Ислам риба: Ростовщичество (риба) в Исламе | umma.ru

Содержание

Риба (ростовщичество)

16:48 , 19 сентября 2014

Время чтения: 3 мин

12659

Риба — деяние запретное и осуждаемое в Исламе

Риба – мусульманское понятие, буквально означающее в переводе с араб. «прирост», «ростовщичество», «увеличение». Современная трактовка – сделка, дающая одной из сторон прибыль без затраты на её получение какого-либо труда. Согласно шариату, это тяжкий грех.

Виды риба

Две основные категории:

  • Одалживание финансов под проценты, при чём общая сумма долга увеличивается, если срок его выплаты откладывается (так называемый «счётчик»). Такая форма носит название «риба ан-насиа».
  • Бартер с денежной надбавкой. Обмен происходит одинаковыми товарами, но разного качества. Эта форма называется «риба аль-фадль».

Многие считают, что риба – это торговля. Они правы, но здесь нужно добавить: торговля неправедная.

Истоки запрета на ростовщичество

Риба стала греховной ещё во времена жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). По преданию, мугириты из мекканского клана не выплатили проценты (т.е. деньги) племени таифов Бану Сакиф клана Амра ибн Умайра. В результате они стали смертными врагами.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!),узнал об этом и вскоре получил от Аллаха аяты, запрещающие любой вид ростовщичества в мире мусульман, потому что риба неизбежно ведёт к ссорам, раздору и войнам.

Кораном разрешена торговля, но торговля честная. Получение выгоды без труда приравнивается к «прикосновению Сатаны». Хадис имама Хакима говорит о том, что риба влечёт за собой 70 наказаний (самое простое из них равно тому же, которое ждёт мусульманина, совершившего прелюбодеяние с кровным родственником).

Причины греховности риба

Ислам призывает своих последователей к бескорыстной помощи братьям по вере. Запретов на действия, приносящие пользу, нет. Но риба наносит вред занимающему и этим нарушает одну из главных заповедей.

К тому же ростовщичество отдаляет людей друг от друга. Когда одному тяжко и некуда деваться, другой должен бы ему помочь без желания извлечь из ситуации выгоду. А выгода извлекается.

По поверьям, местность, где процветает риба, обречена на неплодородие и уход благодати. А Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что у человека, совершившего такой грех, в утробе рождаются скорпионы и змеи.

Аллах наложил на приветствующих риба особую кару: в день Суда они будут воскрешены как маджнуны, т.е. сумасшедшие. И по этому признаку другие смогут узнать грешников.

В сборниках хадисов много изречений о вреде риба и каре, которая ждёт нарушивших запрет Аллаха. Приведённые здесь – одни из самых мягких.

Islam-today

Понравилась статья? будем благодарны за репосты!
 

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Риба — недопустимое по исламу

Риба — в переводе с арабского буквально «прирост», «ростовщичество», «увеличение». Современная трактовка — сделка, дающая одной из сторон прибыль без затраты на ее получение какого-либо труда. Согласно шариату, это тяжкий грех. 

Виды риба 

Риба ан Насия — означает ростовщичество на ожидании. Такое ростовщичество возникает при неодновременном обмене равными количествами одного и того же товара, где используется разница между временем первой и второй поставки товара, без прибавления излишка.

Риба аль Фадл — ростовщичество, возникающее при обмене неравными количествами одного и того же вида товара одновременно, и поэтому может быть описано как ростовщичество на излишке.

Риба аль Кард, или Риба аль Дайн, — является комбинацией Риба ан Насия и Риба аль Фадл, поскольку в этом случае присутствуют оба возможных элемента риба: задержка во времени и прибавление излишка. Это комбинированная схема риба, которая является современной формой процентного кредита, где одна сторона — заемщик — должна заплатить другой — кредитору — излишек к основной сумме долга через определенное время в будущем.

Риба аль Бай — ростовщичество, возникающее при торговле, где могут одновременно присутствовать элементы Риба аль Фадл и Риба ан Насия. В процессе торговли риба (прирост) может возникнуть в случае неравного количества обмениваемых однородных товаров и неодновременного обмена. Иначе говоря, для избегания Риба аль Бай количество обмениваемых однородных товаров должно быть равным и обмен должен быть произведен одновременно. Например, если одни финики обмениваются на финики другого сорта или качества, количество фиников обоих сортов должно быть одинаковым и обмен должен быть совершен одновременно на условиях спот.

Предписание по запрету Риба аль Бай было установлено с целью поощрения торговли товарами за наличные деньги и препятствования распространению бартера в торговле (обмена товара на другой товар, исключая использование денег), так как продажа товаров за наличные дает возможность определить и продавцу, и покупателю более справедливую цену за товар, сравнивая ее с ценами других товаров, выраженными в деньгах. При бартерной же торговле всегда будет сложно применить сопоставимые цены для определения текущей рыночной цены обмениваемых товаров, и при бартере всегда будет существовать риск продажи товара за другой товар с применением риба, т.е. наличия излишка, несправедливой выгоды для одной из сторон при обмене товарами.

