А в начале нового времени многие разорявшиеся мелкие собственники становились рабочими рассеянной (раздача работы по домам) или централизованной (работа под одной крышей) мануфактур.
В 16-18 вв. произошли важные изменения в торговле и в сфере финансового дела. В наиболее развитых странах Европы (Англия, Нидерланды и др.) торговля содействовала разложению феодальных отношений.
Она становилась источником «первоначального накопления», то есть источником обогащения нового слоя общества – буржуазии. Купец (торговец) нередко превращался в капиталиста-предпринимателя, основывающего мануфактуру.
Карикатура «Капитализм»Главным явлением внутриевропейской торговли было начало формирования и развития единых национальных рынков, прежде всего в Англии и Франции. Этому способствовала политика меркантилизма (итал. mercante — торговать) – создания государством благоприятных условий для своей торговли.
В результате Великих географических открытий появились новые направления внешней торговли: в Америку, Африку, Азию.
В Европу хлынул поток дешевых товаров: золото и серебро, кофе и чай, рис, хлопок, табак и пр. Торговля стала приобретать мировые масштабы. Крупными торговыми центрами стали Лиссабон (Португалия), Севилья (Испания), Антверпен (Нидерланды), Лондон (Англия).
Все вместе это дало мощный толчок для развития капитализма во всем мире и, прежде всего, в Европе.
Возникновение бирж
Появились новые формы организации торговли. Возникли биржи (лат. bursa — кошелек). На фондовой бирже совершались сделки по купле-продаже ценных бумаг. На товарной бирже торговые сделки заключались по образцам товаров.
Появлялось все большее число купеческих организаций – торговых компаний для торговли с различными районами мира.
Начало нового времени и развития капитализма было отмечено появлением первых банков. Это были специальные финансовые организации, осуществлявшие посредничество в платежах и кредите. Первые банки появились в 15 веке сначала в Италии, а затем в Германии.
Развитие капитализма – это неизбежная фаза развития современной цивилизации. Однако плоды капитализма не всегда так хороши, как это звучит в теории.
Для полного понимания рекомендуем прочитать короткую и довольно остроумную заметку о том, чем отличаются капитализм и социализм.
Если вам понравилась статья про развитие капитализма – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты и развитие личности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
interesnyefakty.org
Как и почему феодализм трансформировался в капитализм.: bulochnikov — LiveJournal
Вот тут автор даёт интересный исторический факт с неверным его истолкованием Как Европа стала свободной. Впрочем, об истолковании в конце.
«На самом деле тот факт, что крепостничество и феодализм, несмотря на свою кажущуюся длительность, остались в истории Западной Европы лишь мимолетным эпизодом, был предопределен именно»правовой революцией» XI-XIII веков. Именно благодаря этому Европа феодальная и крепостническая превратилась в Европу капиталистическую и гражданскую.
Какая тут связь? А она была довольно простая, хотя и нелинейная.
Дело в том, что в большинстве европейских стран, испытавших последствия «правовой революции» к XIIIвеку феодальные повинности — рента, были письменно документально зафиксированы в твердых денежных суммах.
Другими словами, была бумажка в которой было четко записано, что крестьяне такой-то деревни должны платить сеньору в год столько-то ливров.
А затем начались пертрубации.
Сначала — Черная Смерть, которая резко подняла цену крестьянского труда, цену рабочих рук, вообще — очень сильно подняла себестоимость всего и вся в Европе.
А затем начались поставки серебра из Америки и Запад начала сотрясать революция цен. Инфляция, которая многократно уменьшала цену денег.
Сеньоры очень хотели бы в этой ситуации поднять повинности, заставить крестьян платить больше.
Но…
НЕ МОГЛИ
Всё было записано на бумажке.
И любой королевский суд на раз признавал правоту крестьян.
Как следствие, после двойного кризиса сеньоры не могли просто сохранить классический феодализм и тупо брать с крестьян ренту.
Совокупный капитал феодалов,главную часть которого составляла именно земля как источник ренты, -обесценивался.
Совокупный капитал крестьян,поденщиков, горожан, то есть всех тех, чьим капиталом был дорожавший труд,возрастал.
Соотношение сил непоправимо менялось в пользу третьего сословия (об этом см. прекрасный текст А.И. Фурсова о генезисе капитализма).
При этом, разумеется,аристократия на то и была аристократией, чтобы не сидеть сложа руки.
Она начала вертеться.
Начали умножаться косвенные повинности, типа обложения дорог, которые не были жестко зафиксированы.
Британские лорды начали превращать землю из аграрного в производственный капитал, приступив к огораживаниям.
Испанские идальго полезли завоевывать новые земли за тридевять земель и искать новые источники дохода на них.
Французские шевалье начали отстраивать систему абсолютного государства, которое могло бы драть с крестьян три шкуры, не имея никаких письменных обязательств перед ними и выступая господином закона.
Немецкие риттеры решили сбросить издержки в виде слишком дорогостоящей церковной инфраструктуры и поделить эти излишки между дворянством и бюргерством.
