Форум цифровая экономика сколково: «Открытые инновации» в Сколково — на пути к цифровой

Содержание

«Открытые инновации» в Сколково — на пути к цифровой

В этом году главное событие страны в сфере развития технологического предпринимательства  – международный форум  «Открытые инновации» пройдет с 16 по 18 октября и объединит на своей площадке около 15 000 участников из более чем 90 стран мира. Местом проведения Форума во второй раз станет Технопарк «Сколково».

Ключевая тема Форума 2017 – «Цифровая экономика. Вызовы глобальной трансформации». В рамках деловой программы запланированы обсуждения основных технологических трендов, воздействия технологий на компании традиционных отраслей, поиска целей, инструментов и условий формирования умной экономики, возможности цифровой трансформации государственного управления, создания условий для цифровизации различных отраслей экономики, а также демонстрации уже реализованных проектов.

  

Традиционно «Открытые инновации» пройдут в формате трех тематических дней, интересных для различных аудиторий:

  

1-й день: обсуждение цифровой трансформации компаний и отраслей, вопросах создания и масштабирования бизнеса, влияния новых технологий на деятельность компаний традиционных и новых отраслей;

2-й день: обсуждение передовых практик цифровизации государственного управления и вытекающих из этого трендов и изменений. Государственные структуры разных уровней как потребители технологий, стратегии формирования в стране цифровой экономики.

3 день: социальные последствия таких трендов как искусственный интеллект, роботизация, продление жизни; как меняются ценности и культура в новой среде, какое образование нужно для новой эпохи.

  

Также в рамках Форума  на площадке Технопарка «Сколково» пройдет выставка достижений в инновационных сферах экономики, таких как здоровье, сфера услуг, государство, производство, агро, образование, вычислительные и информационные технологии. Выставка будет интересна не только профильной, но широкой аудитории.

  

«Открытые инновации» в Сколково. Создаем будущее.

#CreatingFuture

#СоздаемБудущее

Forinnovations.ru

   

О Форуме

Цель проведения Форума —  формирование в России инновационной среды, и стимулирование спроса на инновации. За прошедшие годы мероприятие зарекомендовало себя как уникальная дискуссионная площадка, содействующая формированию благоприятной инновационной экосистемы.

Форум «Открытые инновации-2016» впервые прошел в Технопарке «Сколково». В нем приняло участие 13 500  человек из 99 стран мира. Форум посетило 300 инвесторов; выступили 550 спикеров, состоялись 155 сессий и 2 835 деловых встреч.

 

Страница не найдена | Министерство цифрового развития Калужской области

Версия портала для слабовидящих включает в себя: возможность изменения размеров шрифта, выбора цветовой схемы, а также содержит функцию «включить / выключить» изображения.

Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих.

Используя настройку «Размер шрифта», можно выбрать один из трех предлагаемых размеров шрифта.
При помощи настройки «Цветовая схема» пользователь может установить наиболее удобную для него цветовую схему портала (бело-черная, черно-белая и фиолетово-желтая).

Нажав кнопку «Выкл.» / «Вкл. » можно включить или выключить показ изображений, размещенных на портале. При выключении функции «Изображения», на месте изображений появится альтернативный тест.

Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии.

По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта – 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.

Для того чтобы вернуться к обычной версии, необходимо нажать на иконку.

Увеличить размер текста можно воспользовавшись другими способами: 

Включение Экранной лупы Windows: 

1. Через меню Пуск:

Пуск → Все программы → Стандартные → Специальные возможности → Экранная лупа.

2. Через Панель управления:

Панель управления → Специальные возможности → Центр специальных возможностей → Включить экранную лупу.

3. С помощью сочетания клавиш «Windows и ”+”».

Использование сочетания клавиш:

1. В браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom, Opera используйте сочетание клавиш Ctrl + «+» (увеличить), Ctrl + «-» (уменьшить).

2. В браузере Safari используйте сочетание клавиш Cmd + «+» (увеличить), Cmd + «-» (уменьшить).

Настройка высокой контрастности на компьютере возможна двумя способами:

1. Через Панель управления:

Пуск → Все программы → Стандартные → Центр специальных возможностей → и выбираете из всех имеющихся возможностей «Настройка высокой контрастности».

2. Использование «горячих клавиш»: 

Shift (слева) + Alt (слева) + Print Screen, одновременно.

 

готовность российских компаний к цифровой экономике — НАФИ

Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index, BDI)

Индекс цифровизации бизнеса — это уровень готовности компаний малого и среднего сегмента к цифровой трансформации бизнес-среды. Индекс BDI может принимать значения от 0 процентных пунктов (минимум) до 100 п.п. (максимум) и рассчитывается как среднее арифметическое между значениями пяти частных индексов:
  • Каналы передачи и хранения информации
    использование цифровых каналов передачи и хранения информация (интернет, облачные сервисы и т.д.)
  • Человеческий капитал
    вовлечение руководства в саморазвитие и развитие персонала в области цифровых технологий
  • Информационная безопасность
    внедрение культуры защиты цифровой информации
  • Использование интернет-инструментов
    диджитал инструменты для продвижения и развития компании
  • Интеграция цифровых технологий
    уровень внедрения цифровых технологий (CRM-системы, электронный документооборот и т. д.)
Средства передачи и хранения информации
Московские предприниматели по сравнению с региональными активнее используют цифровые средства передачи и хранения информации. Так, в Москве выше доля компаний, использующих мобильный интернет (75% против 68%) и широкополосный доступ в интернет (77% против 59%). Треть компаний, зарегистрированных в Москве, применяют облачные сервисы – 32% против 19% в регионах. Каждый четвертый московский предприниматель использует сервера для хранения и обработки данных – 25% против 18% в регионах.
Интеграция цифровых технологий в бизнес-процессы
Наиболее популярной внутрикорпоративной технологией как в Москве (40%), так и в регионах (39%) является интранет. Московские компании чаще региональных внедряют CRM-системы (27% против 15%), чат-боты (11% против 6%) и автоматизированные решения для управления персоналом (13% против 5%).
Использование интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг

Московские компании более эффективно используют интернет как инструмент продвижения своих товаров и услуг. Так, больше половины московских компаний (57% против 26% в регионах) имеют полноценный сайт с детальной информацией о компании и ее деятельности. Также у трети организаций, зарегистрированных в Москве (36% против 28% в регионах), есть страница в социальных сетях. Среди московских предпринимателей по сравнению с региональными существенно выше доля тех, кто размещает рекламу в интернете (49% против 39% в регионах) и продвигает сайт компании в поисковых системах (41% против 31% в регионах). Мессенджеры для связи с клиентами используют 38% организаций в регионах и 32% в Москве.

Информационная безопасность
В российских компаниях по-прежнему уделяется мало внимания вопросам информационной безопасности. В частности, утвержденную политику информационной безопасности имеет лишь каждая третья компания в Москве – 33%, и каждая четвертая в регионах – 25%.
Треть московских компаний (36%) и четверть региональных (24%) используют программы информационной защиты, разработанные для организаций. Однако почти половина компаний (45% в Москве и 46% в регионах) применяют антивирусные программы для физических лиц. У трети региональных компаний вообще нет систем обеспечения информационной безопасности (35% против 20% в Москве).
Человеческий капитал
И московские, и региональные компании уделяют мало внимания обучению сотрудников в области цифровых технологий – 89% компаний в Москве и 94% региональных компаний ни разу не организовывали образовательные программы в этой сфере для своих сотрудников. При этом 47% опрошенных руководителей московских компаний и 53% региональных отмечают, что необходимости в проведении образовательных курсов нет. Еще 33% предпринимателей в Москве и 24% в регионах считают, что подобные тренинги нужны только тем сотрудникам, кто непосредственно связан с цифровыми технологиями.

Итоги Переход к цифровизации открывает ряд преимуществ как для самих компаний, так и для государства. Для предпринимателей плюсы внедрения новых технологий выражаются в сокращении издержек компании, повышении производительности труда, оптимизации процессов взаимодействия с клиентами. Государство заинтересовано в упрощении административных процедур, оптимизации процесса регулирования деятельности МСБ и, как следствие, росте сегмента малого и среднего бизнеса.
При этом сами предприниматели плохо информированы о возможностях, которые открывает цифровизация, и не всегда готовы инвестировать временные и финансовые ресурсы на внедрение новых технологий и обучения сотрудников цифровым компетенциям. Поэтому важно образовывать малый и средний бизнес, объяснять предпринимателям преимущества цифровой модели бизнеса.

