Отнюдь не претендуя на исчерпывающее решение этой
проблемы, автор попытался вскрыть оценки американского опыта, принадлежащие не
только историкам, но также буржуазным социологам, политологам, экономистам,
философам, а там, где это было возможно и целесообразно, и политическим
деятелям. Подобный подход позволяет более полно учесть буржуазное историческое
сознание в США,, которому принадлежит особое место в системе духовных ценностей
и идеологического господства буржуазии этой страны. Ведущие буржуазные идеологи
Соединенных Штатов неоднократно признавали, что апелляция к урокам истории в
условиях известного прагматизма американцев и их традиционной нелюбви к
абстрактному теоретизированию стала основополагающей частью и даже фундаментом
политического сознания и политической идеологии в США. (Такой признанный
авторитет среди буржуазных обществоведов США, как Д. Бурстин, даже утверждал,
что Америка никогда не смогла произвести на свет по-настоящему крупного
политического мыслителя или философа, а их идеологические функции традиционно
выполнялись историками.) Совершенно не случайны пространные исторические
экскурсы буржуазных идеологов и политических деятелей, включая и американских
президентов. История и исторические примеры, безусловно, признаны буржуазной
идеологией США в качестве эффективного средства воздействия на массовое
сознание.
Многим Америка представляется страной менее приверженной
к исторической традиции, чем «старые» нации. В действительности, однако, трудно
найти другое государство, в котором политические деятели обосновывали бы так активно
свои действия при помощи апелляции к историческим «первоосновам» нации, как
это делают буржуазные политики США. Вспомним в связи с этим только новейшие
примеры: президент США Р. Никсон не уставал клясться в приверженности «духу
1776 г.», Р. Рейган провозгласил программу «консервативного (т. е. означающего
возврат к «первоосновам». — В. С.) обновления» Америки. В современных США наблюдается
реанимация индивидуалистического фольклора, других идеологических установок из
«золотого», но, увы, канувшего в Лету века американского капитализма.
Сегодняшняя Америка явно пытается «самовозродиться» на основе возвращения к
«добропорядочным» традициям и морали прошлого (это ли не признак утраты нацией
способности к подлинному прогрессу!). Отсюда и возрастающий интерес к
исторической проблематике в буржуазном обществознании США. |