Жестокий тиран с манией величия, преследователь первых христиан, убийца сводного брата, двух жён и даже собственной матери — он всегда был главным пугалом римской истории. Дошло до того, что пятого императора заподозрили в поджоге Вечного города в 64 году: мол, хотел отстроить его заново, по собственному вкусу.
Не хотите ли посетить первый дворец этого замечательного правителя?
Итальянские власти объявили об открытии экспозиции, посвящённой Нерону Клавдию Цезарю Друзу Германику (37–68 годы), которая протянулась на два километра вдоль основного места современных археологических раскопок. Остатки великолепной недвижимости на Палатинском холме увидят публику в конце лета.
В летнюю жару здесь было особенно приятно казнить и изредка миловать. (Кадр виртуальной реконструкции.)
«Историки любили описывать Нерона садистом, который играл на лире, пока Рим горел, — говорит Розелли Ри, директор Колизея и один из кураторов выставки. — А мы считаем, что он не несёт ответственности за пожар. Его дом сгорел одним из первых».
Domus Transitoria был подлинным архитектурным шедевром. Он протянулся от Палатина, где Нерон когда-то жил со своим дедом и приёмным отцом Клавдием и матерью Агриппиной, до садов Мецената на Эсквилине. Грандиозная резиденция, построенная около 60 года, просуществовала недолго. Её сменил Domus Aurea — один из самых роскошных дворцовых комплексов в истории человечества.
После смерти Нерона его наследие было официально проклято. Практически всё, что осталось от Domus Transitoria после Великого пожара, было уничтожено. Однако раскопки, начатые в XVIII веке, выявили ряд уцелевших фрагментов, которые легли в основу трёхмерной виртуальной реконструкции комплекса.
Стены были покрыты драгоценным полихромным мрамором, потолки украшали фрески с инкрустацией из золота, стекла и ляпис-лазури. Архитектурные инновации, изысканная роскошь, творческое использование света и воды: строители Domus Aurea развили то, что удалось создать предшественникам.
Самым впечатляющим помещением был так называемый нимфей — фонтанный двор, в который вели две симметричные лестницы. Фонтан и каскады занимали изящно изогнутую стену — словно декорация римского театра (scaenae frons). На противоположной стороне располагался павильон с двенадцатью колоннами для отдыха.
Франческо Мария Джиро, представляющий Министерство культуры Италии, пояснил на презентации, что выставка не пытается реабилитировать Нерона. Она лишь наиболее полно рассказывает о различных сторонах человека, о котором Константин Бальмонт написал: «О мой брат! Поэт и царь — сжёгший Рим! / Мы сжигаем, как и ты, — и горим!» |