«Телеком – нервная система цифровой экономики» – Центр компетенций НТИ на базе Сколтеха

5 февраля в Алматы состоялся форум «Цифровая перезагрузка: Рывок в новую реальность» (Digital Almaty 2021) с участием премьер-министров стран ЕАЭС. Глава правительства Российской Федерации Михаил Мишустин заявил о необходимости развивать собственные цифровые платформы, чтобы не попасть в «информационную, политическую, экономическую зависимость». Руководитель Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха Дмитрий Лаконцев в рамках панельной дискуссии «Новая инфраструктура – enabler цифровой экономики» продолжил тему. Он объяснил преимущества использования открытых стандартов OpenRAN для создания критической информационной инфраструктуры.

Дмитрий Лаконцев поделился с участниками сессии стратегическим видением Сколтеха в отношении применения в сетях сотовой связи четвертого и пятого поколения (4/5G) систем с открытой архитектурой и стандартизированных аппаратных платформ (White boxes). По словам эксперта, использование таких решений – это единственный способ создания национальной критической информационной инфраструктуры. Это касается не только России, но и большинства других стран, в том числе участников Евразийского экономического союза. Кроме того, поддержка открытых стандартов позволит сформировать в стране рынок производства телеком-оборудования, конкурентноспособного на международном уровне.

Руководитель ЦК НТИ отметил, что OpenRAN-решения обеспечивают большую гибкость и экономию расходов по сравнению с предложениями традиционных вендоров. В развитии технологии OpenRAN заинтересованы разработчики ПО, производители телеком-оборудования и крупнейшие операторы по всему миру, благодаря чему формируется мощная экосистема устройств и программного обеспечения.

Дмитрий Лаконцев рассказал о комплексном подходе к внедрению технологии в России. Сколтех не только разрабатывает программное решение и аппаратную часть, но и создает национальные стандарты OpenRAN, ведет подготовку специалистов, поддерживает тесное сотрудничество с операторами и участвует в международных проектах по развитию открытых решений (O-RAN Alliance и Telecom Infra Project).

Участники конференции, включая представителей Google, Turk Telecom, Huawei, Telecom Infra Project (TIP), Cisco и Parallel Wireless, высказывались в похожем ключе. Игроки рынка подтвердили, что развитие телекоммуникаций идет в сторону подхода, особенностями которого являются:

  • дезагрегация монолитных систем;
  • слоеная архитектура;
  • взаимозаменяемость основных сетевых элементов;
  • мультивендорность;
  • оптимизация под сервисно-ориентированные платформы.

Во многом видение Сколтеха совпало с тезисами доклада Евгении Джордан, вице-президента по маркетингу Parallel Wireless, компании, которая активно продвигает решения OpenRAN на международном рынке. Ильгар Гасымов, представитель Cisco, положительно отозвался о комплексном подходе института к внедрению инноваций. Виш Матур, руководитель отдела глобального взаимодействия Telecom Infra Project, отметил активное участие Parallel Wireless и Сколтеха в TIP. Модератор секции и главный директор по инновациям «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов также высоко оценил инициативы Сколтеха и предложил продолжить обсуждение возможного сотрудничества.

Руководитель Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха Дмитрий Лаконцев: «В 2020 году мы все на личном опыте убедились, насколько важное значение имеет современная и надежная телеком-инфраструктура. Никто уже не спорит с тем, что экономический рост напрямую зависит от внедрения передовых технологий связи. Телеком – нервная система цифровой экономики. И поэтому ключевыми трендами десятилетия становятся повышение стратегической защищенности телекоммуникационных сетей и создание вертикально-интегрированных сервисных платформ. И речь здесь идет не только о привычных мобильных телеком-услугах (передача голоса и данных). На первый план выходят сервисы для умных фабрик и больниц, портов и городов: сверхнадежная беспроводная связь с низкой задержкой и IoT-связь для сенсорных полей.

В современных платформах каждый сервис должен быть реализован оптимальным способом. Достичь желаемого позволяет открытая архитектура, с возможностью выбора наиболее эффективного решения для конкретной задачи. Этот подход также помогает защитить критическую инфраструктуру от большинства внешних рисков, что является ключевой задачей для любой страны.

Создание линеек таких информационных платформ, с открытой архитектурой, с возможностью масштабирования на крупное предприятие или на всю страну, – это основная задача телекоммуникационной и IT-индустрий на данном этапе. Именно эту цель мы ставим перед собой в контексте развития российской экономики. И очень приятно, что мы чувствуем понимание и поддержку в этом вопросе со стороны наших партнеров из других стран, особенно из ЕАЭС».

Изображение: Digital Almaty, ЦК НТИ

проблемы и перспективы нормативного регулирования” / RUNET-ID

16 февраля 2018 года в рамках Российского Инвестиционного Форума в Сочи состоялась сессия и дискуссионная панель “Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования”, модератором которой выступил директор Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.


Фото: ТАСС

Участники сессии обсудили подходы к пониманию задач программы “Цифровая экономика”, а также сформулировали критически важные “пробелы” данной программы – нормативного и регуляторного толка, предложили идеи по их заполнению.

“Последние N лет мы наблюдаем повсеместное проникновение цифровых технологий в жизнь самых широких слоев общества. Сегодня пользователи, бизнес-игроки и государство – имеют прямой доступ к глобальным коммуникационным сетям и даже зачастую к частям критической информационной инфраструктуры. Технологии стимулируют не только улучшение качества жизни граждан, но и ускорение экономических процессов в нашей стране. Мы можем смело заявить – цифровая экономика оказывает прямое и значительное влияние на традиционную экономику. На цифровую экономику давно обратило внимание государство. Так, в 2016 году пришло окончательное осознание необходимости разработки соответствующей законодательной базы. На нашей сегодняшней панели мы постараемся найти ответы на актуальные вопросы нормативного обеспечения развития ЦЭ, возникающие у представителей отрасли, у экспертов и у госслужащих”, — поприветствовал участников и спикеров сессии Сергей Плуготаренко

Обсуждение основных вопросов дискуссии было поделено на тематические блоки, в рамках которых выступающие представляли различные точки зрения и поднимали вопросы, волнующие различные сферы цифровой экономики.

ЧТО НУЖНО БИЗНЕСУ?

Данный блок был посвящен попытке определить ожидания бизнеса от работы в области Нормативного регулирования Цифровой Экономики.


Фото: ТАСС

Первым спикеров в данном блоке стал Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам член правления ПАО «МТС».

Базовая задача бизнеса — рост доходов и снижение расходов. Когда рынки насыщаются, то всегда возникают задачи по сокращению расходов, выходу на новые и смежные рынки, создание новых рынков. Этим объясняется интерес бизнеса к цифровой экономике, а она создает предпосылки для решения трех задач: снижение расходов, выход на смежные рынки, создание новых рынков. Одновременно, кроме решения таких целевых задач, любой бизнес интересуется решением правовых задач: снижение рисков и создание возможностей. Решение этих задач происходит в рамках активности бизнеса в установление правил игры при создании новых рынков. Это то, что мы наблюдаем сейчас. С этой точки хрения уникальность — впервые бизнес и государство договорилось сделать эти правила. При этом бизнес параллельно инвестирует в новые технологии и кадры для будущей экономики. Ожидания бизнеса  — получить отдачу от инвестиций. Если бизнес и государство сейчас договариваются вместе идти вперед, то эти задачи должны быть выполнены совместно. Партнерство, которое наметилось очень важно, особенно для создания правил “цифровой экономики”. Важно, чтобы мы не создали монополистов, чтобы конкуренция развивалась. По нашему направлению Программы мы должны принять больше 50 основных законов. Это означает глубокую правовую реформу. Мы считаем, что право должно ответить в течении трех-четырех лет. Иначе наша четвертая промышленная революция захлебнется.

Далее точку зрения ФРИИ высказал Кирилл Варламов, директор Фонда.

Наш фонд занимается в первую очередь инвестициями в стартапами и казалось бы — где инвестиции и где законодательные инициативы. Мы стараемся ответить на вопрос: “Что нужно предпринимательству” — нужно плотное взаимодействие с законодателями. Основное регулирование и законы были созданы в эпоху бумажных технологий. Сейчас же все меняется. Что нужно бизнесу сегодня? — В этом вопросе мы идем от потребностей. Сегодня российское право — одно из лучших в мире для предпринимателей и стартаперов. С точки зрения бизнеса хочется сказать, что нужна серьезная практическая вовлеченность в любое законодательное изменение.


Фото: ТАСС

Генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим Шерейкин отметил:

Пример нашего взаимодействия с рабочей группой нормативно правового регулирования: мы вынесли предложение изменения в законодательстве, которое сделало бы возможным произведения дистанционной оплаты при помощи распознавания номерных знаков. Мы получили бурную дискуссию, две страницы замечаний. Мне кажется роль РГ — продвигать нас и наши предложения, делать их даже более радикальными. Вот, что ожидает бизнес.

ЧТО СОБИРАЕМСЯ ДЕЛАТЬ?

