Имперская
власть Монголии в основном опиралась на военное господство. Достигнутое
благодаря применению блестящей и жестокой превосходящей военной тактики,
сочетавшейся с замечательными возможностями быстрой переброски сил и их
своевременным сосредоточением, монгольское господство не несло с собой
организованной экономической или финансовой системы, и власть монголов не
опиралась на чувство культурного превосходства. Монгольские правители были
слишком немногочисленны, чтобы представлять самовозрождающийся правящий класс,
и, в любом случае, отсутствие четко сформированного, укоренившегося в сознании
чувства культурного или хотя бы этнического превосходства лишало имперскую
элиту столь необходимой личной уверенности.
В
действительности монгольские правители показали себя довольно восприимчивыми к
постепенной ассимиляции с часто более развитыми в культурном отношении
народами, которых они поработили. Так, один из внуков Чингисхана, который был
императором китайской части великого ханства, стал ревностным распространителем
конфуцианства; другой превратился в благочестивого мусульманина, будучи
султаном Персии; а третий с точки зрения культуры стал персидским правителем
Центральной Азии.
Именно
этот фактор — ассимиляция правителей с теми, кто находился под их правлением,
вследствие отсутствия доминирующей политической культуры, а также нерешенная
проблема преемника великого Хана, основавшего империю, привели в итоге к гибели
империи. Монгольское государство стало слишком большим для управления из
единого центра, но попытка решения этой проблемы путем раздела империи на
несколько автономных частей привела к еще более быстрой ассимиляции и ускорила
распад империи. Просуществовав два столетия — с 1206 по 1405 год, крупнейшая
сухопутная мировая империя бесследно исчезла. |