Для подтверждения нежелательности в исламе применения бартера в торговле можно привести достоверный хадис: «Абу Саид рассказывал, что Биляль принес пророку Мухаммаду превосходные финики и наш пророк спросил у него, каким образом он приобрел эти финики. Биляль ответил: “У меня было некоторое количество фиников низкого качества, и я продал два мешка таких фиников за один мешок фиников высшего качества”. На это пророк ответил: “Ах, это и есть самая сущность Риба, это и есть самая сущность Риба. Никогда не делай так, но если ты хочешь купить финики другого качества или сорта, продай свои финики за деньги отдельно и затем купи другие финики на эту выручку”» (Муслим).

Кораном разрешена торговля, но торговля честная. Ислам призывает своих последователей к бескорыстной помощи братьям по вере. Запретов на действия, приносящие пользу, нет. Но риба наносит вред занимающему и этим нарушает одну из главных заповедей. К тому же ростовщичество отдаляет людей друг от друга. Когда одному тяжко и некуда деваться, другой должен бы ему помочь без желания извлечь из ситуации выгоду. А выгода извлекается. Отказ от использования риба в коммерческой и финансовой деятельности имеет исключительную важность как базовый элемент устойчивости экономической модели отдельной страны и мировой финансовой системы в целом. 

Считается ли это риба или нет?

Человек хочет занять деньги в банке (или у частного лица), но без процентов, потому что это риба (ростовщичество, лихва), а это харам — запретно. Но один из менеджеров банка говорит ему: если вы хотите избежать риба, вы можете занять у нас 1 миллион и через год вы вернете нам 2 миллиона: 1 миллион, который вы заняли у нас, и другой миллион, который мы возьмем на год так же, как и вы брали у нас на год. Через год вы сможете взять ваш миллион обратно. Как быть в данном вопросе? Считается ли это риба или нет?

В этом и заключается суть риба, и это недопустимо ни при каких обстоятельствах, потому что цель одалживания — это помощь мусульманам. Передается от Ибн Аббаса, что одалживание — это вид благотворительности.

Если банк одалживает вам 1 миллион на год и по истечении года вы возвращаете банку 1 миллион, который вы заняли, и еще 1 миллион, который они будут удерживать в течение года, то это запрещено по единогласному мнению мусульманских ученых.

Посланник Аллаха сказал: «Любой заем, который приносит выгоду, является ростовщичеством». 

Вы должны вернуть банку только тот миллион, который заняли, и не давать им дополнительный миллион на год. Это недопустимо по исламу. Банк имеет право получить только те деньги, которые отдал, потому что Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (Корова 2:278-279).

Отсутствие справедливости в экономических отношениях между людьми неизбежно приводит к неудовлетворенности членов общества и социальной напряженности, которая может накалиться то чрезвычайно опасного уровня. Поэтому ислам уделяет огромное внимание этическим аспектам ведения бизнеса, и предписания для деловых и финансовых отношений направлены на устранение социальной несправедливости в человеческом обществе.

Фатва. О грехе ростовщичества (риба)

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. 

 

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь. 

 

Ислам разрешает вкладывать во что-либо свои капиталы. Аллах говорит:

 

«О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию»

(Коран, 4:29).

 

Аллах благоволит тем, кто странствует по земле, занимаясь торговлей, поддерживая то, 

 

«… что некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха» (Коран, 73:20).

 

Но Ислам преграждает любые попытки вкладывать капитал под ростовщический процент, независимо от того, высок он или низок. И стали презренными иудеи, которые занимались ростовщичеством, в то время как это было им запрещено. Среди последних откровений, ниспосланных Аллахом, читаем следующие аяты:

 

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и если вы уверовали, то откажитесь от процентов, что прежде причитались вам. Если же вы не откажетесь, так знайте, что Аллах и Его посланник будут против вас. А если вы покаетесь, то у вас останется ваш [первоначальный] капитал. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол» (Коран, 2:278-279).

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объявил войну ростовщичеству и тем, кто занимается им. Он указал на его опасность для общества, сказав: 

 

«Допуская у себя (в местах проживания) ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха» (Аль-Хаким).

 

Ислам не стал новатором в запрещении ростовщичества, такой запрет имел место и в других божественных религиях, в том числе и в иудаизме. В Ветхом Завете мы читаем: «Если обеднел твой брат, то дай ему, но не требуй с него проценты» (Исход, 24:22).

 

Что касается христианства, то в Евангелии от Луки сказано: «Всякому, кто просит у тебя, дай; и от того, кто отнимает твое, ничего не требуй обратно» (Лука 6:30).

 

С сожалением приходится констатировать, что из-за искажения, которому подвергся Ветхий Завет, слова «твой брат», которые первоначально указывали на всех людей, были закреплены лишь за иудеями, как мы читаем во «Второзаконии»: «Вы можете брать процент у инородцев, но не у брата своего» (23:30). 

 

Смысл в запрещении ростовщичества

 

Подвергая строгому запрету ростовщичество, Ислам тем самым проявил заботу о нравственном, социальном и экономическом благополучии людей. 

 

Мусульманские ученые приводят весомые аргументы, подчеркивающие мудрость данного запрета, а современные исследования подтверждают это. Мы же ограничимся словами, которые привел имам ар-Рази в своем комментарии к Корану:

 

«Первое. Взимание процентов подразумевает присвоение чужой собственности без предоставления компенсации, так как тот, кто продает один дирхам за два дирхама, получает один дирхам ни за что. Собственность же человека призвана служить нуждам его владельца и являться неприкосновенной в соответствии со словами хадиса: 

 

«Собственность человека неприкосновенна так же, как и его кровь» (Абу Наим). 