В этом блоке с объемным центральным докладом сессии “Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования” выступил Игорь Дроздов, Председатель правления, Фонд «Сколково».


Фото: ТАСС

Мне кажется неправильным разделять онлайн и офлайн отношения — сейчас сложились отношения в сети и за ее пределами. Можно привести в пример потребительские отношения — вызов такси, например. Существующий разрыв связан с тем, что участники оборота считают неудобными для себя те правила и законы которые существуют. Говоря о приоритетах, хочется сказать, что самым важным является направление “Цифровая среда доверия”. Сегодня существуют технологии, которые могут реально изменить нашу жизнь — нужно перевернуть картинку и начать доверять электронному документообороту, забыть о бумаге. ;Нужно кардинально менять законодательство — это будет существенный переворот если мы переведем основной документооборот в электронный вид. Еще один мой важный тезис — в современном мире нужно быть динамичным — нельзя принимать законы по 2-3 года. Насколько то, что нужно бизнесу соответствует восприятию населения РФ? Уверен, значительная часть населения будет негативно воспринимать те или иные инициативы и наша задача — объяснить это не только государству, но и пользователям. Что касается жителей страны, я бы хотел подчеркнуть, что мы много говорим про то, что цифровая экономика дает бизнесу и мало говорим о том что она дает населению. Идея Цифровой Экономики для всех — дать те возможности, которых раньше не было.

ЧТО И КАК БУДЕТ?

Третий блок дискуссионной панели был посвящен нескольким кейсам, которые приоткрывают завесу будущего – показывают подход представителей крупных госучреждений – к внедрению новых и порой неожиданных технологий, которые ассоциируются с нашим ближайшим цифровым будущим.

В данном блоке выступили два спикера, первым из которых был Антон Дроздов, Председатель правления Пенсионного фонда России.

ПФР в настоящее время – крупнейшая информационная система в социальной сфере. В ПФР создана и в режиме постоянной эксплуатации функционирует одна из самых крупнейших IT-систем России – автоматизированная информационная система ПФР нового поколения (АИС ПФР), обрабатывающая информацию о 44,2 млн пенсионеров и ведущая персонифицированный учет прав граждан на 154 миллионах индивидуальных лицевых счетах. Кроме АИС ПФР ведется большая работа по запуску и администрированию крупнейших государственных информационных систем, оператором которых тоже является ПФР: Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) и Федеральный реестр инвалидов (ФРИ). Создание этих систем – реальный шаг к созданию единого информационного пространства социальных институтов Российской Федерации, позволяющего наиболее эффективно управлять на государственном уровне финансовыми ресурсами по адресной социальной поддержке именно нуждающегося гражданина и одновременно обеспечивает качественный скачок в уровне доступности услуг обслуживания граждан. В то же время для успешного и эффективного внедрения этих и ряда других IT-проектов крайне необходимы изменения в следующих направлениях: удаленная аутентификация, роботизация, применение и использование технологий искусственного интеллекта, безопасность систем, содержащих персональные данные.

Далее об электронном кадровом учете и электронных трудовых книжках рассказал Денис Васильев, Заместитель руководителя, Федеральная служба по труду и занятости.

Год назад мы инициировали обсуждение вопроса, который как раз касался внедрения цифровых методов в трудовые отношения. Прошел год, но наша уверенность в том что это нужно только выросла. Высшая школа экономики провела исследование, где опросили 1200 человек и практически ? опрошенных ответили, что инициативы перехода на электронные трудовые отношения являются современной и нужной. Тем не менее мы понимаем, что лучше показать какие-то вещи на примере для этого. Мы ввели нашу информационную систему управления контрольно-надзорной деятельностью на примере проектов Сбербанка и Юлморта и задали старт упрощенному контролю, или проще сказать мониторингу и практически воссоздали электронную проверку. Можно сказать, что этот эксперимент был удачным, тем самым создали для Роструда серьезные предпосылки для развития данного направления.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

“Выслушали мнения о том, что нужно бизнесу, как это будет претворяться в жизнь, отношение к конкретным инновациям… А что нужно изменить в системе управления, чтобы мы не “опаздывали”, а шли в ногу со временем или даже на опережение?”, — сказал Сергей Плуготаренко в рамках старта третьего блока дискуссионной панели.

О том, каким видится взаимодействие между бизнесом и властью рассказал Евгений Ковнир, Генеральный директор, АНО «Цифровая экономика»:

Бизнесу нужны понятные правила игры на ближайшие несколько лет. Бизнесу нужно участие в процессе формирования этих правил. То что было сделано правительством в сентябре прошлого года, а именно создание АНО “Цифровая Экономика”, позволило бизнесу принять участие в разработке правил, законов. Я хотел бы отдельно отметить роль нормативного регулирования. Здесь мы говорим о запросах, поступающих от представителей бизнеса. И те мероприятия, которые сегодня присутствуют в норма пра программе ЦЭ демонстрируют интересы бизнеса. Уверен, диалог на нашей площадке является приоритетной задачей АНО “Цифровая экономика”.


Фото: ТАСС

На вопрос “Как власть должна встраиваться в реалии с учетом того, что мы с коллегами обсудили, и к чему мы движемся?” ответил Савва Шипов, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Важно понимать, что люди, которые сидят сегодня здесь — это не люди по разные стороны баррикад. Только вместе мы можем довести все до конца. Изменения в законах стремительны. Нам надо вырабатывать правила, по которым мы будем согласовывать не тексты, а решения, алгоритмы общественных отношений. Если бы могли задать общие рекомендации на уровне ЕАС, было бы здорово. Но самое главное — люди которые смогут писать новые законы, аргументировать, отстаивать. Нам предстоит серьезно изменить законодательство. Потому нам нужны кадры, которые получится научить новым законодательным технологиям.

РЕГИОНЫ

О том, каких 3 вещей не хватает регионам или какие 3 вещи не учтены в Программе “ЦЭ” с точки зрения регионов, говорили в четвертом блоке дискуссионной панели.


Фото: ТАСС

Ильдар Габдрахманов, Вице-губернатор Московской области: “Для Московской области тема цифровизации является очень актуальной. Мы понимаем, что без тотальной цифровизации мы далеко не уйдем. Сегодня мы сильно упростили себе жизнь и ушли от бумаг, почти полностью перешли в цифру. Однако, сейчас нам тяжело в областях, которые не готовы к полному переходу в цифровое пространство: государственные и муниципальные контракты, субсидии, отчетность. Нам очень важны изменения в существующем законодательстве, которые помогли бы упросить существующие процессы документооборота путем перенесения их в цифровое пространство.”


Фото: ТАСС

“Государство в регионах — это люди, которые имплементируют все те законопроекты, которые сегодня обсуждают коллеги в рамках различных рабочих групп. Татарстан сегодня разработал проект программы, в которой представлены 9 основных направлений, которые сегодня также обсуждают на дискуссии и в рамках рабочих групп. Нужно дать посыл и сформулировать стандарт данных, которые государство хранит. Большой прорыв в этой стезе будет, если различные органы будут обмениваться данными, использовать цифру. Важно, что не только федеральные ресурсы должны предоставлять услуги. Сегодня жителей не интересуют электронные услуги как самоцель. Вся цифровизация для них — это отношения потребителя с государственными и муниципальными органами. Все эти процессы нужно максимально переводить в электронный вид. Без этого регионы не смогут развиваться,” — отметил Роман Шайхутдинов, Заместитель премьер-министра Республики Татарстан, Министр информатизации и связи Республики Татарстан.

ЭКСПЕРТЫ

Помимо спикеров из президиума дискуссионная панель “Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования” свою точку зрения по вопросам повестки смогли высказать и присутствующие в зале эксперты отрасли.

Олег Иванов, руководитель, Дирекция информационных технологий, бюджетирования и анализа, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт»: “Тема экосреды Цифровой Экономики чрезвычайно важна. Столько бизнес-процессов потребовалось автоматизировать в парадигме Цифровой Экономики, что сейчас мы видим реальные результаты. Хочу отметить Московскую область, демонстрирующую настоящий прорыв в применении цифровых технологий в органах госвласти.”

ВЫВОДЫ

“Уверен, наша сегодняшняя дискуссия получилась очень плодотворной. Мы смогли определить наиболее важные вопросы и проблемы отрасли, наметить пути решения, создать почву для диалога. Также мы в очередной раз убедились в том, что цифровая экономика семимильными шагами переходи во все сферы жизни общества, бизнеса, функционирования органов государственной власти. Наша общая задача — стимулировать повсеместное применение инструментов цифровизации, оптимизировать законы, упростить существующие процессы”, — резюмировал Сергей Плуготаренко.

Стоит отметить, что в апреле 2018 года  в Подмосковье, в рамках форума РИФ 2018, эксперты снова соберутся и обсудят цифровую экономику, отношения государства и бизнеса, цифровизацию населения.

