Упадок и
гибель нескольких китайских империй также объяснялись в первую очередь
внутренними факторами. Монгольские и позднее восточные "варвары”
восторжествовали вследствие того, что внутренняя усталость, разложение,
гедонизм и утрата способности к созиданию в экономической, а также военной
областях подорвали волю Китая, а впоследствии ускорили его крах. Внешние силы
воспользовались болезнью Китая: Британия — во время "опиумной” войны в
1839-1842 годах, Япония — веком позднее,
что, в свою очередь, вызвало глубокое чувство культурного унижения, которое
определяло действия Китая на протяжении XX столетия, унижения тем более
сильного из-за противоречия между врожденным чувством культурного превосходства
и унизительной политической действительностью постимперского Китая.
В
значительной степени, как и в случае с Римом, имперский Китай сегодня можно
было бы классифицировать как региональную державу. Однако в эпоху своего
расцвета Китай не имел себе равных в мире в том смысле, что ни одна другая
страна не была бы в состоянии бросить вызов его имперскому статусу или хотя бы
оказать сопротивление его дальнейшей экспансии, если бы у Китая было такое намерение.
Китайская система была автономной и самоподдерживающейся, основанной прежде
всего на общей этнической принадлежности при относительно ограниченной проекции
центральной власти на этнически чуждые и географически периферийные покоренные
государства.
Многочисленная
и доминирующая этническая сердцевина позволяла Китаю периодически
восстанавливать свою империю. В этом отношении Китай отличается от других
империй, в которых небольшим по численности, но руководствующимся
гегемонистскими устремлениями народам удавалось на время устанавливать и
поддерживать свое господство над гораздо более многочисленными этнически
чуждыми народами. Однако если доминирующее положение таких империй с
немногочисленной этнической сердцевиной подрывалось, о реставрации империи не
могло быть и речи.
|