Имперская
власть Рима, однако, также опиралась на важную психологическую реальность.
Слова "Civis Romanus sum” ("Я есть римский гражданин”) были наивысшей самооценкой,
источником гордости и тем, к чему стремились многие. Высокий статус римского
гражданина, в итоге предоставлявшийся и лицам неримского происхождения, был
выражением культурного превосходства, которое оправдывало чувство "особой
миссии” империи. Эта реальность не только узаконивала римское правление, но и
склоняла тех, кто подчинялся Риму, к ассимиляции и включению в имперскую
структуру. Таким образом культурное превосходство, которое воспринималось
правителями как нечто само собой разумеющееся и которое признавалось
порабощенными, укрепляло имперскую власть.
Эта высшая и в значительной степени неоспаривавшаяся
имперская власть просуществовала около трех столетий. За исключением вызова,
брошенного на определенном этапе соседним Карфагеном и на восточных границах
Парфянской империей, внешний мир, в основном варварский, плохо организованный и
в культурном отношении явно уступающий Риму, большей частью был способен лишь к
отдельным нападениям. До тех пор пока империя могла поддерживать внутреннюю
жизнеспособность и единство, внешний мир не мог с ней конкурировать.
Три
основные причины привели в конечном счете к краху Римской империи. Во-первых,
империя стала слишком большой для управления из единого центра, однако ее
раздел на Западную и Восточную автоматически уничтожил монополистический
характер ее власти. Во-вторых, продолжительный период имперского высокомерия
породил культурный гедонизм, который постепенно подорвал стремление
политической элиты к величию. В-третьих, длительная инфляция также подорвала способность
системы поддерживать себя без принесения социальных жертв, к которым граждане
больше не были готовы. Культурная деградация, политический раздел и финансовая
инфляция в совокупности сделали Рим уязвимым даже для варваров из прилегающих к
границам империи районов. |