Видео по ссылке: http://play. live.dfw.ru/stream/id1030/1354.html

Анонс

В 2017 году Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена программа по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. Координацию участия экспертного и бизнес-сообществ в планировании реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика», созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями.

И уже в декабре 2017 года Правительство России одобрило план подготовки нормативных документов по вопросам регулирования цифровой экономики. План включает более 50 пакетов законодательных мер, нацеленных на снятие ключевых барьеров на пути цифровизации страны. Одновременно была запланирована разработка концептуальных документов, объясняющих, каким образом нужно трансформировать в целом российскую правовую систему для придания ей гибкости в постоянно меняющемся мире, как на системной основе регулировать применение «сквозных» технологий.

Цель сессии “Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования”, проходящей в рамках Российского Инвестиционного Форума в Сочи – обсудить подходы к пониманию задач программы “Цифровая экономика”, а также сформулировать критически важные “пробелы” данной программы – нормативного и регуляторного толка, предложить идеи по их заполнению.

В сессии примут участие:

  • Савва Шипов, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

  • Ильдар Габдрахманов, Вице-губернатор Московской области

  • Роман Шайхутдинов, Заместитель премьер-министра Республики Татарстан — Министр информатизации и связи Республики Татарстан

  • Игорь Дроздов, Председатель правления, Фонд «Сколково»

  • Евгений Ковнир, Генеральный директор, АНО «Цифровая экономика»

  • Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам, член правления, ПАО «МТС»

  • Кирилл Варламов, Директор, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ)

  • Максим Шерейкин, Генеральный директор, Агентство по технологическому развитию

  • Антон Дроздов, Председатель правления, Пенсионный фонд Российской Федерации

  • Денис Васильев, Заместитель руководителя, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

  • Александр Бородич, Основатель, Universa Blockchain Platform

  • Олег Иванов, Руководитель, Дирекция информационных технологий, бюджетирования и анализа, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт»

  • Сергей Плуготаренко, Директор РАЭК – в роли модератора

 

В рамках сессии участники постараются найти ответы на следующие важные для отрасли и государства вопросы:

  1. Экосистема Цифровой экономики: ее понимание и описание участниками экспертного сообщества (подход РАЭК к ее описанию и измерению – http://ЦифроваяЭкономика. рф/):   

  2. Какие из элементов Экосистемы стали развиваться с опережением еще до появления самих госпрограмм? Как отрасль / игроки / государство уловили эти тренды, что содействовало этому? Необходимо ли регулирование этих технологий?  

  3. Роль государства и отрасли в развитии ЦЭ: идеальная модель, кто за что должен отвечать, какова ситуация на настоящий момент?

  4. Правовое / нормативное регулирование развития ЦЭ: текущее состояние / достижения / подходы государства в этом вопросе?

  5. Каким должно быть регулирование в целом, чтобы позволить развиваться ЦЭ максимальными темпами?

  6. Должно ли регулирование акцентироваться на стимулирующих мерах? Каким мог бы быть набо подобных мер?

  7. Должно ли регулирование быть «упреждающим»? Если да, то каков идеальный горизонт планирования (1-2 года / 3-5 лет / 10-20 лет)?   

  8. Глобальный характер ЦЭ: какие особенности цифровой экономики позволяют говорить о «равенстве стран / регионов / экосистем», как это влияет на  среду и поведение высокомобильных ИТ-специалистов?

 

“Мы наблюдаем повсеместное проникновение цифровых технологий в жизнь самых широких слоев общества. Сегодня пользователи и бизнес-игроки имеют зачастую прямой доступ к глобальным коммуникационным сетям которые стали частью критической информационной инфраструктуры. Технологии стимулируют не только улучшение качества жизни, но и ускорение экономических процессов в нашей стране. Мы можем смело заявить — цифровая экономика оказывает прямое и значительное влияние на традиционную экономику. На цифровую экономику давно обратило внимание государство. Так, в 2016 году пришло окончательное осознание необходимости соответствующей законодательной базы. На сессии “Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования” мы постараемся найти ответы на самые актуальные вопросы, возникающие как у представителей отрасли, так и у чиновников в парадигме стремительного и повместемного развития цифровой экономики”, – отметил директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

 

Сессия “Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования” пройдет 16 февраля 2018 года (с 9:00 до 10:30).

Онлайн-трансляция будет доступна по ссылке: http://play.live.dfw.ru/stream/id1030/1354.html

 


О Российском Инвестиционном Форуме

Российский Инвестиционный Форум — это традиционная площадка для презентации инвестиционного и экономического потенциала России.  Форум проводится при участии Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева.

Официальный сайт форума: http://www.rusinvestforum.org

О Фонде Сколково — Сообщество Сколково

 

28 сентября 2010 г. тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал закон «Об инновационном центре «Сколково», в соответствии с которым была создана управляющая организация проекта — некоммерческий фонд «Сколково».

Основной целью Фонда «Сколково», которому поручено обеспечить катализатор диверсификации российской экономики, является создание устойчивой экосистемы предпринимательства и инноваций, формирование культуры стартапов и поощрение венчурного капитализма.

Фонд «Сколково» определил пять ключевых направлений потенциального роста: энергоэффективность, стратегические компьютерные технологии, биомедицина, ядерные технологии и космические технологии.

Для достижения этой цели Фонд курирует создание Инновационного центра «Сколково», в состав которого входят компании и стартапы, разрабатывающие инновационные технологии (на данный момент их насчитывается более 1000), Технопарка, Сколковского технологического института (Сколтех), создан новый выпускной исследовательский университет в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом и подмосковным городом Сколково.Вместе эти организации создадут динамичную экосистему технологических инноваций и предпринимательства. Тридцать самых успешных корпораций мира, в том числе Boeing, Cisco Systems, EADS, GE, Johnson & Johnson, IBM, Intel, Microsoft, Siemens, Nokia, Samsung и др., уже оценили возможности, предоставляемые Сколково, подписав соглашения о сотрудничестве в области НИОКР с Фонд.

Десятки инновационных проектов, разработанных сколковскими стартапами, нашли успех на международных рынках, в частности, оборудование для динамического моделирования нефтегазовых месторождений, экранные дисплеи нового поколения и лазерные системы для хирургии мягких тканей.

Опросы показали, что стартапы Сколково в три раза чаще привлекают инвестиции, чем не входящие в него.

В августе 2013 года проект «Сколково» был выбран для включения в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», в результате чего на развитие «Сколково» до 2020 года было выделено 3,5 млрд рублей.

 

ЕКАТЕРИНА ИНОЗЕМЦЕВА

Екатерина окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по специальности «психолог» и Московской академии экономики и права по специальности «юриспруденция».

Карьеру начала в международных аудиторско-консалтинговых компаниях («Большая четверка»). С 2005 по 2011 год возглавляла службы внутреннего аудита в крупных российских промышленных компаниях; помимо аудиторских проектов руководила проектами в области повышения эффективности, стратегии развития бизнеса и постановки целей.

В 2011 году присоединилась к Фонду «Сколково» в должности директора по стратегии.При ее непосредственном участии были разработаны стратегия развития инновационного центра «Сколково» и государственная подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра «Сколково». Екатерина была одним из разработчиков идеи и подхода к акселератору в Сколково. В 2014 году отмечена наградой Правительства Российской Федерации за вклад в развитие технологического предпринимательства в Российской Федерации.

С 2017 года Екатерина присоединилась к Евразийскому женскому совету, отвечающему за поддержку различных проектов, программ и мероприятий для женщин.Евразийский Женский Совет действует при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В рамках своей деятельности в ЕАКК Екатерина ведет проект «Женщины в цифровой экономике. STEM-проект»

Екатерина начала возглавлять «Сколково Форум» в 2018 году и в настоящее время является программным директором и куратором крупнейших стартапов и мероприятий для инвесторов в России: Форум «Открытые инновации» (20 000+ участников в год офлайн, 2 М+ просмотров онлайн), Startup Village (15 000+ посетителей в год) офлайн, более 1,5 млн просмотров онлайн) и Стартап-тур «Открытые инновации» — крупнейший в России проект по поиску компаний с потенциально революционными инновациями.Своей главной задачей она видит распространение идей технологического предпринимательства и инноваций на территории Российской Федерации.

О Фонде «Сколково»

Фонд «Сколково» — некоммерческая организация, основанная в 2010 году и выполняющая функции администратора Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда — поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов исследовательской деятельности.

Управляющий партнер московского офиса Оксана Балаян модерирует дискуссию о регулировании цифровой экономики в России

СМИ: Объявления | 11 апреля 2019

4 апреля 2019 года мы провели панельную дискуссию «Цифровизация! Главные события впереди.«Наша панель стилизована под Юридический форум «Ведомости» 2019, который давно зарекомендовал себя как профессиональная площадка для обсуждения актуальных юридических вопросов.

