Как и в
случае с Римом, империя представляла собой сложную систему в области финансов,
экономики, образования и безопасности. Контроль над большой территорией и более
чем 300 млн. людей, проживающими на ней, осуществлялся с помощью всех этих
средств при сильном упоре на централизованную политическую власть при поддержке
замечательно эффективной курьерской службы. Вся империя была разделена на
четыре зоны, расходившиеся лучами от Пекина и определявшие границы районов, до
которых курьер мог добраться в течение одной, двух, трех или четырех недель
соответственно. Централизованный бюрократический аппарат, профессионально
подготовленный и подобранный на конкурентной основе, обеспечивал опору
единства.
Единство
укреплялось, узаконивалось и поддерживалось — как и в случае с Римом — сильным
и глубоко укоренившимся чувством культурного превосходства, которое усиливалось
конфуцианством, целесообразным с точки зрения существования империи философским
учением с его упором на гармонию, иерархию и дисциплину. Китай — Небесная
империя — рассматривался как центр Вселенной, за пределами которого жили только
варвары. Быть китайцем означало быть культурным, и по этой причине остальной
мир должен был относиться к Китаю с должным почтением. Это особое чувство
превосходства пронизывало ответ китайского императора — даже в период
усиливающегося упадка Китая в конце XVIII века — королю Великобритании Георгу
III, посланцы которого пытались вовлечь Китай в торговые отношения, предложив
кое-какие британские промышленные товары в качестве даров:
"Мы, волею
небес император, предлагаем королю Англии принять во внимание наше предписание:
Небесная империя, правящая на пространстве между
четырьмя морями... не ценит редкие и дорогие вещи... точно так же мы ни в
малейшей степени не нуждаемся в промышленных товарах вашей страны...
Соответственно
мы... приказали находящимся в вашем услужении посланникам благополучно
возвращаться домой. Вы, о Король, просто должны действовать в соответствии с
нашими пожеланиями, укрепляя вашу преданность и присягая в вечной покорности”. |