14 апреля в китайском городе Санья, находящемся в провинции Хайнань, состоялась встреча глав государств, входящих в группу БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). В ходе встречи в эту группу динамично развивающихся государств вошла Южно-Африканская Республика, так что отныне мы будем называть ее БРИКС. Страны-участницы намерены совершить качественный рывок, чтобы в ближайшем будущем образовать полюс не только экономической, но и политической власти. В рамках этого нового полюса власти его участники примут на себя большую долю ответственности по созданию нового мирового порядка. Пройдет еще одно десятилетие, и ВВП этой группы стран сравняется с нынешним ВВП США.
В настоящее время в странах БРИКС проживает 40% населения земного шара, их совокупная территория занимает 25% поверхности Земли. На них приходится 25% мирового объема ВВП и 12,8% объема всемирной торговли. Китай заявляет о себе как о третьей стране в мире по экономической мощи. БРИКС непременно должен расшириться, чтобы удержать свой уровень роста. В силу этих причин его страны-участники становятся ключевыми фигурами на мировой шахматной доске (на этой нестабильной мировой шахматной доске). В силу своего стремительного экономического роста они составят конкуренцию державам с традиционно сильной экономикой: США, Евросоюзу и Японии. Эти державы предпринимают настойчивые усилия для того, чтобы обеспечить себе поставки природных ресурсов, которых им столь остро не хватает. Таким образом, страны БРИКС становятся мировыми державами, действующими в рамках многополярного мира.
Эти новые мировые реалии находят свое отражение на нашем латиноамериканском континенте (в латиноамериканском пространстве) все с большей выразительностью и влиянием, отодвигая на второй план те традиционные отношения, которые установились между странами Южной Америки и Карибского бассейна и властями США, особенно после Второй мировой войны.
Цифры, характеризующие отношения страны БРИКС со странами Южной Америки и Карибского бассейна, показывают то значение, которое эта группа придает нашему континенту. Следует особо отметить, что Бразилия, входящая в БРИКС, занимает лидирующие позиции в Южной Америке. 12 апреля президент Бразилии Дилма Руссеф (Dilma Rousseff) прибыла с официальным визитом в Китай, чтобы затем принять участие во встрече глав государств БРИКС. Глава департамента стран Европы Министерства иностранных дел Бразилии Мария Эдилеуза Рейс (María Edileuza Reis) рассказывает, что «Китай будет занимать весьма важное место в повестке дня правительства, назначенного президентом Дилмой Руссеф, мы стараемся совершить качественный рывок в наших отношениях». Цифровые показатели отношений Латинской Америки с Китаем, Россией и Индией говорят сами за себя. Как явствует из доклада Экономической комиссии для Латинский Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), за последнее десятилетие торговый оборот с Китаем ежегодно увеличивался на 30% в год. До 2020 года рост торгового оборота составит 15% годовых. «Бразилия получает значительную выгоду от своих отношений с Китаем. При общем объеме торговли в 56 миллиардов долларов торговый профицит Бразилии является огромным: более пяти миллиардов долларов, хотя в стране вызывает беспокойство то, что торговля приобретает все более асимметричный характер», именно этим объясняется важность нынешней встречи между высшими руководителями Китая и Бразилии.
В период с 2000 до 2008 года торговый оборот между Китаем и странами Латинской Америки вырос с 10 миллиардов долларов до 143,38 миллиардов. За первые девять месяцев 2010 года объем торговли вырос на 68%, говорится в докладе ЭКЛАК. Бразилия, Чили, Мексика, Аргентина и Венесуэла являются основными торговыми партнерами Китая. 60% товаров, экспортируемых в Китай, идут из Бразилии и Чили. Сейчас к этим новым отношениям активно подключается Перу (объем его торговли с Китаем превысил традиционный торговый оборот с США). Но также и другие страны-члены БРИКС ведут активную инвестиционную деятельность на нашем континенте:
Россия активно расширяет свое присутствие, заключая контракты о поставках вооружения с рядом стран континента, а также соглашения об оказании технического содействия и передаче новейших технологий, лицензий на производство различных видов продукции, предоставлении кредитов. Впервые в истории эти документы были подписаны в присутствии президента РФ, которого сопровождала представительная делегация ведущих политиков и экономистов. В апреле 2010 года глав российского государства Дмитрий Медведев во время своего визита в Аргентину заявил: «Латинская Америка ничьими задворками не является».
В 2009 году Индия вложила в Латинскую Америку около десяти миллиардов долларов. За последнее десятилетие торговый оборот между этими двумя странами вырос на 18 миллиардов долларов, и ряд латиноамериканских предприятий уже подписали соглашения о сотрудничестве с индийскими партнерами. Сотрудничество осуществляется, прежде всего, в отраслях, дающих наибольшую прибавочную стоимость, таких, например, как разработка и внедрение передовых технологий. Индийские компании усиленно работают в Латинской Америке, изыскивая возможность вложения средств в земельные участки, как посредством их приобретения, так и аренды с тем, чтобы получать сельскохозяйственное сырье. Бурно развивающейся Индии необходимо все большее количество земель сельскохозяйственного назначения для того, чтобы обеспечить продовольствием свое население, которое достигает 1,1 миллиарда человек.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что однополярный мир во главе с США доживает свои последние дни. После сокрушительного краха неолиберальных идей Латинской Америке следует воспользоваться возникающим многополярным миром и изменениями в векторах экономического развития.
Природные богатства наших стран необходимо использовать для создания нового промышленного пространства для обеспечения потребностей континента, а не экспортировать их как сырьевые продукты. Как считает экономист Сальвадор Требер (Salvador Treber) из Национального университета Кордовы (Universidad Nacional de Córdoba), в ближайшие годы Аргентина и весь континент должны «добиться ощутимых успехов, а экономике стран Латинской Америки следует воспользоваться этой уникальной возможностью для диверсификации своих производств и завершить вертикальную интеграцию перспективных отраслей с целью обеспечения дальнейшего роста». В настоящее время на Бразилию, Чили и Аргентину приходится 77% всего объема латиноамериканского экспорта в Китай. Эти страны являются основными производителями на континенте, хотя их технологический уровень не очень высок, а производственное взаимодействие не развито.
В этом году исполняется 20 лет Южноамериканскому общему рынку (MERCOSUR), главной движущей силе регионального развития. Его главным достижением является создание континентального геополитического сознания интеграционной направленности, несмотря на все существующие трудности и различия, которое позволяет принимать конкретные решения и заявлять о себе остальному миру как о политическом, историческом и культурном образовании.
Благодаря этому мы можем занимать твердую позицию на переговорах с такими объединениями, как Европейский Союз, а вступление в MERCOSUR Венесуэлы, Боливии и Чили еще более способствовало его укреплению в нынешнем разбалансированном мире. Страны MERCOSUR раскрывают свои колоссальные возможности в области энергетики, производстве продовольствия, а также во всех сферах использования тех огромных природных ресурсов, которыми мы обладаем. Природные богатства Латинской Америки привлекают сегодня внимание всего мира. На них смотрят с жадностью и стремятся завладеть ими с удвоенной силой. Углеводороды и запасы питьевой воды – вот те основные ресурсы, в отношении которых необходимо разработать единую стратегию использования в стремительно развивающемся индустриальном мире, ощущающим их растущую нехватку. «Латинская Америка – это в настоящее время тот район мира, который предоставляет самое широкое поле для деятельности» и, следовательно, именно там страны БРИКС бросают вызов США. |