Тему цифровизации мы выбрали потому, что она касается всех секторов экономики. Цифровизация постепенно проникает во все сферы нашей жизни.

В Гражданский кодекс РФ внесены новые поправки, ориентированные на цифровизацию. Государственная Дума Российской Федерации приняла в окончательном и третьем чтении закон о внесении в Гражданский кодекс Российской Федерации определения цифровых прав и положений, касающихся смарт-контрактов и больших данных.Этот закон создает основу для регулирования отношений в цифровой экономике.

Участники дискуссии обсудили поправки в закон и влияние цифровизации на повседневную работу корпоративных юристов и внешних консультантов. На мероприятии были подняты следующие вопросы: Какова повестка делового сообщества? Что требуется от юристов? Что нас ждет в долгосрочной перспективе?

На эти и другие вопросы участников конференции ответили участники дискуссии. Среди участников дискуссии были законодатели и законодатели моды, хорошо разбирающиеся в использовании самых современных технологий.

  • Михеева Лидия Михайловна, исполняющая обязанности Председателя Совета, Центр частноправовых исследований им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации
  • Ксения Усачева, заведующая кафедрой общих вопросов частного права Центра исследований частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации
  • Ольга Войтович, заместитель генерального директора по правовым вопросам, член правления, ООО «Интеррос»
  • Шаген Меликян, Директор по правовым вопросам, Sistema Venture Capital
  • Алевтина Камелькова, Партнер, Адвокатское бюро «Иванян и партнеры»
  • Оксана Балаян, Управляющий партнер, Московский офис

Обсуждение показало, что в юридическом сообществе до сих пор нет единого мнения по многим вопросам регулирования цифровой экономики. Российскому законодателю предстоит большая работа, и мы надеемся, что эта работа будет проводиться совместно с представителями бизнес-сообщества и консультантами для того, чтобы последующие законодательные изменения наилучшим образом отражали потребности общества.


Вернуться к списку

Новости

В ходе Российского инвестиционного форума в Сочи ВЭБ.РФ и Агентство стратегических инициатив (АСИ) договорились о продвижении ВЭБ.Информационно-сервисная площадка РФ для взаимодействия институтов развития и сотрудничества в создании условий для развития технологических компаний.

Соглашение было подписано со стороны ВЭБ.РФ его заместителем председателя Алексеем Иванченко, а со стороны АСИ — директором направления «Новый бизнес» Артемом Аветисяном.

Платформа ВЭБ.РФ будет использоваться для координации и организации деятельности институтов развития по взаимодействию с бизнес-сообществом.

Стороны также договорились о сотрудничестве в рамках инициативы АСИ «100 лидеров развития технологий», утвержденной в рамках новой стратегии АСИ в январе 2019 года. Инициатива направлена ​​на оказание поддержки технологическим предпринимателям, которые являются лидерами стартапов и компаний, стремящихся к росту и масштабированию. бизнеса за счет внедрения новых продуктов и услуг.

«ВЭБ.РФ активно взаимодействует с АСИ в поиске, подготовке и реализации проектов, важных для экономики регионов.Новым большим этапом нашего сотрудничества является продвижение совместной платформы институтов развития. Впереди работа над матрицей, описывающей новые технологии и практики, необходимые крупным российским компаниям. Следующий шаг — внедрение проектных решений совместно с институтами инновационного развития», — подчеркнул Алексей Иванченко.

Активными пользователями платформы будут высокотехнологичные компании. «Наша общая цель — сделать процесс взаимодействия с институтами развития и получения поддержки максимально простым, удобным и прозрачным для бизнеса и в конечном итоге обеспечить экономический рост», — сказал Алексей Иванченко.

«Научный потенциал России обширен: молодые ученые, инновационные компании, высокотехнологичные разработки. Однако многие инновационные решения не находят применения, потому что они недостаточно востребованы дома — предпринимателям сложно питчингировать крупные компании», — сказал Артем Аветисян. «Мы хотим разработать универсальный механизм поддержки технологических предпринимателей, который облегчит выход на рынок малых инновационных компаний не только в России, но и в мире.Первым шагом является Стандарт внедрения технологий и инноваций, который ASI готовит в сотрудничестве с другими институтами развития для повышения эффективности крупных компаний, занимающихся инновациями, и предоставления отечественным технологическим предпринимателям лучших условий для доступа на корпоративные рынки».

ВЭБ.РФ — государственная корпорация развития. Основная задача ВЭБ.РФ — способствовать долгосрочному экономическому росту России. В соответствии с Меморандумом о финансовой политике ВЭБ. РФ участвует в национальных проектах, направленных на реализацию майского указа президента. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ осуществляет координацию деятельности институтов развития, обеспечивающих долгосрочное социально-экономическое развитие страны.

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 года. Наблюдательный совет АСИ возглавляет Президент России Владимир Путин.

АСИ поддерживает проекты, направленные на системные изменения, улучшение инвестиционного климата, поддержку инноваций, связанные с образованием и подготовкой кадров, здравоохранением и социальным обслуживанием, региональным и муниципальным развитием.

Среди ключевых инициатив АСИ: Региональный рейтинг инвестиционного климата, «100 лидеров развития технологий», «Стандарт внедрения технологий и инноваций», «Программа «100 лидеров городов», «Поддержка частного сектора в социальной сфере», «Университет 20. 35», «Национальная технологическая инициатива».

Смелый цифровой мир: альтернативы для России

«Цифровизация»  в последнее время стала всемирным лозунгом.

Эта тенденция в равной степени прижилась и в России, где развитие цифровой экономики было поставлено в качестве ключевого приоритета. Ожидается, что в рамках национальной программы цифровизации к 2024 году финансирование превысит 25 миллиардов долларов США.

К тому времени цифровая экономика России должна составить 5,1 процента ее ВВП. Технологический энтузиазм чиновников и ИТ-специалистов понятен, учитывая размер российской экономики и высокую концентрацию специалистов в отрасли. Тем не менее, цифровизация России находится в задержке от полной реализации, в зависимости от прихотей ее политиков.Эти предпочтения сильно влияют на использование в России цифровых технологий.

В январе 2018 года на ежегодном Гайдаровском форуме Герман Греф, генеральный директор Сбербанка и главный сторонник цифровизации среди руководителей России, не только провозгласил лозунг «Правительство как платформа», но и предложил присутствующим проголосовать за методы предъявлено для привлечения российских государственных чиновников к ответственности.

Доля тех участников, которые выбрали использование онлайн-площадок, превысила 57 процентов, при этом только 11 процентов предпочли представительную демократию.

Эти цифры отражают большие надежды (российских технократов-реформаторов) на положительное влияние цифровых технологий как механизма повышения качества государственного управления в России.

То есть, если поворот к демократизации выглядит в глазах российских госчиновников нереалистичным и рискованным, то замена некоторых бюрократических тенденций алгоритмическими программами выглядит привлекательным и перспективным решением. Иными словами, цифровизация российского государственного управления воспринимается технократами как замена, а не дополнительное решение (политической) демократизации страны.

Такой подход не совсем нов. Во время холодной войны Всемирный банк и другие международные доноры продвигали технократическую политику во многих авторитарных странах третьего мира, опасаясь, что в противном случае их демократизация будет способствовать приходу к власти коммунистов.

Новости

Большинство россиян выступают против законопроекта о «суверенном Интернете» — опрос

Читать далее

Тем временем Советский Союз инвестировал в «научно-технический прогресс» как (возможное) средство исправления многочисленных ошибок коммунистических государственных чиновников.И все же эти проекты принесли мало прибыли из-за политических ограничений, наложенных правителями соответствующих государств.

В XXI веке коренные проблемы российского государства и его некачественное управление вызваны не устаревшими технологиями, а приоритетами его лидеров, последовательно поддерживающих политико-экономический порядок плохого управления, основанный на коррупции и поиск аренды. Вот почему российская повестка цифровизации может в лучшем случае привести к частичным улучшениям в определенных государственных приоритетных программах, известных как «очаги эффективности», а не к крупным политическим изменениям. Эти программы, однако, имели ограниченный мультипликативный эффект и часто были недолговечными, если не считать того, что они были неустойчивыми.

В настоящее время цифровизация в России сталкивается с политическими вызовами, а именно связанными с растущей (самостоятельной) изоляцией страны в условиях продолжающегося противостояния с Западом.

Угроза, воспринимаемая правителями России, одержимыми соображениями безопасности, во многом способствовала созданию многочисленных барьеров для технологического развития России. Неудачный запрет мессенджера Telegram и попытка построить брандмауэр в китайском стиле (для автономного цензурированного интернета) — лишь два примера.