 

Это значит, что изъятие чужой собственности без возмещения чем-либо взамен является харамом. 

 

Второе. У живущих за счет ростовщичества людей пропадает необходимость зарабатывать своим трудом, так как за одолженный дирхам они получают проценты, будь то предварительно или после возвращения долга (кредита), не прилагая к этому особых усилий. Такая легкая нажива отвращает людей от желания трудиться, занимаясь производством или торговлей, что в свою очередь препятствует развитию благосостояния людей, в то время как весь мир построен на развитии отраслей производства, торговли и строительства. (Безусловно, это является экономическим аргументом).

 

Третье. Взимание процентов способствует прерыванию благочестивых отношений между людьми. Запрет на получение процента ведет к отношениям бескорыстной помощи между людьми (сколько взял, столько и отдал). В противном случае нуждающийся человек вынужден взять в долг, чтобы позже вернуть большую сумму, а это разрушает чувство бескорыстия, благочестия и благодеяния. (Это нравственный аргумент).

 

Четвертое. Обычно кредитором является состоятельный человек, а заемщиком нуждающийся. И разрешить ростовщичество, чтобы состоятельный обирал процентом нуждающегося, не может быть допущено Милосердным» (Фахруддин ар-Рази. «Тафсир», т.7, с.4). (Это социальный аргумент).

 

Таким образом, в обществе, где узаконены проценты, сильные обогащаются за счет слабых. В результате этого богатые становятся еще богаче, а бедные — беднее, и это влечет за собой создание в обществе враждующих социально-экономических классов. Это, естественно, порождает зависть и ненависть бедных к богатым, презрение и бездушие богатых к бедным. Конфликты усиливаются, перерастают в революции, порождающие террор и разрушения. Прошедшие исторические события красноречиво доказывают неизбежность угрозы миру и стабильности стран, экономика которых основана на получении процентов по займам.

 

Выплачивающий процент и его соучастники

 

Несомненно, что кредитор, взимающий проценты у своего должника, является проклятым человеком пред Аллахом и людьми. Однако Ислам, в котором показана технология запрета, признает преступником не только кредитора, но и всех тех, кто принимает участие в этом грехе.

 

Плательщик процента, пишущий долговую расписку, а также свидетель этого акта — все они являются соучастниками греховной сделки. В хадисе говорится: 

 

«Аллах проклял того, кто взимает и платит проценты, а также тех, кто свидетельствует и записывает эту сделку» (Ахмад, Абу Дауд, Ан-Насаи, Ибн Маджа, Ат-Тирмизи).

 

Однако если безысходность толкает человека взять деньги под проценты, то грех в этом случае ложится только на кредитора. Безысходность определяется следующими условиями:

 

1. Взятие кредита должно быть оправдано реальной необходимостью, а не всего лишь желанием улучшить свое благосостояние. Необходимость кредита должна быть настолько насущна, что его отсутствие может угрожать жизни человека, например, может быть кредит на еду, одежду или медицинскую помощь.

 

2. Предел такого кредита не должен превышать ту сумму, которая требуется на решение стоящей проблемы. Так, например, если достаточная сумма денег составляет девять долларов, взятие в долг десяти долларов уже незаконно.

 

3. Человеку надо приложить максимум усилий, чтобы выйти из трудной ситуации, прибегая к помощи своих братьев мусульман. Но если и в этом случае не найдется выхода, то в Коране говорится так: 

 

«Если же кто вынужден поступить подобным образом, не будучи нечестивцем и преступником,  то нет на нем греха. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (Коран, 2:173).           

 

4. Беря кредит, человек должен испытывать неприязнь к неблаговидному поступку, к которому его вынудили обстоятельства, и это может продолжаться до тех пор, пока Аллах не покажет ему выход из этого положения.

 

Всевышний Аллах знает лучше.

Особенности исламского финансирования | TAIBA

В деятельности каждого финансового инсти­тута работающего по исламским принципам, как и во всех исламских экономических отношениях, действуют четыре вида правовых ограничений.

Первый из них это запрет на ростов­щичество (Риба от арабского «увеличение, прираще­ние»). Риба в договоре займа представляет собой надбавку к сумме основного долга, получаемую заимодавцем при предоставлении средств заем­щику. В широком значении, риба — любой про­цент при осуществлении торговых и финансо­вых операций, позволяющий одной из сторон получить доход за счет другой, — без предостав­ления ей соответствующей компенсации.

Она может возникать в результате договора долга (риба ан-насиа) или неравного обмена однородных и одномерных объектов определенно­го вида (риба аль-фадль). И запрет на нее связан с тем, что по исламу деньги созданы как сред­ство обращения, обмена и как расчетная едини­ца, а не как средство сбережения, использующее для увеличения прибыли. Одним из обоснований запрета процентной ставки стало признание ее формой социальной и экономической эксплуата­ции, что не соответствует принципу справедли­вости в исламе.

Следующий вид правого ограничения — запрет на неопределенность в условиях сделки (Гарар от арабского «опасность»). Неопределенность бывает:

  1. неизбежная (ал-гарар ас-йасир), допу­стимая, которая не делает контракт недействи­тельным;
  2. обессиливающая контракт (ал-гарар ал-мутавассит), при наличии которой контракт яв­ляется недействительным. Однако существует возможность ее устранения;
  3. делающая контракт недействительным (ал-гарар ал-касир), которая не может быть устранена без отмены самого контракта или же изменения его сущности.