Так возникли европейские капитализм, империализм, государство-state и реформация.
То есть все основы новой Европы,Старый Порядок, который был грандиозной попыткой сеньориального класса сохранить власть в условии скукоживания непосредственной «рентной»экономической основы могущества этого класса.
В какой-то момент Третье Сословие разгадало эту игру.
Его могущество по прежнему росло,но росло прежде всего как экономическое и культурное могущество, в то время как власть Старый Порядок от него отстранял.
И началась эпоха Революций, то есть эпоха, когда Третье Сословие поставило своей задачей физически и структурно уничтожить старый правящий класс, не принимая и не допуская уже никаких уверток.
Но, так или иначе, та цепочка событий, которая привела Западную Европу к той свободе, которой она гордится -в некоторых вопросах не без резонов, а в некоторых случаях оборачивая ее гнусностью (такой как «экспорт демократии»), началась с одной единственной малости.
С того, что усилиями архиеретика папы Григория VII его болонских юристов, Право было признано в Западной Европе некоей самодействующей и самовластной силой, почти божественного статуса.
А на практике это верховенство права выразилось в незыблемости письменно зафиксированных феодальных повинностей и невозможности даже для сеньоров через этот письменный документ переступить.
Там, где в католическом мире этого не произошло, как в Польше, стало возможным второе издание крепостничества, неохолопство, стал возможен абсолютно безграничный и ничем не сдерживаемый панский деспотизм.
Этот деспотизм был обоснован идеей шляхетской республики (которую в отличие от многих коллег нацдемов я считаю не положительным, а сугубо отрицательным примером) — в которой правосубъектом, гражданином был шляхтич — вплоть до права Nie pozwalam!, а большинство людей рассматривалось как нелюди, как скот — bydlo.
И судьба Польши как была плачевна всё Новое время, так и теперь блестящей ее не назовешь.
Это пример того, что такое европейская страна не пережившая в полной мере Правовой Революции.
P.S. Отсюда кстати не следует,что надо слепо обезьянничать.
Если начать с неправильного конца, то можно получить прямую противоположность тому, что хотим.
Именно так, с неправильного конца начали прививать у нас правовую культуру западники в XIX веке.
А именно — западники-юристы во главе с Кавелиным сыграли роковую роль в крестьянской реформе 1861 г.
Они стали отстаивать принцип,согласно которому и крепостные, и земля, это частная собственность помещиков.
А, соответственно, отнимать у помещиков собственность государство имеет право только за выкуп.
Отсюда произошли выкупные платежи, отрезки и прочие извращения, которые оскорбили крестьянское правовое сознание и чувство справедливости.
Поскольку крестьяне считали землю своей, а уже себя — отданными государем помещикам во временное владение.
И кстати в контексте правовой системы Московского государства XVI-XVII века именно они были правы.
Просто эта система была уничтожена в XVIII-XIX вв., будучи заменена другой, шляхетской, как раз по польскому образцу, в которой обладателем полноты прав признавался дворянин, а крестьянин обладал нулевой правосубъектностью, ему никто ничем не был обязан.
Закончилось это закономерным крахом государства и революцией.
Поэтому фиксацию Верховенства Права нельзя начинать с фиксации права государства над народом или права элиты против народа.
Нельзя закрепить»неприкосновенность права частной собственности» олигархии на приватизированные предприятия (с чем явно пойдут на выборах персонажи типа Прохорова), установить Олигархическую Прерогативу, и думать, что тем самым мы положили начало Правовому Государству.
Ничего подобного.
Наши западники очень любят восхвалять Magna Carta, английскую Великую Хартию Вольностей, как некий источник западного правосознания и неприкосновенности личности.
И тонко намекают — мол дайте неприкосновенность аристократии (то есть нам с нашими матрасами), а уж потом и до быдла с улицы дойдет — все равно быдлу прав давать сразу нельзя.
Так вот.
Это ложь.
Европейская свобода началась не с королевской хартии баронам, которую, к тому же, много раз отменяли.
Она началась именно со скромной записи, фиксировавшей повинности крестьян перед сеньором, в твердой сумме в доброй монете.
Записи, которая, однако, имела такую силу, что никто в последствии не мог ее переступить ни к какой своей выгоде (которую сеньоры бы не преминули представить бы как общую выгоду).
Просто бумажка.
Которую было не отменить и не изменить»
Автор всё хорошо изложил. Всё понятно: была бумажка, которую феодал не смог отменить. Поэтому и разорился из-за инфляции, вызванной большим поступлением монетарного металла из Нового Света.
Вот только бы он ещё объяснил бы, почему феодалы не подтёрлись той бумагой, которую ему суют под нос крестьяне в доказательство своих прав?
Что им помешало?
Неужели рыцарское слово, феодальная честь и природное европейское уважение к правам человека и законопослушание?
Или что то другое?
Тогда что?
bulochnikov.livejournal.com