Эти усилия не только потребуют огромных ресурсов (и при этом обогатят государственных подрядчиков), они, скорее всего, также затормозят цифровизацию страны, особенно с учетом того, что стареющие российские правители не слишком искушены в использовании ИТ. в их повседневной жизни.

Они склонны рассматривать новые технологии как инструмент внутреннего контроля и международного вооружения, а не как механизм развития экономики и (положительный) инструмент для общества.

Вместо технократической утопии, состоящей из лучших алгоритмических практик и цифровых коммуникаций между государством, бизнесом и обществом, Россия может превратиться в некую антиутопию «Дивного нового цифрового мира».

Новости

Российские законодатели одобрили новый закон об изоляции интернета

Читать далее

В худшем случае «правительство как платформа» будет использовать высокотехнологичные устройства для полномасштабного мониторинга поведения своих граждан и упреждения «политических рисков».На фоне того, что прокремлевские кандидаты не смогли победить на недавних региональных выборах, легко понять, почему можно отдавать предпочтение использованию алгоритмических технологий для голосования, хотя и с особыми условиями, исключающими результаты выборов, нежелательные для Кремль.

В качестве альтернативы, пока российские государственные чиновники обсуждают возможность (дальнейших) конституционных изменений в России, почему бы не рассмотреть алгоритмически управляемый референдум, результатом которого станет новая конституция, обеспечивающая Путину пожизненное президентство?

На международной арене хакеры уже приобрели печальную известность как мощное оружие российского вмешательства, особенно в США. S. президентские выборы, и поэтому (предположительно) у российских правителей есть сильный стимул вкладывать больше средств в технологии для разработки новых историй успеха, связанных с систематическим введением в заблуждение противников Запада.

И хотя «война» с хакерами менее разрушительна, чем применение ядерного оружия, ее вряд ли можно считать позитивным шагом в развитии России.

Тем не менее цифровизация остается важным механизмом управления в России XXI века для тех, кто использует или злоупотребляет передовыми технологиями в своих идеях и интересах.

Но без капитального ремонта страны в автономном режиме одни технологии страну не спасут.

Взгляды, выраженные в авторских статьях, не обязательно отражают позицию The Moscow Times.

Цифровая повестка Евразийского экономического союза – ERI

Цифровизация экономики, или четвертая промышленная революция, изменила все аспекты жизни, создав новые возможности, стимулирующие инновации и экономический рост. Согласно исследованию Huawei, мировая цифровая экономика оценивается в 11,5 трлн долларов, что эквивалентно 15,5% мирового ВВП, который почти удвоился с 2000-х годов [Huawei, 2017]. Между тем, Всемирный банк ожидает к 2025 г. от 2 до 4 млн новых рабочих мест, 1 млн из которых будет в секторе ИКТ [World Bank Report, 2016]. На евразийском пространстве, в частности в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), цифровая повестка также стала одним из приоритетных направлений интеграции и сотрудничества.Евразийский экономический совет прогнозирует, что совместная цифровая повестка обеспечит ЕАЭС дополнительный рост ВВП до 1% в год к 2025 г. [Евразийская экономическая комиссия, 2017]. Таким образом, эффективная цифровизация превращается в ключевой фактор ускорения развития национальных экономик и повышения качества жизни, что также станет толчком к развитию общего цифрового пространства и экономики данных.

В этом контексте ежегодный форум «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2. 0. Инновационная экосистема Евразии» в Алматы 1 февраля 2019 года по обсуждению цифровой экосистемы Евразии стала важной площадкой для выработки совместных мер, направленных на ускорение развития цифровых экономик стран ЕАЭС, повышение конкурентоспособности и региональную интеграционную трансформацию. Поэтому на основе дискуссий на высоком уровне данного форума будет интересно сделать обзор совместных усилий государств-членов ЕАЭС, а также их индивидуальных достижений в развитии цифровой повестки.

Отметим, что 26 декабря 2016 года был подписан документ под названием «Цифровая повестка ЕАЭС до 2025 года», направленный на формирование в регионе единой цифровой экономики и достижение связанных с этим дивидендов цифровой стратегии ЕАЭС. Совет 11 октября 2017 г. утвердил Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г., которые заключаются в следующем: 1) трансформация общих рынков; 2) отраслевая и межотраслевая трансформация; 3) развитие цифровой инфраструктуры; 4) цифровая трансформация управления интеграционными процессами [Евразийская экономическая комиссия, 2018].

До этого, в марте 2016 г., было принято постановление о создании Рабочей группы по выработке предложений по формированию цифрового пространства ЕАЭС в целях поиска общих подходов в этой сфере. Кроме того, в течение 2016–2017 годов Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) совместно со Всемирным банком провела исследование опыта других организаций и разработала предложение по усилению экономического эффекта от цифровизации и реализации Цифровой политики ЕАЭС. Повестка дня до 2025 года [Росконгресс, 2018].

На основе данного исследования ЕЭК реализует Основные направления промышленного сотрудничества, среднесрочную стратегию промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС, по двум ключевым направлениям – в традиционном и инновационном секторах. Кроме того, практическая реализация мероприятий дорожной карты цифровой повестки включает создание «евразийских технологических платформ», евразийской сети производственной кооперации и субподряда, реализацию проектов сотрудничества с Евразийским банком развития. Более того, в 2018 году в ЕЭК был создан Офис цифровых инициатив, куда представители государств-членов ЕАЭС могут транслировать свои инициативы. Одной из таких инициатив стало внедрение единой системы цифровой прослеживаемости товаров, услуг и цифровых активов, а также цифровых транспортных коридоров [Greater Europe, 2018].

В целом инновационные подходы к цифровой экономике реализуются в рамках ЕАЭС в аграрной, промышленной, финансовой и других смежных сферах.Кроме того, для совершенствования технического регулирования этих отраслей разрабатывается 15 новых общесоюзных технических регламентов. В настоящее время единый рынок услуг охватывает 43 сектора и будет дополнен еще 20 секторами. Аналогичным образом, Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу с 1 января 2018 г., ввел приоритет электронного декларирования и возможность автоматического таможенного оформления вывозимых и ввозимых товаров, что является дальнейшим шагом на пути к единой интегрированной информационной системе [Большая Европа, 2018]. ].Для продвижения интеграции в сфере цифровизации государства-члены ЕАЭС планируют подключить свои национальные инновационные центры, такие как российские «Сколково» и «Иннополис», белорусский Парк высоких технологий, казахстанский «Назарбаев Университет», свободную экономическую зону «Астана-Технополис» и новую базу ЭКСПО-2017. международный технопарк ИТ-стартапов [Primeminister.kz, 2018].

Таким образом, в ЕАЭС институционально оформлена и продолжается работа по реализации своей цифровой повестки. На национальном уровне государства-члены разработали собственные национальные стратегии цифровизации, которые включают в себя цифровую повестку ЕАЭС, продвигая собственную цифровизацию экономики.В частности, Казахстан одним из первых среди стран СНГ внедрил услуги электронного правительства с использованием ЭЦП в 2008 году, а до 2020 года планируется обеспечить до 80% государственных услуг в онлайн-режиме. Такие государственные программы, как «Индустриализация» и «Третья модернизация», а также принятая в декабре 2017 года программа «Цифровой Казахстан» являются комплексными механизмами обеспечения цифровой трансформации и ускорения технологической модернизации экономики Казахстана. В мае 2017 г. в России была принята Стратегия развития информационного общества на 2017–2030 гг., в рамках которой программа «Цифровая экономика» преобразована в национальную программу, а ее направления стали федеральными проектами, утвержденными в декабре 2018 г. [Совершенствование государственного управления, 2019] .Беларусь также определила цифровую трансформацию в качестве приоритета национального развития и в декабре 2017 года приняла указ «О развитии цифровой экономики». В стране созданы условия для работы компаний в Парке высоких технологий, крупнейшем ИТ-кластере Европе с объемами производства программного обеспечения, превышающими $1 млрд, помимо устранения барьеров для внедрения новых технологий и формирования экосистемы инноваций [Инвестируйте в Беларусь, 2019]. Армения создала фонд «Цифровая Армения» для реализации программы развития «Цифровая повестка Армении-2030».Страна намерена достичь 100-процентной цифровизации государственных услуг для бизнеса и 80-процентной цифровизации государственных услуг для граждан [Primeminister. kz, 2018]. Тем временем в Кыргызстане принята Концепция Национальной программы цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» на 2019-2023 годы, а 2019 год объявлен годом развития регионов и цифровизации страны [Elgezit.kg, 2018].