Таким образом, гарар — это элемент неопределенности в предмете договора или в отношении цены товара, а также просто спекулятивный риск на финансовых и товарных рынках. Гарар запрещен, так как его наличие позволяет одной стороне обогащаться за счет другой, что также противоречит нормам ислама.

Далее следует запрет на элементы азарта в экономических отношениях (мейсир от арабского «азартная игра»). К числу признаков мейсира можно отнести наличие двух и более сторон участников, каждая из которых вкладывает определенное имущество с целью получить возможность завладеть еще большим имуществом, при этом перераспределение (выигрыш) имущества связано с наступлением неопределенных событий в будущем. В результате сторона, вложившая имущество, может как безвозвратно потерять его, так и получить чужое имущество сверх вложенного.

Мейсир представляет собой одну из отличи­тельных черт современного капиталистического общества, которое способствует трансграничным миграциям огромных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства денежных средств без производства реального богатства, что является главной причиной финансовых и экономических кризисов.

В то время как Ислам предписывает финан­сирование реального производственного сектора экономики и согласно его принципам сделка, как правило, должна быть подкреплена реальным активом. Этим и обозначен запрет на мейсир, так как получение дохода не связано с производ­ством и использованием труда, а является стече­нием обстоятельств.

Последний вид правового ограничения — за­прет на участие в запретных видах деятельно­сти, таких, как производство и распространение алкогольной, наркотической и порнографиче­ской продукции, табачных изделий и других за­прещенных исламом продуктов и услуг, включая переработку и торговлю свининой. К их числу также можно отнести большую часть традиционно­го финансового сектора, большую часть совре­менной индустрии развлечений, а также любую деятельность, приносящую серьезный вред окружающей среде. Под запретом находится установление моно­полии, игорный бизнес, лотереи и другие виды деятельности, не соответствующие морали исла­ма.

Почему эти принципы имеют значение?

Отсутствие в наших сделках и транзакциях моральных принципов и ценностных ориентиров способствовало событиям, которые поставили под угрозу устойчивость наших обществ и окружающей среды.

Среди них отметим:

  • Растущий разрыв между богатыми и бедными;
  • Увеличение задолженности домашних хозяйств;
  • Глобальный финансовый кризис;
  • Ускорение изменения климата;
  • Повышение безопасности и морального декаданса.

Это должно заставить нас пересмотреть, как наши действия влияют на наше общество, наших людей, окружающий нас мир и будущие поколения.

Принципы, используемые исламскими финансами, направлены на содействие устойчивому обществу, основанному на сильных экономических основах и моральных ценностях. Принятие этих принципов является первым шагом в изменении способа ведения бизнеса и в создании более устойчивого мира.

Дополнительная информация:

«Преступление и наказание» по шариату • Arzamas

Что было бы, если бы героев романа Достоевского судили по нормам мусульманского права

Подготовил Ренат Беккин

Что такое шариат?

Слово «шариат» (в буквальном переводе с арабского — «путь; тропа к источ­нику, дающему жизнь») используется в Коране для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай (Коран, 45:18). Среди мусульманских правоведов существуют различные интер­пре­тации поня­тия «шариат». Согласно одной из них, шариат включает правовую проб­лема­тику, то есть конкретные правила поведения, регули­рующие отно­шения между людьми, — ал-му‘амалат; положения догматики — ал-‘ака‘ид; вопросы ислам­ской этики — ал-ахлак; нормы, регламентирующие порядок исполнения рели­гиозных обрядов верующими, или, иначе говоря, их отно­шения с Алла­хом, — ал‘ибадат. Таким образом, шариат — всеобъемлю­щий божественный закон, поэтому, например, словосочетание «законы шариата» некорректно. ­

Мусульманское право обозначается понятием фикх (в переводе с араб­ско­го — «глубокое понимание», «знание»). Фикх — составная часть шариата, включаю­щая в себя две категории норм. Первые (ибадат) регламентируют механизм исполнения религиозных обрядов, вторые (му‘амалат) регулируют отношения между людьми. В обе категории входят как ясно выраженные положения Корана и Сунны пророка  Сунна — второй по значимости источник му­сульманского права после Корана. Содер­жит предания о действиях и поступках про­рока Мухаммада, служащих примером и руко­вод­ством к действию для мусульман., так и нормы, выведенные мусульман­скими право­ведами путем толкования этих источников.

Шариат применяется там, где имеется хотя бы один мусульманин, практи­кую­­щий основные обряды ислама, например соблюдение пятикратной молит­вы (намаза), поста и т. п. Поэтому распространенное выражение «вве­сти шариат» требует как минимум серьезных пояснений со стороны произ­нося­щего эти слова. Сложнее обстоит дело с поведенческими нормами, относя­щи­мися к раз­делу му‘амалат. Для того чтобы применить некоторые из них, не тре­буется изменений в законо­датель­стве, а для неко­торых (как, напри­мер, уравнива­ние прав всех жен в полигам­ном браке с точки зре­ния гражданского законода­тель­ства) уже необходимы поправки в Семей­ный кодекс и другие нормативно-правовые акты.

Миниатюра «Кади из Маарры». 1334 годÖsterreichische Nationalbibliothek / Wikimedia Commons

Одно из самых известных литературных преступлений — убийство студентом Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Читателям романа хорошо известно, чем кончилось дело. Виновный был обличен, во всем сознался и по­лучил заслуженное наказание, ставшее важной вехой на пути его духовного возрождения.

