В буржуазной исторической науке существует и сравнительно
немногочисленное критическое направление, отражающее мировоззренческие позиции
буржуазного и мелкобуржуазного радикализма. Его главной выразительницей долгое
время была «прогрессистская» школа, исследовательские интересы которой были
сосредоточены преимущественно на эпохе буржуазных революций в США. Основатели
«прогрессистской» школы Ч. Бирд, В. Л. Пар-рингтон, А. Шлезингер-старший,
выдвинув плодотворный тезис о наличии в американской истории острых классовых
конфликтов, высшим выражением которых стали в их интерпретации две американские
революции, не смогли в то же время дать выявленным тенденциям и фактам подлинно
научного объяснения. Они не видели предела прогрессу буржуазной демократии:
признавая буржуазные революции, «прогрессисты» не допускали и мысли о возможности
социалистической революции в США.
В 60—80-е годы в рамках
критического направления получила развитие «радикальная школа». Ее представители
находились под воздействием критических направлений современной буржуазной
философии и социологии — от экзистенциализма и «франкфуртской школы» до молодежной
леворадикальной контркультуры 60-х годов. Радикальные историки также испытали
на себе влияние исторического материализма. Некоторые из них даже называют
себя марксистами, ссылаясь на то, что они используют метод исторического материализма.
Такая претензия, однако, не имеет под собой прочных оснований, ибо марксистско-ленинское
учение есть единство метода и теории, направленное на революционное
преобразование капитализма и построение социализма. Кроме того, метод
исторического материализма
используется радикальными историками эклектически, растворяется в
других методах и лишается подчас своей сущности. |