Примечательно, что согласно Индексу развития электронного правительства (EDGI) ООН за 2018 год, который измеряет готовность и способность правительства использовать информационно-коммуникационные технологии для предоставления услуг населению, Россия заняла 32 место , Беларусь – 38 место. , Казахстан — 39 th , Армения — 87 th , Кыргызстан — 91 th .По сравнению с индексом 2016 г. уровень EGDI России, Беларуси и Казахстана был повышен с высокого до очень высокого, а Армения и Кыргызстан остаются среди стран с высоким EDGI [Индекс развития электронного правительства, 2018]. Таким образом, долгосрочные стратегические планы, а также интеграция инициатив развития ИКТ в различные отрасли экономики способствуют согласованному функционированию услуг электронного правительства в государствах-членах ЕАЭС.

Однако, несмотря на то, что страны-члены развивают свои электронные сервисы и внедряют существующие механизмы для обеспечения эффективного внедрения цифровых инструментов, некоторые государства ЕАЭС страдают от отсутствия доступа к интернету.Например, Кыргызстан занял лишь 109 90 164 90 165 в Индексе развития ИКТ за 2017 год, в то время как первые три страны из региона СНГ, Беларусь, Россия и Казахстан заняли, соответственно, 32  , 90 165 , 45   и 52-е места. и позиций. Армения с ее 75-й -й позицией также сталкивается с трудностями при внедрении цифровой экономики [Индекс развития ИКТ, 2017]. Низкий уровень проникновения цифровых технологий объясняется дороговизной и низким качеством интернет-услуг.Что касается Кыргызстана, то проникновение широкополосного интернета составляет всего 3%, тогда как 80% населения Армении и Кыргызстана тратят около 10% расходов своих домохозяйств на услуги мобильной связи [Всемирный банк, 2016].

Таким образом, по заключению исследования Всемирного банка, общий скоординированный подход к цифровому развитию на национальном уровне и уровне ЕАЭС был бы существенно выгоден для получения максимального эффекта цифровых дивидендов для всех участников, а не реализации мер только на национальном уровне [Всемирный банк , 2016]. Соответственно, объединение потенциала и деятельности государств-членов по обмену знаниями и опытом придаст импульс развитию инновационной цифровой экосистемы ЕАЭС.


Каталожные номера:

Индекс развития электронного правительства (2018 г.). Получено с https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/E-Government%20Survey%202018_FINAL%20for%20web.pdf. Проверено 12.02.2019.

Elgezit.kg (2018).Совет безопасности утвердил Концепцию цифровой трансформации на 2019-2023 годы. Получено с https://elgezit.kg/2018/12/14/sovbez-odobril-kontseptsiyu-tifrovoj-transformatsii-na-2019-2023-gody-2/. Проверено 14.02.2019.

Евразийская экономическая комиссия (2017 г.). Первые цифровые инициативы ЕАЭС уже реализуются. Получено с http://www.eurasiancommission.org/en/nae/news/Pages/11-12-2017.aspx. Проверено 11.02.2019.

Евразийская экономическая комиссия (2018 г.). Республика Казахстан представила цифровые инициативы в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. Получено с http://www.eurasiancommission.org/en/nae/news/Pages/6-07-2018-5.aspx. Проверено 11.02.2019.

Большая Европа (2018). В 2018 году евразийская интеграционная повестка будет насыщенной. Интервью с Сергеем Шухно. Получено с http://greater-europe.org/archives/4535. Проверено 14.02.2019.

Хуавей (2017). Цифровой перелив. Измерение истинного влияния цифровой экономики. Huawei Technologies Co., Ltd. Получено с https://www.huawei.com/minisite/gci/en/digital-spillover/files/gci_digital_spillover.пдф. Проверено 14.02.2019.

Индекс развития ИКТ (2017 г.). Получено с http://www.itu.int/net4/itu-d/idi/2017/index.html#idi2017byregion-tab. Проверено 14.02.2019.

Инвестируйте в Беларусь (2019). Беларусь создает самые привлекательные условия для ИТ-компаний. Получено с http://www.investinbelarus.by/press/news/v_belarusi_sozdayutsya_maksimalno_privlekatelnye_usloviya_dlya_raboty_it_kompaniy/. Проверено 11.02.2019.

Primeminister.kz (2018). Форум «Цифровая повестка в эпоху глобализации» — как развивается цифровизация в ЕАЭС. Получено с https://primeminister.kz/ru/news/photoreport/digitalforum. Совершенствование государственного управления (2019 г.). Цифровая экономика. Получено с http://ar.gov.ru/ru-RU/typedPage/typerpage/view/28. Проверено 11.02. 2019.

Росконгресс (2018). Цифровая повестка ЕАЭС 2025: перспективы и рекомендации. Получено с https://roscongress.org/en/materials/tsifrovaya-povestka-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza-do-2025-goda-perspektivy-i-rekomendatsii/. Проверено 12.02.2019.

Всемирный банк (2016 г.).Цифровая повестка ЕАЭС 2025: перспективы и рекомендации. Обзорный отчет. Получено с http://documents.worldbank.org/curated/en/850581522435806724/The-EAEU-2025-digital-agenda-prospects-and-recommendations-overview-report. Проверено 12.02.2019.


Примечание. Мнения, выраженные в этом блоге, принадлежат автору и не обязательно отражают редакционную политику Института.

 

 

153

цифровая экономика — от данных к мобильным

IT-завтрак на ул.

Петербургский международный экономический форум: цифровая экономика — от данных к мобильным

03.06.2017

3 июня 2017 года в рамках ПМЭФ-2017 состоялся традиционный ИТ-завтрак, соорганизаторами которого выступили РАЭК, АСИ, РВК и РУССОФТ.

В этом году мероприятие было посвящено развитию российской цифровой экономики, ее мобильных компонентов и экономики данных.

Представители нескольких отраслей (интернет, программное обеспечение, телекоммуникации, медиа, ИТ) и правительства поделились своим пользовательским опытом и обсудили глобальные и национальные тенденции с точки зрения цифровой трансформации и прогнозы развития цифровой экономики, а также роль национальных технологий Инициатива в построении цифровой экономики.

Участниками ИТ-завтрака стали топ-менеджеры крупнейших отечественных и зарубежных ИТ-компаний, руководители профильных объединений, государственные служащие. Модераторами IT-Завтрака стали Сергей Плуготаренко (РАЭК) и Валентин МАКАРОВ (РУССОФТ).

Цифровая экономика как новая реальность современного мира

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко открыл IT-завтрак и выступил с приветственной речью.
«Мы считаем, что ИТ-бизнес может стать локомотивом развития технологических рынков, которым НТИ придает большое значение.Участники делового завтрака обсудят принципы развития рынков НТИ, в первую очередь роль ИТ-технологий, примеры влияния ИТ на различные отрасли и их роль в борьбе за лидерство на новых глобальных рынках. Мы рассмотрим все эти вопросы в контексте «Цифровой экономики» как новой реальности современного мира. Сегодня я также хочу, чтобы участники IT-завтрака рассмотрели результаты исследования «Мобильная экономика», подготовленного РАЭК в партнерстве с аналитической компанией OC&C.Вклад мобильной экономики оценивается в 3,8% в 2016 году. Влияние мобильной экономики проявляется не только в компаниях, непосредственно занимающихся бизнесом в мобильной индустрии. По состоянию на 2016 г. общий косвенный вклад мобильной экономики составляет примерно 1 740 млрд руб. В мобильной экономике занято около 1,1 млн человек, 55% из них заняты в крупных компаниях. В течение следующих 5 лет мобильная экономика создаст около 430 000 новых рабочих мест, например, в мобильной коммерции и смежных сегментах.Особенностью, отличающей Россию от других рынков, является высокий уровень опосредованного вклада (оптимизация процессов) мобильных технологий в экономику страны и высокие темпы роста этого вклада: По предварительным оценкам, к 2021 г. общий прирост может составить 35% ( в США и Китае этот показатель оценивается в 25% и 31% соответственно). Я уверен, что интернет-индустрия и правительство должны серьезно задуматься о быстрых темпах роста, набирающих обороты в мобильной экономике.Широкое внедрение мобильных и цифровых технологий — правильное направление эффективного развития цифрового общества в России», — подчеркивает Сергей Плуготаренко, директор РАЭК.

С приветственным словом также выступил Валентин Макаров, Президент РУССОФТ. «На прошлогоднем ИТ-завтраке мы обсуждали роль ИТ в реализации НТИ. Сегодня мы продолжим обсуждение перспектив развития ИТ-отрасли в России, но «с прицелом» на Цифровую трансформацию всех сфер бизнеса, общественной жизни и государственного регулирования и с акцентом на цифровую экономику.В первый день конференции была аналогичная панель, на которой выступали представители правительства. Наша аудитория — мировое и отечественное бизнес-сообщество со своим видением внедрения цифровой экономики», — подчеркнул Валентин Макаров.