Вообразим на мгновение, что свое преступ­ление Раскольников совершил не в сто­лице Российской империи, а в регионе с шариат­ской юрисдикцией (по крайней мере, в сфере уголовного права) и все основные действую­щие в романе лица являются приверженцами ислама. Последнее условие крайне важно, поскольку не всегда в мусульманском мире нормы основанного на ша­риате законода­тельства распространя­лись на немусульман. Это обстоятель­ство, как мы увидим ниже, имеет значение и при расчете компенсации за убий­ство. Итак, вообразим, что после того, как Порфирий Петрович выну­дил Родиона Романовича дать признательные показания, дело Раскольни­кова попадает в руки к шариатскому судье (кади). Как он поступит?

В мусульманском уголовном, или, правиль­нее, деликтном  Деликт (лат. delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нару­шения прав этого лица с возникновением обязанности возместить вред. Отсюда назва­ние этого раздела права — ‘укубат, букваль­но: деликты., праве в зависи­мости от природы наказаний, предусмотренных за совершенное преступление, различаются три вида правонарушений.

Первая группа — преступления, представляющие наибольшую общественную опасность: хадд (араб. «ограничение»), или худуд (мн. ч. от слова хадд). О них есть прямые упоминания в Коране и Сунне или в их отношении сформулиро­вано единодуш­ное мнение сподвижников пророка. Среди мусульман­ских пра­воведов нет согласия в том, какие преступления могут быть отнесены к катего­рии хадд. Если брать максимально полный список, то к такого рода преcтупле­ниям относятся квалифи­цированная кража (сарика)  Квалифицированная кража — кража, при ко­торой вещь была похищена из места ее при­выч­ного хранения, при этом имел место взлом (не считается квалифицированной кра­жей, например, похищение слугой оставлен­ного хозяйкой на столе кольца). Также для от­не­сения кражи к квалифициро­ванной необходимо, чтобы стоимость похи­щенной вещи была не меньше определенной в законе суммы., прелю­бо­деяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, употребление спиртного, разбой, бунт, измена исламу.

Вторая группа — преступления, санкция за совершение которых основана на прин­ципе талиона  Талион — равное воздаяние за причиненный физический ущерб по принципу «око за око, зуб за зуб».: кисас (араб. «воздаяние равным»). К ним относятся прежде всего убийство и телесные повреждения необратимого характера.

Третья группа правонарушений — та‘зир (араб. «удержание»): в современных уголовных кодексах некоторых мусульман­ских стран в эту группу входят все правона­рушения — за исключением тех, которые относятся к категориям хадд и кисас.

Убийство женщин

В романе Раскольников убил как минимум двух человек: старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету (которая, по намеку Достоевского, воз­мож­но, ждала ребенка  «Главное же, чему удивлялся и смеялся сту­дент, было то, что Лизавета поминутно была беременна…».). Данное преступление относится ко второй катего­рии — кисас. Раскольников совершил умышленное убийство. В пользу наличия умысла говорит, помимо прочего, и орудие преступления. Так, например, если бы Раскольников взял палку, а не топор, то при умелой работе адвоката можно было бы доказать, что намерения убивать старуху у него не было — только поколотить. Согласно шариату, судьба Раскольникова находится в руках родственников убиенных им жертв. Они могут выбрать одно из трех решений: простить Раскольникова; делегировать государству право осуществить возмез­дие в виде смертной казни; потребо­вать от убийцы компенсацию (так назы­ваемую плату за кровь, или виру). Однако, по мнению большинства мусуль­манских правоведов, лучшее решение в такой ситуации — прощение убийцы.

Жесткое регламентирование вопросов наказания за совершенное убийство или членовредительство имело целью борьбу с таким распространенным явлением, как кровная месть. Выступая против кровной мести, ислам жестко ограничил права жертвы и ее родственников наказанием лишь одного пре­ступника (а не всего племени) или получением компенсации. Вот почему прощение выглядит наилучшим решением с точки зрения установления мира и спокой­ствия в обществе.

Среди мусульманских правоведов нет единодушия по вопросу, следует ли в случае прощения убийцы родственниками жертвы взимать плату за кровь. В Сунне установлена стоимость компенсации за кровь убитого взрослого муж­чины-мусульманина — 100 верблюдов; в правление халифа ‘Умара (634—644) это равнялось 1000 динарам  С тех пор данный размер компенсации взят за основу при исчислении платы за причи­нен­ный физический ущерб и убийство.. За убитую взрослую женщину-мусульманку ком­пенсация составляла соответственно 50 верблюдов (или 500 динаров). В наши дни, например, в Саудовской Аравии при установлении платы за кровь берется рыночная стоимость 100 верблюдов — так, при умышленном убийстве выплата за уби­того мужчину превышает 100 тысяч долларов.

Если же у убитого не было родственников, то право решать судьбу преступника переходило к правителю (то есть к государ­ству). Правда, в отличие от родст­вен­ников жертвы, государственные органы уже не имели права простить убийцу. Они могли назначить ему другое наказание, кроме смертной казни, — например, тюремное заключение.

Кража

Убийство старухи сопровождается в романе кражей денег и отданных в залог вещей. Это отягчающее обстоятельство. Наказание в этом случае зависит от того, какая санкция будет выбрана за убийство: если это воздая­ние равным, то есть смертная казнь, тогда похищенные вещи просто возвращаются их вла­дельцам или (в случае смерти послед­них) их наследникам. Если же родствен­ники жертв прощают убийцу, то судья при вынесении приговора может увели­чить срок тюремного заключения для преступника, принимая во внимание тот факт, что имело место не просто убийство, а убийство с ограблением. Обнару­жен­ные у преступника вещи также следует возвратить тем, кому они принадлежали.

Убийство нерожденного младенца

За гибель плода в чреве Лизаветы с убийцы могли бы взыскать до 1/20 платы за кровь свободного мужчины-мусульманина, то есть эквивалент стоимости пяти верблюдов.

Ростовщичество

Говоря о старухе-процентщице, нельзя не упомянуть о ее занятии — ростов­щичестве. Старуха давала деньги в рост под залог ценных вещей. В исламе недопустимо взимать или выплачивать процент. Согласно хадису (преданию о словах и делах пророка Мухаммада), риба (ростовщичество) имеет 70 степе­ней наказаний, и самое легкое из нака­заний равнозначно наказанию за совер­ше­ние прелюбодеяния с родной матерью (то есть смертной казни). Иными словами, самая легкая форма ростовщиче­ства сравнивается с пре­ступле­нием, которое относится к категории хадд — прелюбодея­нию лиц, не состоящих друг с другом в браке и находя­щихся при этом в близком родстве (что является отягчающим обстоятель­ством). Логично было бы предположить, что санкция за ростовщическую деятельность будет жесткой. Но в реальности кара за лихо­имство обещана только в будущей жизни. То есть конкретного наказания в мусульман­ском праве за занятие ростовщичеством не предусмотрено. Но тео­ре­тически для злостных ростовщиков возможно наложение наказания (та’зир) судьей. И, конечно, от ростовщика требуется вернуть все взятые с долж­ников проценты. Кроме того, согласно шариату, грех совершает не толь­ко тот, кто взимает процент, но и тот, кто выплачивает его.

Убийство «ради блага»

Раскольников убивает старуху, пытаясь таким образом избавить человечество от человека, паразитирующего на обществе, занимающегося осуждаемым с точки зрения шариата деянием. Но это не снимает с него ответственности за совершенное им преступ­ление, так как он не имел права проливать кровь ни старухи, ни тем более ее ни в чем не повинной сестры. То, что жертва занималась незаконной (осуждаемой) деятельностью, не имеет значения при назначении наказания преступнику.

Проституция

Что касается работы Сони Мармеладовой на панели — это занятие осуждается шариа­том. Женщина или мужчина, занимающиеся проституцией, подлежат наказанию подобно тому, кто совершил прелюбодеяние, не состоя в законном браке. Санкция здесь та же — раджм, побивание камнями. Однако на практике по от­ношению к проституткам зачастую применялось более мягкое наказа­ние, чем предусматривали источники мусуль­манского права. Например, тех, кто про­мышлял этим ремеслом, просто могли выселить из города. Следует также отме­тить, что нельзя пользоваться деньгами, зарабо­танными проституцией. Так, например, в одном из хадисов сказано: «Посланник Аллаха запретил брать цену собаки  То есть нельзя брать и выплачивать деньги
за собак., заработок блудницы и заработок прорица­теля» — эти деньги считаются нечистыми.


Читайте также на Arzamas «7 секретов „Преступления и наказания“» и «Какие преступления вдохновили Достоевского». 

О ростовщичестве: риба | Ислам в Республике Башкортостан, ислам уфа, время намаза уфа, время намаза в уфе

В Коране и в хадисах проходит такой термин как «риба», который очень часто фигурирует в различных переводах Корана на русский язык в значениях: «рост», «лихва», «процент», «ростовщичество». Если обратиться изначально к самому слову «риба», то выясниться, что это слово происходит от глагола «раба», что означает «расти, вырастать, умножаться, увеличиваться». В таком случае слово «риба» дословно означает: «рост, увеличение, умножение».

Как термин слово «риба» означает «процент, взимаемый за пользование денежной ссудой» равно как и «предоставление денежных ссуд под процент». Последнее в русском языке называется «ростовщичество». В первом значении слово «риба» чаще переводят как «процент», «лихва», «рост». В Коране, кстати, есть аяты, в которых слово «риба» в различных ее формах использовано в словарном значении, то есть в значении «умножение, увеличение, рост». Один из таких аятов проходит в Суре Рум: «Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к Лику Аллаха» (сура Рум, 30/39).

По сути дела «риба» это обогащение за счет другого, способ получать прибыль без усилий, особый вид паразитизма. Поэтому эта практика резко и категоричной форме осуждается исламом. В Коране немало аятов, в которых говорится о недозволенности подобной деятельности, и недвусмысленно порицаются те, кто использует, полученную подобным образом прибыль. Приведем несколько цитат из Корана:

275 «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху.

276 А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена. Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников.

278 О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам

279 Если же вы не простите, так знайте, что Аллах и Его Посланник будут против вас. А если простите, то вам останется ваше первоначальное достояние. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол» (сура Бакара, 2/275-276, 277-278)

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (сура Али Имран, 3/130)

Из этих и других аятов мы видим, как категорично отзывается Всевышний о ростовщичестве, тех, кто им занимается и тех, кто использует полученные средства. Причем, как видно из аятов, запрет прямой и недвусмысленный. В таком случае, возникает вопрос: как влияет на жизнь общества подобная практика и в чем пагубность подобного явления?

Если обратиться к истории явления, то обнаружится, что ростовщичество имело место, по крайней мере, уже в римской империи. Хотя возможно, что это явление еще более древнее, однако на этот счет нет достоверных исторических данных. Поэтому можно говорить о том, что, начиная с римской империи и до – по историческим меркам – недавнего времени, присутствовала одна и та же схема: в обществе находились некие предприимчивые дельцы, которые занимались тем, что, давали деньги в рост и, обычно, под большие проценты. Причем система была выстроена таким образом, чтобы должник не смог выбраться из долговой ямы, а только все больше в ней увязал. В результате такой деятельности нередко разорялись крупные помещики и землевладельцы, а ростовщики, не прилагая никаких усилий и создавая ничего полезного, баснословно обогащались. Налицо паразитизм и обогащение одних за счет обнищания других. Примечательно, что это явление было настолько распространенным, что нашло отражение в таких классических европейских литературных произведениях как «Венецианский купец» Шекспира и «Гобсек» Бальзака. Причем в последнем произведении раскрыта жизненная позиция ростовщика и его суть.

В современном мире ростовщичество в том виде, в котором оно было раньше, не так распространено и не имеет серьезных масштабов. Однако это не дает нам повода вздохнуть с облегчением, потому что ростовщичество никуда не делось. Оно просто видоизменилось и превратилось в то, что мы называем «современная кредитно-финансовая система». По сути дела ростовщичество в современном его виде стало гораздо более масштабным, практически вездесущим, практик стало больше и они стали более изощренными. Не говоря уже о том, что оперируемые суммы тоже на порядки увеличились. Если говорить о практиках в современном ростовщичестве, то можно составить очень длинный список: это и различного рода накопительные вклады, и разного рода кредиты, ипотека, страхование и многое, многое другое. Видимо сбылось предсказание нашего пророка (мир ему и благословение), который сказал: «Перед судным днем все будут так или иначе задействованы в ростовщичестве. И даже те, кто не будет давать в рост и брать под проценты, будут покрыты пылью риба».

В том, что это тоже ростовщичество, нет никаких сомнений. Иначе как можно объяснить, что те, кто ничего не производит, имеет право распоряжаться львиной долей денег? Как объяснить что те, кто печатает деньги, имеет монопольное право распоряжаться ими? И как объяснить что финансовые образования дающие, ну скажем кредит на развитие вашего бизнеса, гарантированно получают свой процент не зависимо от того, пошло у вас дело или нет, ничем при этом не рискуя? Чем это не ростовщичество? Причем если раньше люди по своему выбору шли к ростовщику, то сегодня людей и их деньги втягивают в эту систему помимо их воли. Современное ростовщичество и ростовщики покоряют страны, порабощают целые народы. Теперь чтобы покорить страну не нужно с ней воевать, достаточно дать ей кредит.

К счастью, сегодня хоть и медленно, люди, причем не только мусульмане, начинают понимать, что и как происходит. О порочности современной кредитно-финансовой системы уже говорят в определенных кругах. Об этом можно прочитать в работах команды с самоназванием Внутренний Предиктор СССР, на сайте КПЕ (Концептуальная Партия Единения), есть и зарубежные текстовые, аудио-видео материалы, например фильм «Хозяева денег» (Masters of money).

Кстати, современной экономический кризис ничто иное неминуемый итог и, одновременно, показатель несостоятельности современной кредитно-финансовой системы. Причем это не первый подобный кризис. Человечество уже начало разочаровываться в принципах современной экономики и в поисках новых, более эффективных рецептов экономического развития. На этом фоне появился живой интерес к исламскому банкингу, как к серьезной потенциальной альтернативе существующей системе. Интерес к исламскому банкингу уже существует и в нашей стране. У нас даже есть люди, которые занимаются разработкой и продвижением данного направления, такие как: Ринат Беккин, Адалет Джабиев. К сожалению, отсутствие законодательной базы серьезно мешает становлению и развитию данного вида финансовой деятельности. Хотя, есть  информация о том, что в нашей стране уже начали появляться филиалы исламских банков.

В заключение, хотелось бы сказать, что велика и безгранична мудрость Всевышнего, который много веков назад запретил все виды паразитизма, в частности ростовщичество, не дозволив одним людям наживаться за счет других. В свете всего сказанного, можно сделать вывод, что запрет риба был и остается целенаправленным, ни коим образом не потеряв своей актуальности в современном мире. А те сбои, что происходят в социальной и экономической жизни ничто иное, как наказание за несоблюдение заповедей Всевышнего. Пусть Аллах ведет нас дорогой истины и спасет заблуждения и неверия! Аминь.

Ахмад Исхаков

Исламский банкинг: особенности и интересные факты

А вы знаете основные особенности исламского банкинга?

Чем исламский банкинг отличается от традиционного?

Понятие исламской финансовой системы появилось в 80-х годах прошлого века. И за последние десять лет стало привычным в лексиконе финансистов во многих странах, не только мусульманских. Этот финансовый институт в современном мире играет все более важную роль. Ведь число граждан в разных странах, в том числе в США и Великобритании, исповедующих ислам и отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, значительно выросло. Поэтому изучение исламского банкинга является очень актуальной темой в мировой экономике. Мы же решили разобраться в основных принципах этого финансового института и его ключевых отличиях от традиционного банкинга.

Характеристики исламской финансовой системы

О ключевой особенности исламского банкинга — запрете взимания процента — слышали многие. Однако принципы исламских финансов являются значительно более широкими. Они соответствуют законам шариата — это правила и законы, касающиеся как управления экономикой, так и социальных, политических, культурных аспектов исламского общества.

1. Запрет ставки процента. Действительно, в исламской финансовой системе, прежде всего, запрещается «риба». Это любая заранее определенная ставка, которая зависит от сроков и величины займа. Такой запрет объясняется мусульманскими законами о социальной справедливости и равенстве. Ислам поощряет получение прибыли, но осуждает использование процента в целях получения прибыли. Ведь такая деятельность не приводит к созданию продукта и не увеличивает благосостояние общества.

2. Разделение риска. Поскольку банк не взимает процент за предоставление денег в долг, он становится, по сути, инвестором, а не кредитором. Таким образом, владелец капитала и предприниматель разделяют риски, связанные с реализацией проекта.

3. Деньги — это потенциальный капитал. Реальным капиталом они становятся тогда, когда инвестируются в производственную деятельность.

4. Запрет спекулятивного поведения. В связи с этим запрещаются любые азартные игры, а также работа с производными финансовыми инструментами (деривативами), поскольку операции с ними характеризуются значительным риском.

5. Принцип ненарушаемости договоров. По правилам исламского банкинга, исполнение договорных обязательств является самым важным для сторон сделки. Благодаря этому снижаются риски для всех участников.

Основные отличия от традиционных банков

Функции банков в исламской модели не отличаются от традиционной: они обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. Ключевое отличие, как мы уже выяснили, заключается в запрете получения вознаграждения в виде процентного платежа. Однако при этом ислам не осуждает получение прибыли в принципе, просто запрещает тот интерес, который не зависит от результатов деятельности. Согласно нормам исламской этики прибыль должна стать вознаграждением за риск, труд и усилия.

По законам шариата запрещается финансировать торговлю табаком, алкоголем, оружием, а также деятельность, связанную с распространением порнографии, развитием азартных игр и т. д.

Основные понятия исламского банкинга

В исламском банкинге, как и в традиционном, существуют разнообразные финансовые инструменты. Рассмотрим несколько из них.

Самым распространенным является «мурабаха» — это нечто среднее между классическим кредитом и лизингом. В этом случае кредит выделяется под конкретную покупку. И пока клиент не погасит всю оговоренную сумму, банк является собственником товара. Таким образом, «мурабаха» — это торговая сделка, в которой банк покупает товар по одной цене, а продает по другой. А торговля в исламе не запрещена.

«Мудараба» — этот вид банковских услуг применяется при размещении депозитов. Владелец денег размещает свои финансы у партнера, который использует их для финансирования какого-то вида бизнеса. Прибыль, полученная от этой деятельности, разделяется между участниками договора. В традиционной финансовой системе аналогом «мудараба» является венчурное финансирование.

Мусульмане также активно пользуются «мушарака», предполагающий совместное финансирование какого-то проекта группой участников. В нее могут входить как частные лица, так и компании. Прибыль делится соответственно вкладу каждого их участников.

«Такафул» — подразумевает внесение страховых взносов страховщику при условии, что в случае наступления страхового случая деньги будут возвращены. При этом часть средств поступает в накопительный фонд. От инвестирования этих денег участники получают доход, который указывается в договоре.

Достаточно распространенным в исламских странах является «кардуль хасана». Это беспроцентная ссуда, которая предоставляется малому бизнесу и является жизненно важной для него. В Иране, к примеру, банки обязаны тратить на «кардуль хасана» определенную часть собственных средств. Как мы помним, требовать процент за использование денег запрещено, однако заемщик может добровольно отблагодарить кредитора, выплатив вознаграждение («хиба»).

Исламский банкинг распространен не только в мусульманских странах. Фото: Business Insider

География распространения

Первая исламская финансовая организация появилась в 60-е годы в Египте, а точнее в 1963 году. Тогда сберегательный банк Mit Ghamr начал проводить операции по привлечению средств физлиц, а также по инвестированию накопленных ресурсов.

В настоящее время исламский банкинг востребован, в первую очередь, в мусульманских странах. В Южной, Юго-Восточной и Средней Азии и Африке сконцентрирована основная часть потенциальных клиентов данных банков. Кроме того, такие организации можно встретить в Европе, США и Австралии.

В Иране, Пакистане и Судане финансовая система полностью подчиняется исламским нормам, и все банки этих стран являются исламскими. В таких мусульманских странах, как Малайзия, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Бруней присутствуют банки обоих типов, причем число обычных банков также достаточно велико.

Кредитной деятельностью по законам шариата занимаются в том числе и немусульманские финансовые организации, в частности, UBS и Citigroup. А европейские бизнес-школы все чаще открывают факультеты и отделения по исламским финансам.

ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ: Золото — не стандарт: как обеспечить доверие к деньгам

видов риба — IslamicMarkets.com

Определение риба или процента

Слово «риба» означает превышение, увеличение или добавление, которое правильно интерпретируется в соответствии с терминологией шариата, подразумевает любую избыточную компенсацию без должного рассмотрения (компенсация не включает временную стоимость денег)