Среда, 24.07.2013, 16:31
Здравствуйте, Гость. Регистрация   Вход
  Форум       Статьи      Книги      Новости      Видео      Галерея   


Главная » Книги » Демурже, А. - Жизнь и смерть ордена тамплиеров » ЧАСТЬ I. ИСТОКИ

Война справедливая и война священная

Ранее христианство осуждало всякую войну, любое насилие. По­следствие первородного греха, война, всегда неприемлемая и безза­конная, является бедствием. Однако очень скоро произошло изме­нение этой доктрины: вместо того чтобы рассматривать войну как таковую, упор был сделан на ее участников. Можно ли обвинить того, кто защищает себя перед лицом агрессии? Христианская теоло­гия стала более гибкой и сформулировала понятие справедливой войны. Война, цель которой заключается в достижении богатств и почестей, противозаконна — если только ее задачей не является защита права. Вот тогда она, в принципе, допустима. Война должна быть последним средством восстановления справедливости, к кото­рому нужно прибегать, когда все остальные уже исчерпаны. Начать ее может только государь или государственная власть. Заметим, ме­жду прочим, что в любом случае христианство осуждало усобицы.

В IV в., после крещения Константина, Римская империя стала христианским государством. Хотело христианство того или нет, ему нужно было приспосабливаться к новому положению дел. Св. Августин первым предлагает теорию справедливой войны: «Справедли­выми называются войны, которые карают беззаконие, когда народ или государство, которому объявляется война, пренебрегло своей обязанностью наказывать злодеяния своих подданных или возмес­тить то, что было похищено благодаря этим несправедливостям». И еще: «Когда воин убивает врага, как судья или палач, которые об­рекают на казнь преступника, я не считаю это грехом, ибо, поступая так, они исполняют закон».

Справедливая война является не более чем карательной акцией, но одновременно призвана искоренить несправедливость. В VII в. Исидор Севильский добавил к определению Августина важное уточ­нение: «Справедлива та война, которая начинается после предупре­ждения и ведется для того, чтобы возвратить назад имущество или отразить нападение врагов». Этот аргумент впоследствии послужит обоснованию крестовых походов, имевших своей целью возвраще­ние Святых мест, беззаконно удерживаемых неверными14.

В дальнейшем эта доктрина почти не эволюционировала; одна­ко, придя в противоречие с реальностью, она стала более изощрен­ной. Папы, проводившие григорианскую реформу и желавшие «ос­вободить Церковь от мирской власти», стремились расширить поле узаконенного насилия. Чуть позже мы подробно рассмотрим связь между крестовыми походами и движением за Божий мир. Здесь же мы ограничимся лишь ссылкой на мнение Ансельма Луккского, ко­торый, как полагает Жан Леклерк, послужил важнейшим звеном в цепи от св. Августина до св. Бернарда. Пытаясь защитить действия папы, Ансельм признал за самой Церковью право принимать реше­ние о применении силы без посредничества какой-либо светской власти. Урбан II об этом не забыл: произнеся свою речь в Клермоне, он превратил крестовые походы в сугубо папское дело.

Размышления св. Бернарда о справедливой войне также остави­ли глубокий след в истории и практике первой половины XII в. Вой­на должна быть лишь наименьшим из зол, к которой следует прибе­гать лишь в самом крайнем случае и изредка. Война же между христианами становится законной только тогда, когда под угрозу поставлено единство Церкви; надо также избегать насилия против иудеев, еретиков и язычников, так как истину нельзя насаждать си­лой. Христианин должен действовать убеждением, а справедливалишь оборонительная война. Св. Бернард приравнивает крестовые походы против неверных, мусульман к оборонительным войнам, ко­торые люди ведут с честными намерениями и избегают ненужного насилия15.

От справедливой войны естественный ход размышлений привел к священной войне. Вслед за Грацианом канонисты XII в. полагали, что справедлива лишь та война, которая ведется для защиты истин­ного Бога, истинной веры и Церкви Божией. Когда она обращена во­вне христианского мира, против язычников и неверных, справедли­вая война становится священной. В общем, это особый термин, обозначающий столкновение с определенным типом противника. Но священная война требует от того, кто в ней участвует, еще более убежденного осознания своего долга и еще более стойкой нрав­ственности16. Священная война предполагает подлинное внутреннее перерождение. Истинно верующий не просто исполняет закон: он еще и сражается за Христа и умирает ради спасения своей души. Св. Бернард написал об этом без обиняков:

Когда он предает смерти злодея, это не убийство человека, а, дерзну сказать, искоренение зла. Он мстит за Христа тем, кто творит зло; он защищает хри­стиан. Если он сам падет в бою, то не погибнет, а достигнет своей цели. Ведь он несет смерть во благо Христа, а принимает ее — во имя блага собственного.

Легко понять, что идея священной войны полностью укладыва­лась в концепцию крестового похода, хотя и не была ее единствен­ным элементом.

Глава: ЧАСТЬ I. ИСТОКИ | Добавил: Qwerty (11.03.2011)
Просмотров: 732 | Рейтинг: 0.0/0
←←← →→→
Купить
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск
Комментарии
Думаю, могу добавить про таких людей как ассасины: http://volshebnaya-planeta.ru/?p=25
Всем уже давно известно, что теракт ни коем образом не связан с Бен Ладеном. Вообще, на мой взгляд у...
Партнеры