Цифровая экономика: глазами государства

ПМЭФ IT-Завтрак — уникальная площадка для прямого диалога интернет-индустрии и государства. Ежегодно в мероприятии принимают участие представители и руководители министерств и ведомств, 2017 год не стал исключением.С докладами правительства о цифровой экономике выступили:

Леонид Осипов, заместитель начальника Экспертного управления Администрации Президента: «Вчера на пленарном заседании Президент уделил много внимания цифровой экономике. Правительство подготовило проект развития, Министерство связи и массовых коммуникаций организовало рабочие группы. Были рассмотрены три уровня программы: верхний уровень – рынки НТИ, второй уровень – сквозные технологии, третий уровень – среда для разработки сквозных технологий и обеспечения выхода их развития.Программа развития цифровой экономики в основном ориентирована на второй и третий уровни. В программе описаны основные задачи по 8 направлениям. Понятно, что этими тремя блоками программа не ограничится. Сама программа рассчитана до 2024 года, мы назначили ответственных за направления и разработали план действий».

Дмитрий Песков, директор АСИ «Молодые профессионалы»: «Мы участвовали в разработке программы развития «Цифровая экономика». Цифровая экономика — это инфраструктура, с помощью которой можно зарабатывать на рынках будущего.НТИ идет по инициативе бизнеса, а цифровую экономику формирует государство. Сегодня мы делаем успехи, взаимодействуя с правительством».

Александр Повалко, генеральный директор РВК: «Одним из драйверов цифровой экономики России станут корпоративные венчурные инвестиции в ИТ-сектор. Корпоративный венчур для компаний — это способ адаптации стратегии к новым требованиям рынка на пороге значительных технологических изменений. Стартапы, разрабатывающие прорывные технологии и создающие инновационные продукты, могут за короткий промежуток времени изменить всю отрасль.Сотрудничая с ними, компании получают возможность улавливать возникающие тренды, быть в курсе трендов, способных сформировать будущий вектор развития рынка.

Корпоративный венчур — это оружие долгосрочной конкурентной борьбы, игнорирование которого приведет к будущей потере прибыли и замедлению на глобальном уровне. Поэтому распространение инструментов «открытых инноваций» является одним из приоритетов РВК. Мы проводим образовательные программы по венчурным инвестициям для российских компаний, реализуем проект GenerationS, ставший федеральной площадкой для развития корпоративных акселераторов.Мы предоставляем участникам рынка экспертную поддержку в том, как войти в существующий фонд в качестве LP, прежде чем создавать собственный фонд, как построить пайплайны проектов, как структурировать сделки и выйти из портфельных компаний».

Цифровая экономика: глазами бизнеса

Признанные эксперты ИТ-отрасли из России и зарубежья также представили свое видение будущего развития цифровой экономики.

Александр Галицкий, Almaz Capital Partners: «Мне кажется, что сегодня мы делаем правильные вещи с точки зрения взаимодействия бизнеса и власти.Госкорпорации сегодня живут по своим правилам, в России 5 предпринимателей на 1000 человек, из 1000 предпринимателей только 5% относятся к высоким технологиям. Кому-то, кто хочет открыть бизнес, нужны для этого деньги, но в России эта система не работает. Начинающему предпринимателю нужен выход на рынок, а в России с этим сложности — мы предпочитаем строить офисы, что менее важно. Цифровизация всего должна быть на месте, мы должны собирать правильные данные.Важно понять, придут ли инвесторы, захочет ли частный капитал перейти в ИТ-бизнес, достаточно ли верят частные инвесторы в потенциал ИТ-бизнеса. Правительство уже сделало это».

Вардан Диланян, Accenture: «Переход от традиционных услуг к цифровым — это «мантра» для нашей компании. Мы задали следующие тренды: искусственный интеллект как новый пользовательский интерфейс, новый кадровый рынок — сотрудники по запросу.Уверен, что российские специалисты могут внести существенный вклад в развитие цифровой экономики не только в России, но и за рубежом».

Чон Лок Юн, NIPA: «Корея маленькая, поэтому мы занимаемся развитием цифровой планеты, потому что у планеты нет границ. 50 лет мы зависели от дешевой рабочей силы, потом поняли, что она неконкурентоспособна, и нужно создавать условия для интеллектуальных производств. Мы все знаем, что витамин ИКТ может оживить другие отрасли.Мы должны развивать ИКТ, потому что эта отрасль может оказать прекрасную поддержку другим».

Кирилл Корнилиев, IBM: «Я хотел бы остановиться на одном аспекте: когда мы говорим о цифровой экономике России, мы не должны забывать, что мы имеем дело с российской экономикой с ее нюансами и особенностями. Если рассматривать цифровую экономику в промышленном секторе, то усилия можно направить в два направления: улучшение рыночных позиций компаний, повышение эффективности традиционных отраслей. Эти ключевые направления важны, Россия способна изменить ситуацию в национальной экономике. Я хочу, чтобы цифровая экономика учитывала реальные потребности российской экономики, дополняла и стимулировала ее рост».

Цифровая экономика: глазами смежных отраслей

Представители бизнеса поделились своими реальными кейсами и мнениями о развитии цифровой экономики. Спикеры выступили с краткими докладами по нескольким основным блокам:

Транспорт

Олег Золотых, Luxoft Россия: «Высокий уровень проникновения интернета и развития технологий дает значительный импульс рынку подключенных автомобилей.По прогнозам аналитиков, рынок подключенных автомобилей вырастет втрое. Собственно, основными сегментами на этом рынке будут системы управления безопасностью, автомобильное вождение, развлекательные системы. Будущее рынка подключенных автомобилей — в рыночной интеграции».

Медицина

Кирилл Филиппов, SPB TV: «На рынке постоянно наблюдается непонимание между мобильной медициной и телемедициной. Мы занимаемся мобильной медициной. Зарубежное законодательство уже урегулировало вопросы мобильной медицины.К сожалению, в России принят только один законодательный акт в этой сфере, и принятие законодательных инициатив в части теле- и мобильной медицины крайне важно для развития отрасли».

Екатерина Солнцева, ABBY: «Нет понимания искусственного интеллекта. Мы считаем очень важным, чтобы цифровая экономика использовала семантические системы, понятные только ученому. Также следует отметить, что мы склонны работать с прогрессивными вещами, нам очень нужно опираться на что-то привычное.Нам нужны технологии, которые упрощают жизнь. На мой взгляд, прежде чем создавать дорожную карту, ориентированную на развитие цифровой экономики, мы должны четко понимать, какие привычки нас тянут назад».

Инфраструктура, Большие Данные

Анатолий Смаргонский: «Наша компания сейчас активно взаимодействует с различными государственными структурами. За один год мы осознали две вещи: если государство слишком много вкладывает в стратегию импортозамещения, иногда это может быть вредно для таких рынков, как телекоммуникации и ИТ, учитывая их глобальный характер; если правильно изменить закон, можно создать инфраструктуру.

Александр Егоров: «Есть конкретный вопрос, который нужно срочно решить. В настоящее время достаточно много информационных систем аккумулируют большие данные. Вопрос национальной телематической платформы должен быть срочно вынесен на уровень обсуждения и принятия решения».

Владимир Рубанов, Росплатформа: «Хочу рассказать о кейсе, который решает проблему подготовки новых разработчиков программного обеспечения для цифровой экономики. Наш опыт: Мы начали взаимодействовать с международным сообществом Open Source, то есть активно входили в международные проекты и начали на них влиять, а во-вторых, получили разрешение от компаний брать исходники и дорабатывать их.В итоге мы добавляем российскую специфику, добавленную стоимость».

Дмитрий Дырмовский, Центр речевых технологий: «Все мы понимаем, что переход к цифровой экономике требует бесперебойной работы ее механизмов. Сервисы должны связывать между собой все элементы инфраструктуры. Необходимо создать доверенную среду и систему идентификации для всех субъектов цифровой экономики».

Карен Казарян, АНО «Институт интернет-исследований»: «Мы изучаем показатели Рунета уже 5 лет.В этом году мы измерили показатели мобильной экономики. Я уверен, что ИТ-сообщество должно обратить внимание на эту отрасль, потому что темпы ее роста поражают. По состоянию на 2016 г. общий косвенный вклад мобильной экономики составляет примерно 1 740 млрд руб. В мобильной экономике занято около 1,1 млн человек, 55% из них заняты в крупных компаниях».

IT-инвестиции

Кирилл Варламов, ФРИИ: «Люди — это «машины» цифровой экономики.В людей нужно инвестировать, так как они фактически двигают цифровую экономику. Сейчас у нас около 160 крупных компаний в сотрудничестве с ФРИИ. На самом деле это была достаточно сложная работа, так как нам приходилось классифицировать компании, создавать для них обучающие курсы. IT-проекты должны быть интересны инвесторам, чтобы они начали вкладывать деньги в стартапы».

Борис Нуралиев, 1С: «Образование и кадры — главные ресурсы в формировании цифровой экономики.

Обновлено: 29.01.2022 — 03:09

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *