Черноморченко дмитрий: мы отстаиваем конституционные права мусульман в России » BigPicture.ru

Содержание

мы отстаиваем конституционные права мусульман в России » BigPicture.ru

Как известно, Россия — это страна, в которой проживает около 20 миллионов мусульман. Но если от их имени кто-то и выступает, то это обычно Рамзан Кадыров и, как правило, в поддержку российской власти. При этом исламский сектор гражданского общества в России почти отсутствует, и СМИ, выражающие интересы самих российских мусульман. Сегодня мы поговорили с одним из немногих людей, которые пытаются исправлять эту ситуацию — журналистом, главным редактором сайта «Голос Ислама» Хамзой Дмитрием Черноморченко. Из-за своей журналистской деятельности ему пришлось покинуть Россию, но и на этом его злоключения не закончились. О том, в каких условиях приходится работать в России независимым журналистам, пишущим о проблемах мусульман, и был наш разговор.


Дмитрий, каково это быть журналистом, выражающим критическое отношение мусульман России к политике ее власти?

В России это сегодня уже почти невозможно.

На данный момент ситуация такова, что люди либо в России, но боятся писать, либо пишут, но уже за пределами России, как я. Многие из тех, кто пытались писать до последнего смело в России, просто убиты. Таковы, например, Тимур Куашев, Хаджимурад Камалов, Ахмеднаби Ахмеднабиев и другие. Немало и общественных деятелей и правозащитников, убитых за то, что они открыто защищали интересы мусульман. Год назад мы на «Голосе Ислама» опубликовали своеобразную Белую книгу российских мусульман – «Список Силантьева», где собраны наиболее знаковые из этих дел.

Как вообще вы пришли в журналистику?

Поневоле. В 2009 году мы столкнулись с травлей со стороны СМИ, подконтрольных силовикам, новоуренгойской мечети «Нур Ислам», прихожанином которой я являлся. Возникла потребность в объективном освещении этой ситуации, чем я и занялся. Тогда же появляется серия моих публикаций в ряде исламских СМИ, а потом уже и на «Голосе Ислама» с освещением деятельности местных чиновников, силовиков и подконтрольных им журналистов.

В последующем стало ясно, что проблемами, с которыми мы столкнулись в Новом Уренгое, мусульмане сталкиваются повсеместно по всей России. Так получил развитие новый медийный проект «Голос Ислама», ставший независимой трибуной, с которой можно было говорить о проблемах мусульман страны.

Чем была вызвана необходимость создания нового СМИ? Почему для этих целей нельзя было использовать уже существующие?

С тем, что существующие к тому моменту уже либо закрывались, либо под угрозой закрытия в изменившихся в стране реалиях, не рисковали постоянно раздражать власти и силовиков. Например, сайт Ислам.Ру, который был рупором исламского гражданского общества в начале и середине нулевых годов, в 2010 году был подвергнут рейдерскому захвату, его редакция была полностью заменена, контент зачищен, а он сам превратился в официозную площадку казенного духовного управления мусульман Дагестана. В 2016 году его главным редактором и вовсе назначили Галину Хизриеву, призывающую к превращению стамбульской Айя Софии в православную церковь, и это лишь один пример из деятельности, так называемых, мусульманских СМИ в РФ.

Это нагляднейший символ того, что за эти годы произошло с независимой исламской журналистикой в России — на ней поставили крест во всех смыслах. Разве что осталось несколько бывших исламских СМИ, которые полностью перешли на финансирование администрации президента, через гранты различных фондов, и если им и позволяют изредка освещать проблемы мусульман, то для того, чтобы их прогосударственная пропаганда смотрелась убедительнее. Поэтому мы и решили создать новое, независимое СМИ, которое заняло освободившуюся нишу сайта, выступающего с позиций защиты интересов мусульман страны и открыто освещающего их проблемы.

В чем изначально была специфика «Голоса Ислама» по сравнению с другими аналогичными сайтами?

В отличие от существовавших на тот момент сайтов «Голос Ислама», не финансировался ни влиятельными спонсорами, что как в случае с Ислам.Ру привело к их ликвидации, ни государством, что привело к их полному подчинению его политике. Мы изначально были открытой платформой, на которой тексты размещают ее пользователи, получившие для этого необходимый рейтинг в виде количества одобренных другими читателями комментариев.

Это, конечно, имело и имеет свои минусы, потому что мы в отличие от того же старого Ислам.Ру не имели возможности содержать штат постоянных авторов, платить им гонорары за статьи, заказывать материалы, вести регулярные тематические рубрики и т. д. Лишь пару лет назад мы сумели себе позволить регулярное ежедневное наполнение сайта новостями с короткими комментариями. Но это, конечно, не тот объем регулярного контента, который требуется сайту, объективно являющемуся рупором независимой российской уммы. Надеюсь, что со временем мы выйдем и на этот уровень, но ни в коем случае не ценой потери принципиальности и независимости.

Вы уже достаточно долгое время проживаете за границей. С чем это связано?

Именно с желанием быть независимым журналистом и сохранить независимое СМИ, освещающее проблемы мусульман, что по определению невозможно в современной России. Кроме того, с 2009 года я начал подвергаться давлению со стороны силовиков за свою журналистскую деятельность. А в октябре 2010 года был расстрелян Исомитдин Акбаров, имам той самой общины, деятельность которой я освещал и которая до этого несколько лет подвергалась целенаправленной травле. То есть, мне было очевидно, что я должен буду либо повторить его судьбу, либо у меня «найдут» оружие или наркотики, как это в таких случаях происходит с независимыми мусульманскими журналистами, правозащитниками и общественными деятелями в России.

Можно ли сказать, что Вы достигли цели своей эмиграцией и чувствуете ли Вы себя в безопасности и в состоянии писать то, что считаете нужным?

Достиг цели в том смысле, что останься я в России, не только продолжение моей журналистской деятельности, но и сохранение моей свободы или даже жизни уже давно бы не были возможны. В этом смысле, да, можно сказать, что цель достигнута, по крайней мере, в течение тех уже почти 5 лет, что я осуществляю свою журналистскую деятельность из-за пределов путинской России. А вот про безопасность я так в полной мере, к сожалению, сказать не могу, так как с самого момента своей эмиграции и по сей день подвергаюсь преследованию и за рубежом.

Было много задокументированных угроз в адрес мой и моей семьи, далее — зафиксированного прослушивания моих телефонных разговоров уже за рубежом, причем, с иностранного телефонного номера и в иностранной телефонной сети, запись которого потом была продемонстрирована по российскому телевидению, и много чего еще происходило, о чем я пока не хотел бы рассказывать.

С чем Вы связываете такое отношение к себе? Как это сказывается на возглавляемом Вами сайте? Оказывается ли российскими властями какое-то противодействие его деятельности?

Как я уже сказал, после закрытия старого Ислам.Ру и фактического расстрела старого «Черновика» наше СМИ осталось единственным медиа российских мусульман, обличающим политику российских силовиков и властей по отношению к Исламу как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому неофициально нам уже давно приклеили ярлык «антироссийского сайта» («мы говорим Россия, подразумеваем Путин»), со всеми вытекающими. Официально нас неоднократно блокировал Роскомнадзор по требованию Генеральной прокуратуры, в которой борьбу с нами курирует заместитель генпрокурора Виктор Гринь.

Тем не менее, благодаря юристам из Центра защиты прав СМИ мы непрерывно судимся с ними. Недавно дошли до Верховного Суда, который обвинил нас в том, что у нас распространяется информация, цитирую, «отличающаяся тенденциозным преподнесением материала, враждебным отношением к представителям правоохранительных и контролирующих органов, к руководству Российской Федерации, проводимой внешней и внутренней политике».

Вернемся к преследованию лично Вас. Что с Вами недавно произошло, почему Вас не впустили в Украину?

Что касается Украины, честно говоря, для меня эта ситуация не вполне ясна. Но начать надо с того, что я далеко не единственный россиянин, которого не впустили в Украину в последнее время, и причины этого понятны. Кроме того, после того, как часть российских мусульман, выдавленных из Турции, пользуясь безвизовым режимом, стали переезжать в Украину, с какого-то момента у СБУ и украинских пограничников появилась установка не впускать таких людей.

А мы с братом летели именно из Турции. Так что, по каким причинам меня на самом деле не впустили, сказать трудно, другое дело, что та причина, которая была озвучена в разговоре мне лично сотрудником погранслужбы, совершенно нелепа. А именно нас обвинили в том, что во время путча в Турции «Голос Ислама» освещал события благосклонно к Эрдогану, хотя это ничто иное как официальная позиция самой Украины, которая тоже сотрудничает с властями Турции.

Как Вы можете прокомментировать обвинения в Ваш адрес и в адрес возглавляемого Вами сайта в поддержке экстремизма, терроризма и т. п., которые регулярно озвучиваются российскими силовиками и журналистами, транслирующими их точку зрения?

Понимаете, дело в том, что в России официально признаны террористическими такие организации, которые в большинстве цивилизованных европейских стран свободно действуют. Например, общества последователей турецкого богослова Саида Нурси, чьи труды популяризирует нынешнее руководство Турции. В их работах нет не то, что терроризма и экстремизма, но и политики, которые наоборот порицаются. А в России их признали экстремистами. Или например джамаат Таблиг, который занимается исключительно призывом мусульман к соблюдению исламских норм благочестия. Опять же, свободно действует в Америке, в Англии. В России признан запрещенной организацией. Или партия «Хизб ут-Тахрир», с которой мы принципиально не согласны во многих позициях, а они не согласны с нами и регулярно нас критикуют. Тем не менее, вот, в соседней «бандеровской» Украине они свободно действуют, открывают свои офисы, медиа, потому что спецслужбы знают, что они принципиально отвергают насильственные методы борьбы, признают лишь политическую пропаганду. А в России они «террористы» и за принадлежность к ним людей сажают уже лет на 20. Та же история и с Меджлисом крымскотатарского народа, который в украинском Крыму был главным представительным органом этого народа, а с приходом туда путинской России попал под запрет.

Само собой, если в России экстремистами и террористами признаны даже организации, которые вообще не касаются политических вопросов, вроде нурсистов (последователи Саида Нурси), то что говорить о тех, кто открыто освещает преступления силовиков против мусульман и критикует политику государственной исламофобии, проводимую Кремлем? Потом, мы единственные из российских мусульман, которые либо поддержали захват Кремлем Крыма и введение войск в Сирию, либо промолчали об этом, осудили и то, и другое. При этом, и в первом, и во втором случае мы заняли позицию, совпадающую с позицией международного сообщества. Применительно к Крыму — это территориальная целостность Украины и самоопределение крымских татар в ее составе, а применительно к Сирии — это поддержка тех сил сопротивления режиму Асада, которые в мире квалифицируются как умеренная оппозиция. Сирийская Свободная Армия, Ахрар аш-Шам, Файлаг аш-Шам, Национальная коалиция сирийских оппозиционных и революционных сил, Высший комитет по переговорам, Сирийский Исламский Совет — мы поддерживали эти и аналогичные им силы, признанные субъектами переговоров в Женеве. Мы никогда не поддерживали ни ИГИЛ, ни Аль-Каиду, равно как и критиковали ее филиал Джабхат ан-Нусру и Хайят Тахрир аш-Шам, пока он был проводником ее политики в Сирии. То есть, наша позиция в этом вопросе совпадает с позицией конструктивной части международного сообщества и противоречит, с одной стороны, позиции поддержки людоедского режима Асада, на которой стоят путинская Россия и Иран, а с другой стороны, тех, кого принято называть международными террористами.

Какие цели преследует критика политики Кремля по отношению к мусульманам внутри самой России?

На самом деле, фактически мы добиваемся восстановления действия конституции России. Потому, что то, чего мы хотим, в полной мере гарантировано ею — свобода слова, свобода вероисповедания и религиозной проповеди, равенство религиозных объединений и их равноудаленность от государства, свобода собраний, объединений, распространения информации, а также независимый суд, независимые СМИ, контроль общества над властью, гражданский контроль над силовыми структурами, возможность освещать и обжаловать в судах их действия и так далее. Все это есть в конституции России, но ничего из этого нет в жизни. По той простой причине, что в России фактически отменено действие конституции и власть захвачена антиконституционной хунтой, которая ликвидировала все эти права, подчинила себе государственные институты и правит мафиозными, террористическими методами.

Беседовал Антон Грызлов

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Нур Ислама Духовного Управления Мусульман Азиатской части России Местная религиозная организация.

Имам: Акбаров Мухаммад Исомитдинович. Председатель правления: Черноморченко Дмитрий Игоревич.

Наименование: МРО «Нур Ислама» ДУМ АЧР.

 Дата создания: 15 февраля 1996 года принят устав общим собранием мусульман города Новый Уренгой.

 Дата регистрации: 30 ноября 1999 года Управлением юстиции ЯНАО, свидетельство № 22.

 Юридический адрес: г. Новый Уренгой, ул. Кедровая, д.5-а; тел.: 22-32-13.

Сайт:  www.oneislam.ru/nurislam

 Вероисповедание: ислам.

 Высший орган управления: правление.

 Принадлежность к централизованной религиозной организации: Духовное Управление Мусульман Азиатской части России.

 Председатель правления: Черноморченко Дмитрий Игоревич.

 Имам: Акбаров Мухаммад Исомитдинович.

                            


 

 

  Основные цели деятельности:

 — проповедь и распространение идей Ислама, исламского образа жизни, достижений исламской цивилизации;

 — воспитание верующих в чистоте мусульманского учения и духовного единства;

 — содействие возрождению и популяризации в обществе мусульманских духовных ценностей;

 — содействие установлению атмосферы мира и братства между людьми и народами;

 — содействие расширению и сплочению рядов верующих-мусульман;

 — содействие точному и верному знанию незыблемых истин Ислама, их правильному восприятию;

 — оказание теоретической, организационной, правовой, материальной и иной поддержки членам организации, отдельным верующим и другим категориям нуждающихся;

 — воспитание духовно и физически здоровых, социально активных граждан, по предписанию Всевышнего, в согласии с Природой в т. ч. путем укрепления институтов семьи, материнства и детства, решения острых проблем молодежи и старшего поколения;

 — содействие искоренению социальных пороков общества;

 — реализация принципов свободы вероисповедания, равноправия, толерантности, приоритетов идей достижения общественного согласия и мира во всех проявлениях российской государственности;

 — миссионерская и благотворительная деятельность.

     Местная религиозная организация «Нур Ислама» Духовного Управления Мусульман Азиатской части России многонациональная и насчитывает уже 19 национальностей. Старейшую на Ямале мечеть ежедневно посещают более 200 человек, а каждую пятницу на обязательную проповедь и молитву приходят более 600 человек. Организация активно участвует в общественной жизни города, входит в состав Общественного совета при главе города Новый Уренгой, участвует в работе Консультативного совета по вопросам национально-культурных автономий и организаций при Администрации города Новый Уренгой.

 

Российские мусульмане в Турции: против Москвы, но не в ИГИЛ

В Турции постепенно расширяется община российских мусульман, покинувших Россию по причине давления со стороны властей.

«Сейчас из России мусульмане не уезжают, а эвакуируются. Притесняются все группы, все направления ислама. Людей очень много переехало», — говорит главный редактор сайта «Голос Ислама» Дмитрий Черноморченко, переехавший в Стамбул в 2012 году.

ФСБ, в свою очередь, подозревает некоторых из уехавших мусульман в причастности к экстремизму и терроризму.

Однако было бы чрезвычайным упрощением приравнять всех мусульман, уехавших в Турцию из-за проблем с российскими властями, к сторонникам запрещенной в России группировки «Исламское государство». Так кто же эти люди?

Переезд или эвакуация?

Российские мусульмане, эмигрирующие в Турцию, называют себя «мухаджирами». В переводе с арабского это значит «переселенец».

«Абсолютно на каждом шагу [российские] полицейские, увидев мой паспорт, спрашивали меня, не мусульманин ли я. Иногда приходилось отшучиваться, что у меня борода, потому что я геолог. У геологов же всегда бороды», — поясняет Черноморченко.

Подпись к фото,

Журналист Дмитрий Черноморченко говорит, что переехал в Турцию, опасаясь за свою жизнь и свободу

Дмитрий был одним из активистов мечети “Нур Ислам” в Новом Уренгое. В 2010 году сразу нескольких прихожан мечети обвинили в экстремизме. Дело дошло до Верховного суда РФ, который вынес решение в пользу представителей мечети “Нур Ислам”.

«Сейчас абсолютно весь актив нашей общины – особенно те, кто ее финансировал – либо лишились работы, либо лишились бизнеса, либо были посажены по сфабрикованным делам. Наш имам был убит», — говорит Черноморченко.

Как говорят многие «мухаджиры», к их родственникам и друзьям по-прежнему приходят с проверками и расспросами российские силовики.

Впрочем и в Турции переехавшим из России мусульманам не всегда живется спокойно.

По словам «мухаджиров», Москва до последнего времени постоянно присылала турецким спецслужбам запросы о выдаче тех или иных россиян, подозревая их в связях с экстремистами.

Согласно двустороннему договору о взаимной помощи по уголовным делам, Турция исправно задерживала запрашиваемых россиян и депортировала их на родину.

Мы обратились в ФСБ России с просьбой предоставить информацию о сотрудничестве турецких правоохранительных органов с российскими властями, а также данные о подозреваемых в экстремизме и терроризме россиянах, выехавших на территорию Турции.

Однако на момент публикации статьи ответа не поступило. «Мухаджиры» утверждают, что иногда задерживали десятки людей.

По данным Генштаба вооруженных сил Турции, за 2015 год 913 человек были задержаны при попытке вступить в ряды ИГ. 99 из них – россияне, то есть почти каждый десятый. Все они, по данным силовиков, были депортированы из страны.

Связи с ИГИЛ – настоящие и мнимые

Есть ли связь между «мухаджирами» и теми, кто едет вступать в ряды ИГ?

Директор Института российских исследований в Стамбуле Гумер Исаев уверен, что не стоит смешивать эти два феномена.

“Я считаю, что нельзя идти на поводу у некоторых «исследователей» и поголовно всех называть экстремистами и по умолчанию отправлять в ряды ИГИЛ”, — заявил Исаев.

Подпись к фото,

Павла Окружко внесли в так называемый «действующий список террористов» Росфинмониторинга без решения суда

С ним согласен и мусульманин Павел Окружко, переехавший из России в Турцию в 2012 году. Весной 2015 года на него было заведено уголовное дело об участии в незаконном вооруженном формировании на территории Сирии.

«Окружко П.А. обвиняется в том, что он с июля 2013 года по настоящее время, действуя умышленно из религиозных убеждений, осознавая преступный характер своих действий, участвует на территории Сирийской Арабской Республики в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства», — говорится в ответе УФСБ по Ставрополью на запрос семьи Окружко.

Суда еще не было, однако Павел уже включен в перечень действующих террористов и экстремистов на сайте Росфинмониторинга, у него заблокированы все банковские счета.

Окружко говорит, что не ожидал таких действий от российских властей, поэтому документов, подтверждающих его невиновность, у него не так много.

Павел признает, что ненадолго ездил в Сирию в 2002 году на курсы арабского языка, а затем вернулся в Россию. По словам Павла, то, что сейчас он постоянно живет в Турции и “ни в какую Сирию не ездил”, могут подтвердить соседи и учителя в школе, где учится его дочь. Мы спросили Павла, как, по его мнению, живется русским, принявшим ислам.

“К русским мусульманам особое отношение. И российские СМИ это раздувают сейчас. Часто пишут, что русские могут принять ислам и стать радикалами, кого-то взрывать. Не исключено это. Среди любой нации есть радикалы. Но из большой массы русских, принимающих ислам, радикалами становятся единицы», — добавляет он.

Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований ИЭА РАН Ахмет Ярлыкапов называет частями одного процесса переезд с целью осесть и жить мирной жизнью и переезд для участия в войне.

«Основная цель «мухаджиров» — жить в мусульманской стране. Кто-то этой идеальной моделью считает Турцию, кто-то Египет периода Мурси, а кто-то ту часть Сирии, которую контролируют оппозиционные Башару Асаду силы. Даже те люди, которые сейчас воюют в Сирии – они едут туда жить, основывают поселения. У них стремление жить в мусульманской стране совпало с желанием воевать за нее», — говорит эксперт.

По оценкам экспертов, лояльных Кремлю, общее число российских мусульман, выезжающих для вступления в ряды ИГ, может достигать 7000 человек.

Но в стамбульском Институте российских исследований к таким цифрам относятся скептически.

“Сегодня всех интересует число россиян, которые едут из Турции в Сирию, чтобы примкнуть к боевикам. Мы постоянно слышим какие-то якобы достаточно точные цифры, но у меня есть сомнения в их достоверности”, — замечает Гумер Исаев.

“Готовы применить боевой опыт”

Некоторые «мухаджиры», иммигрировав в Турцию, продолжают высказываться на русскоязычных исламских сайтах, заниматься правозащитными вопросами и выступать на конференциях.

«Помимо помощи «мухаджирам», у нас есть плотные контакты с украинскими коллегами, которые, как известно сдерживают российскую империалистическую машину самым непосредственным образом», — говорит правозащитник и мусульманский активист Салман Север.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

По данным турецких властей, 99 россиян были задержаны в 2015 году при попытке вступить в ряды ИГ

О деталях взаимодействия между «мусульманской Турцией, российскими «мухаджирами» и украинскими комбатантами» Салман предпочел умолчать.

В начале 2000-х он был одним из лидеров русскоязычной мусульманской общины Петербурга, достаточно известным блогером, а также принимал участие в мероприятиях оппозиции.

В августе 2013 спецназ задержал его по обвинению в оправдании терроризма. Эксперты усмотрели нарушение закона в статье «Ислам и приморские партизаны», которую Салман разместил в интернете в 2011 году.

Однако суд не удовлетворил ходатайство об аресте Салмана, и он поспешил уехать из России. Его объявили в международный розыск, и Турция дала активисту политическое убежище.

По словам Салмана, из чувства благодарности к приютившей их Анкаре немало российских мухаджиров готовы взять в руки оружие.

«Генеральное настроение мухаджиров сейчас – мы готовы защищать Турцию от России. Многие, получившие боевой опыт в других местах, готовы его использовать его для поддержки Эрдогана и наших братьев, например, сирийских туркменов», — отмечает Салман.

Что говорит статистика?

Точное число российских мусульман, уехавших в Турцию, назвать не может никто.

Органам статистики крайне сложно выделить их из общего миграционного потока. Специалисты говорят о нескольких тысячах переехавших по религиозным мотивам. Сами мусульмане – о десятках тысяч.

Подпись к фото,

Специалисты считают, что число российских мусульман, переезжающих в Турцию, будет только расти

По данным Росстата, в 2014 году из России в Турцию на постоянное место жительство выбыло 2327 человек – это на 55% больше, чем в 2013. При этом в начале 2000-х число выезжающих не превышало 300 человек в год.

Резкий скачок наметился лишь в 2012 году, когда из России в Турцию, по данным Росстата, уехало сразу 1037 человек. Это почти в пять раз больше, чем годом ранее.

При этом в официальную статистику не попадают те, кто не уведомил ФМС о своем «выбытии».

Зачастую люди заезжают в Турцию как туристы, а затем получают разрешение на проживание для иностранцев. Разрешение выдается на срок до 1 года с возможностью продления.

Среди переехавших мусульман можно встретить и татар, и башкир, и представителей народов Кавказа, и русских. И «мухаджиры» считают, что процесс только набирает обороты.

«В России запрещены многие джамааты (религиозные общины, движение – прим. Би-би-си), хотя они не имеют отношения ни к ИГИЛ, ни к богословской платформе, на которой зиждется ИГИЛ. Силовики продолжают закручивать гайки, зажимают любую исламскую активность, выкашивают недовольство. А значит поток мухаджиров усилится», — считает Салман Север.

как умма отреагировала на протесты — EADaily, 27 января 2021 — Новости политики, Новости России

Российские мусульмане в подавляющем большинстве не поддержали уличные акции протеста, организованные «для освобождения» блогера-оппозиционера Алексея Навального. Из федеральных округов, где компактно проживают мусульмане, митингов не было в Крыму и почти не было на Северном Кавказе. В СКФО акции прошли только в Ставрополе (300 человек) и Махачкале (40 человек).

В Татарстане и Башкирии на улицы вышли в разных городах от 100 (в Альметьевске) до 1,5 тысячи (в Казани) и 2,5 тысячи (в Уфе). Во всех случаях были задержания за участие в незаконных уличных акциях с последующими административными наказаниями.

Разное количество протестующих в регионах компактного проживания мусульман (где-то их было вообще ноль — как в Чечне или Ингушетии) объясняется разным отношением к фигуре Алексея Навального. Отсутствие протестов в Крыму связано с тем, что российская несистемная оппозиция изначально не скрывала своего негативного отношения к воссоединению полуострова с Россией в 2014 году и до сих пор считает, что Крым следует вернуть Украине. Хотя сам Навальный заявлял, что полуостров «останется частью России и больше никогда в обозримом будущем не станет частью Украины», в массовом сознании крымчан он все-таки воспринимается как враждебная фигура.

А вот пассивная реакция на Северном Кавказе объясняется тем, что там отношение мусульман к Навальному негативно-настороженное. История политической карьеры «главного оппозиционера России» начиналась с его заигрывания с русским национализмом. Навальный был участником «Русского марша» в конце 2000-х годов. Он не скрывал и не скрывает своего желания ввести визовый режим со странами Центральной Азии и Закавказья, чтобы остановить поток миграции в Россию. В 2011 году «оппозиционер № 1» был участником митинга «Хватит кормить Кавказ», где предлагал прекратить практику бюджетных дотаций республикам Северного Кавказа. Навальный также противник строительства новых мечетей в Москве, поскольку «новые мечети — это больше вопрос нелегальной миграции».

Всё это в совокупности дает умме основания воспринимать Навального как исламофоба.

Одним из первых, кто в этом году обозначил отношение российских мусульман к Навальному публично, был дагестанский блогер Курбан Аскандаров, который 16 января, накануне анонсированного возвращения Навального из Германии, выступил с видеообращением «Кто Навальный для мусульман?». Тут важно прояснить одну деталь: Аскандаров — фигура в Дагестане относительно известная, он в прошлом заместитель имама Махачкалинской мечети «Ан-Надырийя» на ул. Котрова (мечеть известна как салафитская), т. е. сам является частью исламистской оппозиции в России. Но Аскандаров назвал Навального «нацистом и исламофобом». Навальный, отвечая Аскандарову, подтвердил, что он действительно выступает за введение визового режима с Центральной Азией и Закавказьем и считает необходимым прекратить «кормить коррумпированную элиту Северного Кавказа». В конце своего ответа Навальный даже упрекнул Аскандарова, что не видел от него видеообращений с критикой Путина за «бомбардировку мусульман в Сирии, пытки и аресты мусульман по всей России».

Вслед за этим в дискуссию 18 января (Навального к тому времени по прилете в Москву отправили под арест в «Матросскую тишину») вступил другой блогер, эмигрант из Чечни, находящийся в Швеции, Тумсо Абдурахманов, известный своей жесткой критикой власти в Чечне и лично ее главы Рамзана Кадырова. Он выпустил на своем YouTube-канале ролик под названием «Навальный исламофоб?», в котором раскритиковал Аскандарова и высказался доброжелательно в адрес Навального по принципу «Навальный — не друг мусульманам, но и не враг».

В точно таком же сочувственном отношении к Навальному высказался бывший председатель салафитской мечети «Нур Ислам» в Новом Уренгое, а ныне главный редактор исламистского портала «Голос ислама», живущий в Турции, Дмитрий Черноморченко в своей статье «Отношение к Навальному — не вместо Путина, а против Путина». Суть его рассуждений сводится к тому, что Навальный хоть и исламофоб, но в условиях «революционной ситуации», которая ощущается, по его мнению, в России, мусульманам следует выдвигать себя в качестве политической силы, чтобы их требования были услышаны несистемной оппозицией, объединенной вокруг Навального. Тогда он в поисках союзников неизбежно вынужден будет соглашаться с требованиями своих попутчиков из числа мусульман и корректировать какие-то прежние взгляды. Накануне акции 23 января Черноморченко опубликовал целую программу из 10 тезисов под названием «Мусульмане и будущие протесты», где есть следующий пункт:

«Однако в условиях революции, когда старая власть уже рухнет, а новая еще не выстроится, возникнет окно возможностей — продолжительностью от нескольких месяцев до пары лет — когда мусульмане смогут воспользоваться этим, чтобы обрести свою политическую субъектность и усилить свои позиции. Если эту возможность мусульмане проспят, смена власти не принесет им улучшений, а может даже принести ухудшения».

Т. е. находящиеся в эмиграции российские исламисты в лице Черноморченко четко дают понять: Навальный, какой бы он исламофоб ни был, — это шанс для исламистов, и необходимо присоединяться к его протесту, но со своими требованиями.

После акций 23 января свою мысль Черноморченко развил в статье «Региональные протесты и федеральное представительство мусульман», признав, что ожидать, что Кавказ присоединиться к общероссийскому протесту, возглавляемому Навальным, не приходится, а надо уповать на Поволжье, где сильны идеи «регионализации» (читай — национал-сепаратизма), либо на создание исламистского представительства в рядах несистемной оппозиции.

Другие «неофициальные лидеры мнений» в исламской среде заняли в целом критическую позицию по отношению к Навальному, призвав мусульман дистанцироваться от его деятельности вследствие явной исламофобии. Эту позицию озвучили два мусульманских блогера: Расул Тавдиряков из Казани, который считает, что если Навальный придет к власти, то «лучше мусульманам жить не станет, и он ещё покажет кузькину мать так, что китайские уйгуры будут в своих намазах просить Аллаха облегчить наше положение», и Абу Исмаил ар-Руси (Артем Иванов) из Киева.

Российские мусульманские религиозные деятели, которые обозначили свою позицию, также придерживаются линии «Навальный — исламофоб».

Так, первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов опубликовал видеоролик, где Навальный подтверждает, что мигрантов из Центральной Азии называл «чучмеками». Духовное собрание мусульман России (председатель — Альбир Крганов) разместило на своем официальном сайте статью «Чего мусульманам ждать от Навального?», в которой были повторены обвинения в адрес оппозиционера в исламофобии, под которой понимают и его участие в акции «Хватит кормить Кавказ», и съемку расследования о коррупции в высшем руководстве Татарстана, и открытое заявление против строительства мечетей в Москве.

Тем не менее все это совершенно не повлияло на отдельных мусульман. В Уфе, например, на акцию вышли активисты бывшего объединения «Башкорт» (признана экстремистской организацией в России) и члены недавно созданной ему на смену организации «Республика». Однако наиболее ярко показал себя на незаконном митинге в Москве 20-летний студент МГУ им. М. В. Ломоносова Сайд-Мухамад Джумаев, уроженец Чечни: при попытке задержания протестующих сотрудниками полиции и Росгвардии он бросился в драку. Видео, где Джумаев дерется с несколькими омоновцами, тут же разлетелось по интернету.

На это поспешили отреагировать в Грозном. Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов («Единая Россия») выступил с видеообращением на своей странице в Instagram, где пояснил, что уличные протесты — это «митинги, где гуляют черти, поддерживающие однополые браки и говорящие, что в России такие законы должны быть», а с отцом Джумаева уже связались, провели с ним беседу, и отец Джумаева заверил, что его сын это не поддерживает. В итоге, после извинений Джумаева-старшего, Делимханов передал: «Рамзан сказал, что с властями тебе поможет». По-видимому, в Грозном акции в поддержку Навального воспринимают как митинги за легализацию однополых браков, но своих соплеменников все же готовы избавить от наказания. Правда, для этого нужно публично покаяться.

Но случай с Джумаевым скорее исключение, чем правило. Нежелание присоединяться к протесту несистемной оппозиции стало общим правилом для уммы России, которая сохраняет лояльность. Причем такая картина не только сейчас, но она наблюдалась на протяжении последних десяти лет. В 2011 году на волне «белоленточных» митингов была продекларирована «Исламская гражданская хартия», которую подписали издатель салафитской литературы Асламбек Эжаев, лидер развалившейся к этому моменту Национальной организации русских мусульман Вадим Сидоров, ныне покойный лидер Исламского комитета России Гейдар Джемаль, председатель Набережночелнинского отделения Всетатарского общественного центра (экстремистская организация, запрещена в РФ) Рафис Кашапов и другие. Никакого эффекта этот документ совершенно не имел и ни на что не повлиял.

В 2017 году после показа очередного «расследования от Навального» «Он вам не Димон» российские мусульмане не стали поддерживать прошедшие акции. И, кстати, тогда также неофициальные лидеры мнений в исламской блогосфере, как это делают сейчас, призывали дистанцироваться от Навального по причине открытой его исламофобии.

В итоге мы видим, что у Навального не получается найти общий язык с российскими мусульманами. И традиционалисты, и салафиты единодушны в своем негативном отношении к нему. Даже среди явных исламистов Навальный не нашел союзников. Правда, есть симпатии со стороны отдельных исламистов-эмигрантов, которые хотели бы использовать Навального для своей политической повестки, но их мнение мало кому интересно.

Русские мусульмане — между прошлым и будущем

  1. Славянские народы исповедующие Ислам
  2. Русские мусульмане Древней Руси
  3. Отношение к новообращенным в царской России
  4. Известные русские мусульмане прошлого
  5. Русские мусульмане в советский период
  6. Современная русская мусульманская община
    1. Полосин
    2. НОРМ
  7. Современные выдающиеся русские мусульмане

Русские мусульмане составляют этнорелигиозную группу, в которую входят представители русской национальности, принявшие Ислам.

Славяне мусульмане – это также этнорелигиозные группы людей, которые этнически относятся к славянским народам, но ислам исповедуют как свою религию.

Славянские народы исповедующие Ислам

Славяне (slavyane) взаимодействовали с народами ислама в торговых делах издревле. Постепенно отдельные части и группы славянских народов, сохраняя за собой свое славянское самосознание и собственный язык, обратились в ислам. На современном этапе истории славяне мусульмане делятся на несколько групп и представлены разными народами. Славяне мусульмане являются очень религиозными приверженцами Ислама.

Известны южные славяне мусульмане – торбеши или македонцы, помаки или мусульманские болгары, горанцы или македонцы или сербы по происхождению, которые проживают в Горе и Метохии. Также славяне мусульмане представлены боснийцами или бошняками, потуреченцами или муслиманами. Самые известные славяне мусульмане – это сербы.

Русские мусульмане Древней Руси

Русские мусульмане, также как и славяне мусульмане, впервые упоминаются в летописях вместе с упоминанием о первых обращениях русских славян в Ислам. Такой факт упоминается в истории об убийстве, произошедшем в 1262 году, когда был убит православный монах Зосима или Изосима. Зосима стал известен тем, что принял Ислам, а позже в Ярославле служил у ордынского наместника, которому помогал собирать дань. Его убили во время разгоревшегося восстания: участники восстания были недовольным тем, что объем дани, которую они должны были платить, резко увеличилась.

В тринадцатом веке при хане Узбеке Ислам был определен как государственная религия Золотой Орды, тогда обращались в Ислам преимущественно язычники, и за распространение православия хан Узбек не карал, а также терпимо он относился к распространению других религий. Помимо случая с монахом Изосимой, больше у историков нет достоверных фактов того, что появлялись русские или славянские мусульмане в этот период.

Отдельно стоит упомянуть категорию русских и славян, которые приняли Ислам и проживали на территории Османской Империи, их называли сакалиба.

Когда Иван Грозный взял Казань и Астрахань, начала раскручиваться кампания по христианизации мусульман, что не способствовало вступлению не мусульманских славянских народов в Ислам. Русские славяне были совершенно не знакомы с арабским языком, что также создавало серьезные препятствия для ознакомления с исламскими источниками литературы. В тот исторический период мусульманские тексты не переводились на славянские языки, поэтому исламские сочинения были недоступны для чтения. В силу определенных ментальных различий не приветствовалось государственными властями и стремление русских славян контактировать с иноверцами.

Отношение к новообращенным в царской России

Русский мусульманин — организатор проекта «Читай Коран»

В допетровской и в имперской Руси, если человек изъявлял желание перейти из православия в другую веру, на него накладывались уголовные санкции, а если кто-либо пытался обратить в другую веру православных, то санкции были еще более жесткими. Как было сказано в Соборном уложении от 1649 года, смертная казнь грозила тем, кто «какими-нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет».

Чтобы исключить для русских славян контакты с представителями иной веры, возле православных храмов было запрещено строительство мечетей, а кряшены или крещенные татары не могли проживать вместе с некрещенными. Все это не свидетельствует о том, что в то время не было русских мусульман, но число новообратившихся было небольшое, русские не афишировали переход в Ислам, о новобращенных мусульманах мы узнаем только из иностранных архивах.

После того, как начались русско-турецкие войны, стали известны случаи, когда Ислам принимали русские пленные, как на добровольной основе, так и в принудительном порядке. В описании жития святого, относящемся к восемнадцатому веку, упоминается случай, когда русский пленник был насильственно обращен в Ислам.

Также отражение подробного случая есть в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», где описывается насильственное обращение русского пленника.

В тот же период времени был опубликован крымским татарином просветителем Исмаилом Гаспринским труд, которые назывался «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения». В этом сочинении впервые появился в культуре термин «русские мусульмане», под которым подразумевались в основном те люди, которые представляют мусульманские народы, являющиеся подданными Российской Империи. Сейчас термин «русские мусульмане» включает в себя не только народы, которые проживают на территории России, но являются этническими русскими, то есть те группы людей славянских и русской национальности, которые имеют этнические корни и самостоятельно обратились в Ислам.

Известные русские мусульмане прошлого

Среди известных русских мусульман необходимо выделить такого величайшего русского писателя, как Лев Николаевич Толстой, а также русского путешественника Афанасия Никитина, о котором можно посмотреть видео ниже.

Русские мусульмане в советский период

После того как 17 октября 1905 года был выпущен основной манифест, который провозгласил гражданские права и свободы, наблюдалось существенное изменение ситуации. В период с 1905 года по 1917 стало известно о ряде случаев, когда христиане переходили в Ислам. Такие случаи были зафиксированы и среди славянских крестьян, которые принимали Ислам в условиях разраставшегося ваисовского движения: русские мусульмане ваисовцы ссылались в Тобольскую губернию, и там стали активно призывать русских обращаться в Ислам, и местные православные священники были очень этим встревожены.

Когда же состоялась Октябрьская революция 1917 года, обращаться в Ислам представителям другим конфессий стало сложнее: чаще всего при Советской власти русские мусульмане стали появляться вследствие того, что славяне попадали в плен при боевых действиях и уже в плену обращались в мусульманскую веру. Русские мусульмане новообращенные массово были зафиксированы во время Афганской войны в 1979 году.

Современная русская мусульманская община

Число русских мусульман точно не определено, поскольку на основании данных переписи населения отделить этнических мусульман от новообращенных крайне сложно. По словам Али Вячеслава Полосина, в 2003 году число русских мусульман на территории России достигало десяти тысяч человек. Религиовед Силантьев утверждал в 2007 году, что не более, чем три тысячи человек — это русские, принявшие ислам за последние пятнадцать лет. Но уже в 2013 году он же утверждал, что за последние пятнадцать лет в России не более десяти тысяч славян приняли в России мусульманство.

Ислам, в современной России исповедуют десятки тысяч новообратившихся русских, среди которых немалое количество и тех, кто родился уже будучи этническим мусульманином во втором и третьем поколениях русских семей. Статистика по русским мусульманам не ведется в стране, официально говорится о нескольких тысячах новообротившихся русских, однако такие данные являются специально заниженными. На сегодняшний день количество русских мусульман превышает 50 тысяч человек, которые проживают по всей территории России, Казахстана и Украины, а также Турции и ближневосточных арабских странах.

Как считает российский исламовед Алексей Малашенко, русские мусульмане появляются по причине того, что Ислам воспринимается ими как универсальная религия, которая способна дать ответы на любые проблемы, призывающая к борьбе за справедливость.

Если же подойти к вопросу с иной точки зрения, то можно выделить несколько причин, по которым русские мусульмане принимают Ислам: это возможно по идейным причинам, по причинам семейным, а также духовными поисками истинного смысла жизни человека. По семейным причинам чаще всего веру меняют женщины, выходя замуж за мусульман. Мужчины, принявшие Ислам, потому что женятся на мусульманках, встречаются гораздо реже.

Если русские мусульмане обратились в новую мусульманскую веру в результате долгих духовных исканий, то возможно они это сделали по идейным причинам. Принятие Ислама по идейным соображениям может иметь в своих истоках антигосударственные и революционные побуждения человека – до принятия ислама многие из таких людей были членами леворадикальных и праворадикальных группировок.

Полосин

Русские мусульмане, интеллигенция проявляла к Исламу живой интерес, который был вызван интересом к восточной философии, а также к трудам Идрис-шаха и Гурджиева, мистицизму. Труды этих деятелей к Исламу имели лишь отдаленное отношение, даже к его мистическому направлению или к суфизму. Но в одном из таких кружков, который объединял любителей мистики восточного происхождения, появилась такая значительная и авторитетная в русском и славянском Исламе фигура, как Гейдар Джемаль, который родился в Москве в семье азербайджанца и русской. Джемаль оказал свое влияние и на такую авторитетную фигуру, как Али Вячеслав Полосин, который в прошлом был православным священником, а после стал автором книги «Почему я стал мусульманином?», в которой он и упоминает, какое влияние на него оказал сам Джемаль, а также его передачи «Минарет» и «Ныне», ведущим которых он был в девяностых годах.

Полосин с Джемалем познакомились лично, и это лишь усилило намерение Полосина обратиться в Ислам. Он реализовал это намерение в 1998 году, но публично этот поступок он не обнародовал, и решился на это только через год. Немного позже он стал мюридом Саида афанди Чиркейского.

Хамза Дмитрий Черноморченко — главный редактор «Голос Ислама»

Далее у Полосина началась публицистическая активная деятельность, которая был направлена на критику догматов христианства. Этнические мусульмане отнеслись к деятельности бывшего протоиерея далеко не одобрительно, особенно руководители духовных управлений. Русские мусульмане, особенно среди молодых славян мусульман, относились к Полосину с признанием его авторитета, но непререкаемым лидером интеллектуальным или духовным он считаться не может, особенно для этнических мусульман.

Вместе с переводчиком Священной Книги Коран Иман Валерией Пороховой в 2000 году Полосин объявил о том, что создают общину «Прямой путь», которая была призвана стать организацией, в которой объединятся русские мусульмане, новообратившихся в Ислам.

В течение нескольких лет Али Вячеслав Полосин активно выступал против того, чтобы русские мусульмане делились по национальности, поскольку считал, что «по национальному признаку в Исламе нельзя создавать общины, поэтому специально «русских» общин не существует, как не должно быть и специально татарских, арабских». Но со стороны этнических мусульман последовала довольно сдержанная реакция на его деятельность, и в итоге Полосин пришел к выводу, что русские мусульмане должны иметь свой путь.

НОРМ

В 2004 году несколько мусульманских групп объединились в Национальную организацию русских мусульман. Лидеры НОРМ на пресс-конференции сказали, что только в Исламе возможно духовная перспектива русских и спасение России. Одной из своих целей организация обозначила формирование русских мусульман как «субэтноса». Социологи провели исследование, в результате которого выяснили, что в данную организацию большинство русских мусульман не входят.

Современные выдающиеся русские мусульмане

Многие русские мусульмане стали выдающимися авторитетными людьми, среди них можно назвать муфтия Свердловской области Николая (Абдуль Куддус) Ашарина, муфтия Северной Осетии Сергея (Али) Евтеева, члена Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова Павла (Ахмада) Михайловича Жеребина, советского и российского культуролога, журналиста, искусствоведа и поэта Сергея (Джанната) Владимировича Маркуса, основателя портала «Голос ислама» Дмитрия (Хамза) Игоревича Черноморченко.

Резюме «Прораб», Днепр, Запорожье, Харьков. Черноморченко Дмитрий — Work.ua

Резюме от 22 сентября 2015

Прораб

Полная занятость.

Возраст:
39 лет
Город:
Каменское (Днепродзержинск)
Готов переехать в:
Днепр, Запорожье, Харьков

Соискатель указал телефон и эл.  почту.

Получить контакты этого кандидата можно на странице https://www.work.ua/resumes/3039797/


Профессиональные и другие навыки

Навыки работы с компьютером
Word Excel


Дополнительная информация

Телефон
[открыть контакты](см. выше в блоке «контактная информация»)

E-mail:
[открыть контакты](см. выше в блоке «контактная информация»)

Опыт работы прораба 4 года

Опыт работы

Начальник участка
сен 2011 — янв 2015 (3 года 5 мес)
ООО интерстрой2000
Строительство

Образование

ПГАСА (Днепропетровск)
Год окончания 2013
ПЦБ Бакалавр


Сравните свои требования и зарплату с вакансиями других компаний:

Въезд запрещен. Почему в Украину не пустили главреда «Голоса ислама» | Громадское телевидение

Главного редактора русскоязычного медиапроекта «Голос ислама» Дмитрия Хамзу Черноморченко и его брата Алексея не пустили на территорию Украины. В погранслужбе заявляют, что они не обосновали цель визита. Сам Черноморченко говорит, что истинная причина отказа — в его религиозных и политических взглядах. Находясь в спецкомнате в зоне вылета аэропорта Одессы, Черноморченко ответил на вопросы Громадского. Мы собрали всё, что известно об этой истории.

Что произошло

25 сентября днём Дмитрий и Алексей Черноморченко прибыли на погранконтроль в аэропорту Одессы. Им сообщили, что так как они приехали в страну впервые, им надо будет пройти собеседование.

«Как я понял, сначала по итогам собеседования было вынесено положительное решение. Потом нам сказали подождать, в комнату входили сотрудники, как я понял, СБУ и погранслужбы, знакомились. После нескольких часов ожидания нам вручили документ об отказе», — поясняет Черноморченко.

Документ Громадскому предоставил Дмитрий Хамза Черноморченко

Официальная причина отказа звучала так: Черноморченко не могут подтвердить цель своего пребывания на территории Украины.

Цель визита. Версия погранслужбы

«Они вели себя спокойно, но неуверенно отвечали на вопросы, консультировались друг с другом. У пограничников возникли сомнения в истинной цели визита», — сказал Громадскому пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян.

По его словам, сначала Дмитрий и Алексей сказали, что являются ITшниками. Потом пограничники выяснили, что они редактируют издание «Голос ислама».

Цель визита. Версия Черноморченко

«Я не афишировал, что являюсь редактором «Голоса Ислама», чтобы не переводить диалог в политическое русло», — говорит Дмитрий Громадскому. Он не отрицает, что сначала они представились украинским пограничникам как айтишники. Дмитрий говорит, что действительно занимается IT-бизнесом в Финляндии и в Ирландии.

Дмитрий говорит, что на самом деле ехал в Украину подавать прошение на получение гражданства. Уточняет, что документы, а также основания на это у него были.

«Моя мама родилась и проживала на территории Украины. Я должен подаваться в паспортный стол по месту будущего жительства. Мы арендовали квартиру и есть нотариально заверенное согласие хозяйки на мою прописку в этой квартире», — заявил Черноморченко.

Почему не пустили?

В Госпогранслужбе Громадскому объяснили, что Черноморченко не пустили именно из-за того, что изначально он озвучил неправдивую, по мнению ГПСУ, информацию о цели визита.  

Черноморченко говорит, что причина указанная в документе, лишь формальная.

В частной беседе, утверждает он, один из пограничников ему объяснил, что решение о недопуске пришло из отделения погранслужбы в Одессе.

Якобы там нашли в российских СМИ компрометирующую информацию о Черноморченко и прислали ссылки на эти публикации пограничникам в аэропорт.

«Вы мусульманин, вы общественный деятель, вы исламист, в Турции вы поддерживали (президента Реджепа) Эрдогана. Именно поэтому вас не пустили», — пересказал Черноморченко свой разговор с пограничником.  

Дмитрия и Алексея Черноморченко поместили в спецкомнату. Дмитрий уточняет, что у него онкологическое заболевание, а условия в комнате «спартанские»: «горячую» еду им так и не предоставили, кормили бутербродами из бортовых наборов.

Фото предоставлены Дмитрием Хамзой Черноморченко     

Чем Черноморченко занимался в России

«Голос ислама», по словам Черноморченко, — самый популярный новостной мусульманский портал в русскоязычном интернете. В начале 2016-го года Роскомнадзор заблокировал этот сайт. Причин, говорит Черноморченко, две: освещение военных конфликтов в Сирии (в частности, издание опубликовало интервью с лидером запрещенной в РФ исламистской организации «Джабхат ан Нусра», которая является ячейкой Аль-Каиды) и Украине.

Дмитрий ответил на вопросы Громадского находясь в спецкомнате аэропорта Одессы

Сам Черноморченко был вынужден уехать из России пять лет назад. До этого он преподавал в мечети «Нур-ислам» на Ямале. В 2010-м нескольких прихожан мечети российские власти обвинили в экстремизме (позже суд их оправдал). Прокуратура обвиняла «Нур-ислам» в распространении экстремистской литературы и CD/DVD-дисков. Все это вынудило Черноморченко выехать в Турцию.

Оттуда он продолжал редактировать «Голос ислама». Говорит, что его издание выступало против аннексии Крыма и войны на Донбассе.

«Не знаю, как можно прокомментировать запрет на мой въезд в Украину… человека, ведущего яркую оппозиционную деятельность против путинского режима», – говорит Черноморченко.

Почему и как мусульман не пускают в Украину

Украинский правозащитник Максим Буткевич объясняет, что есть два формальных повода не пускать человека в страну: неподтвержденная цель поездки и недостаточное финансовое обеспечение.  

«Критерии настолько размыты, что ими можно манипулировать как угодно. Часто решения о недопуске зависят от субъективного решения начальника смены на пункте погранконтроля», — объясняет Буткевич.

Статистики недопуска именно мусульман в Украину нет, так как такие случаи сложно отследить.

Украинский журналист и общественный деятель Анвар Деркач однажды стал свидетелем следующей истории: «Мусульманка Асият Абдулкаримова прилетела в Киев со своими семью детьми, чтобы просить убежища. Она об этом сказала сотруднику госпогранслужбы. Она была задержана, не допущена и отправлена назад в Каир с формулировкой: не допущена по решению компетентного органа. То есть СБУ считает, что приблизительно 40-летняя женщина и семь детей представляют опасность для Украины», — рассказал он Громадскому.

Анвар Деркач подчеркивает, что иногда украинские власти поступают нелогично: «В Украине постоянно живут люди из России, которые ведут вооруженную борьбу с российской властью. Есть такая организация «Имарат Кавказ» — она признана террористической многими государствами. Но те, кто воевал против России, живут в Украине. Это не очень афишируется, но это факт. Сейчас не пустили оппозиционера-мусульманина в Украину. Казалось бы, кто более опасен: журналист или люди, которые с оружием в руках воевали? Ответ очевиден».

Российскому оппозиционному журналисту-мусульманину отказано во въезде в Украину

25 сентября Украина отказала во въезде главному редактору информационного сайта «Голос ислама» Дмитрию Хамзе Черноморченко и его брату Алексею.

Пограничники утверждают, что братьям отказали, потому что они не назвали цель визита. Но Дмитрий Черноморченко считает, что настоящей причиной стали его политические и религиозные убеждения.

Пять лет назад Черноморченко бежал из России и переехал в Турцию.Там он поддерживал президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и выступал против российского авантюризма на Украине, мнение, которое он выразил на «Голосе ислама».

Находясь в зоне вылета Одесского аэропорта, Черноморченко рассказал Громадскому о своем затруднительном положении.

Что случилось?

Дмитрий и Алексей Черноморченко прибыли в зону пограничного контроля аэропорта Одесса 25 сентября. Там им сообщили, что им необходимо пройти собеседование, так как это их первый визит в страну.

«Как я понял, после допроса решение [охранников] было положительным. Потом нам сказали немного подождать. Вскоре в комнату вошли люди из СБУ и погранслужбы и представились. После нескольких часов ожидания мы получили документ о том, что нам отказано [во въезде]», — сказал Черноморченко.

Официальная причина заключалась в том, что братья не смогли «доказать цель своего визита в Украину».

Сторона истории пограничников

«Они были спокойны, но на вопросы отвечали нерешительно, советовались друг с другом», — сообщил Громадскому пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян. «Пограничники выразили сомнения относительно истинной цели своего визита в Украину».

По словам Слободяна, сначала Дмитрий и Алексей сказали, что они IT-специалисты. Потом пограничники узнали, что они редактируют «Голос ислама».

Сторона истории Черноморченко

«Я не афишировал, что являюсь редактором «Голоса ислама», потому что не хотел превращать разговор в политику, — говорит Дмитрий Черноморченко.Он не отрицает тот факт, что поначалу братья заявили пограничникам, что они IT-специалисты. Он говорит, что это потому, что он также работает в ИТ-бизнесе в Финляндии и Ирландии.

Черноморченко говорит, что добивается украинского гражданства. Это и было настоящей целью его визита, и он считает, что у него были все необходимые документы и основания для ее получения.

«Моя мама родилась и жила в Украине», сказал он. «Я должен подать документы в паспортную службу по месту моего будущего жительства.Мы сняли квартиру и у нас есть нотариально заверенная форма о том, что моя квартирная хозяйка дает согласие на мою прописку в этой квартире».

Почему им отказали?

В Госпогранслужбе говорят, что Черноморченко отказали, потому что заявленная цель визита не соответствовала действительности. Однако Дмитрий Черноморченко утверждает, что причина отказа во въезде, указанная в полученном ими документе, является лишь формальностью.

Фото: Дмитрий Черноморченко

Вернее, он утверждает, что один из пограничников сообщил ему в частной беседе, что они получили приказ отказать братьям от Одесского отделения Погранслужбы.Сообщается, что Пограничная служба приняла решение на основании компрометирующих материалов о Дмитрии Черноморченко, найденных в Интернете.

«Вы мусульманин, вы общественный деятель, вы исламист, в Турции вы поддерживали [президента Реджепа Тайипа] Эрдогана — поэтому вам отказали во въезде в Украину», — Черноморченко рассказал пограничник его.

Фото: Дмитрий Черноморченко

Двух братьев поместили в камеру ожидания в аэропорту.Дмитрий отмечает, что у него рак и что условия в комнате были спартанскими. Горячей пищей их никто не снабжал; они получали только бутерброды от бортового питания.

Деятельность Черноморченко в России

По словам Дмитрия Черноморченко, «Голос ислама» — самый популярный мусульманский новостной портал среди русскоязычных пользователей Интернета. Однако в начале 2016 года российский орган по надзору за коммуникациями Роскомнадзор заблокировал сайт. По словам Черноморченко, этот шаг был мотивирован освещением «Голосом ислама» гражданской войны в Сирии и войны на Украине.В частности, на сайте было опубликовано интервью с лидером исламской террористической организации «Джабхат ан-Нусра» — ответвления запрещенной в РФ «Аль-Каиды».

Пять лет назад Черноморченко был вынужден покинуть Россию. Ранее он работал учителем в мечети Нур-Ислам на севере России, на Ямале. Затем, в 2010 году, российские власти обвинили нескольких сотрудников мечети в экстремизме. Хотя впоследствии суд оправдал этих людей, прокуратура обвинила «Нур-Ислам» в распространении экстремистской литературы на компакт-дисках и DVD-дисках.В результате Черноморченко сбежал в Турцию.

Там он продолжал редактировать «Голос ислама». Он говорит, что издание высказалось против аннексии Крыма и войны на востоке Украины.

«Я не знаю, что сказать о моем запрете на въезд… для человека, причастного к оппозиционной деятельности против путинского режима», — сказал Черноморченко.

Скольким мусульманам отказано во въезде в Украину? И почему?

Украинский правозащитник Максим Буткевич говорит, что есть две формальные причины для отказа во въезде в страну: неподтвержденная цель визита или нехватка финансовых средств.

«Критерии настолько размыты, что ими можно манипулировать как угодно», — сказал Буткевич. «Очень часто решения об отказе во въезде зависят от субъективного мнения старшего офицера, работающего в данный момент на пункте пограничного контроля».

Статистика отказов во въезде мусульманам отсутствует, так как такие случаи сложно отследить. Но есть красноречивые неофициальные свидетельства.

Анвар Деркач, украинский журналист и активист, рассказал следующую историю: Мусульманка по имени Асият Абдулкаримова приехала в Киев с семью детьми в поисках убежища.Она сообщила сотруднику Государственной пограничной службы о цели своего визита. Но ее арестовали, отказали во въезде и депортировали обратно в Египет «по решению компетентных органов».

«Иными словами, Служба безопасности Украины считает, что женщина 40 лет, имеющая семерых детей, представляет опасность для Украины», — сказал Деркач.

Он подчеркивает, что власть не всегда ведет себя логично. «Есть много людей, которые проживают в Украине на постоянной основе и борются против российской власти», — говорит .Например, «Имарат Кавказ» признан террористической организацией во многих странах.

«Но те, кто воевал против России [в Имарате Кавказ], живут здесь, на Украине. Это не афишируется, но это факт», — сказал Деркач. «В последнее время мусульманам отказывают во въезде в Украину. Отсюда вопрос: кто опаснее? Журналист или люди, воевавшие с оружием в руках? Ответ очевиден».

/Перевод Ольги Кучмагры

90 000 мусульман из России сейчас живут в Турции против Москвы, но не за ИГИЛ – OpEd – Eurasia Review

Растущее число мусульман из Российской Федерации в настоящее время проживает в Турции на более или менее постоянной основе, и эта община, численность которой оценивается от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч, готова защищать Турцию от России но тесно не связан с ИГИЛ.

Диана Алиева из Кавказского узла и Ольга Ившина из Би-би-си поговорили с некоторыми лидерами этой новой диаспоры, а также с экспертами, которые пытались за ней следить (bbc.com/russian/international/2015/12/151218_muhajirs_islam_russia_turkey ?ocid=ssitocialflow_facebook).

Дмитрий Черноморченко, редактирующий сайт «Голос ислама» из Стамбула, куда он эмигрировал в 2012 году, говорит, что «сейчас мусульмане не уезжают из России, а эвакуируются» из-за разного рода давления на мусульман в этой стране, учитывая, что русские не различать мусульман и террористов.

Мусульмане, приехавшие из России в Турцию, называют себя «мухаджиры», что в переводе с арабского означает «переселенцы». Они уехали из России по многим причинам, но в основном из-за репрессий. Будучи геологом, он постоянно сталкивался с вопросами о своей религиозной вере из-за своей бороды, но «геологи всегда носят бороды», — говорит он.

К сожалению, проблемы мусульман из России не закончились с приездом в Турцию. ФСБ регулярно присылает списки таких людей, утверждая, что они связаны с экстремистами, и по условиям двустороннего соглашения Анкара выдает их, хотя статистика показывает, что немногие из них связаны с ИГИЛ.

Гумер Исаев, директор Стамбульского института российских исследований, говорит, что большая ошибка думать, что все или даже большая часть мусульман из России в Турции заинтересованы в поддержке ИГИЛ. Некоторые могут быть, но они составляют очень небольшую долю. Большинство просто хотят жить и исповедовать свою религию, не подвергаясь чьему-либо угнетению.

С ним согласен и специалист по исламским обществам Московского института этнологии и антропологии Ахмет Ярлыкапов. По его словам, главная цель моджахеров «жить в мусульманской стране.Некоторые считают Турцию идеальной моделью; немного Египта периода Мурси; и часть Сирии, контролируемая оппозицией Башару Асаду».

«Даже те люди, которые сейчас воюют в Сирии, — говорит Ярлыкапов, — уехали туда жить» в мусульманском обществе. То, что они сражаются, просто означает, что один теперь требует другого, а не то, что они обязательно пошли воевать с самого начала.

Алиева и Ишина говорят, что «некоторые «моджахиры», иммигрировавшие в Турцию, продолжают участвовать в русскоязычных исламских сайтах, поднимать вопросы прав человека и выступать на конференциях», хотя большинство просто пытается жить в тихий путь.

Один из активистов, Салман Север, рассказывает им, что помимо сотрудничества друг с другом у многих мухаджиров также есть «плодотворные контакты с украинскими коллегами», потому что «общий настрой мухаджиров сейчас таков, что «мы готовы защищать Турция от России» и использовать военный опыт, полученный ими в русской армии или в боях против Москвы за Турцию.

Сколько именно мусульман из России сейчас в Турции, сказать сложно. Точных статистических данных нет, и оценки колеблются от нескольких тысяч до «десятков тысяч».Большинство из них прибыли совсем недавно, причем самый большой всплеск произошел между 2011 и 2012 годами. Среди них татары, башкиры, выходцы с Кавказа и этнические русские, принявшие ислам.

Салман отмечает, что «в России запрещены многие джамааты, даже если они не имеют никакого отношения к ИГИЛ или теологической платформе, на которой стоит ИГИЛ. Силовики продолжают закручивать гайки и пресекать любую активность ислама». Это порождает недовольство и там «поток моджахеров усилится.

(PDF) Взаимодействие солей Pb2+ и Zn2+ с глинистыми минералами**

Московский государственный университет им. ZnCl2 и Pb(Ch4COO)2-МГУ. Образцы насыщенных смектитов и каолинитов ZnCl2 и Pb(Ch4COO)2-

сравнивали

с соответствующими исходными природными минералами. Насыщенные солью минералы глины

получали насыщением 10 г образцов в 200

мл 1 н. раствора соответствующей соли. Суспензию

встряхивали на ротаторе в течение 6 ч, затем отфильтровывали осадок

(серия опытов 1 — насыщение).Препараты

серии 1 подвергали диализу в опыте — серия 2.

Электронный микроскоп «Tesla BS-613» (ускорение

напряжение — 80 кВ) использовали для просвечивающей микро-

фотосъемки и электронной микродифракции природных

образцы глинистых минералов и их модифицированных форм.

Препараты для электронной микроскопии готовили суспензионным методом

с использованием дистиллированной воды в качестве дисперсионной среды,

коллодия в качестве носителя.Увеличение электронно-прозрачных изображений

составляло 10000. Для получения дифракционных следов образцов минералов глины

использовали универсальный рентгеновский дифрактометр HZG-4A

(Carl Zeiss Jena, Германия) с KaCu-мишенью

и Использовали Ni-фильтр. Режим его работы был

следующим: напряжение на трубке 40 кВ, анодный ток 30 мА

и скорость вращения гониометра 2°мин-1. Рентгеновские

дифракционные следы сняты с ориентированных образцов

, нанесенных на покровные стекла.Для уточнения деталей строения минералов глины

образцы были насыщены катионами К+

по методу Уивера (Weaver, 1958) и катионами Li+

по методу Грина-Келли (Green-Kelly, 1953). Валовое содержание Zn и Pb определяли на анализаторе ORTEC

TEFA-III (Савичев, Сорокин, 2002). Для получения сопоставимых данных

обменные катионы во всех образцах глины

определяли модифицированным методом Пфейффера,

позволяющим учесть влияние растворимых солей

(Руководство по лабораторным методам изучения солей-иона

Состав нейтральных и щелочных минеральных почв, 1990).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Просвечивающая электронная микроскопия (ПЭМ) исследования образцов смектита, насыщенных 1 н. непроницаемые скопления «склеенных» кристаллитов смектита (рис. 1а).

Кристаллы новообразования электронно-прозрачные, таблитчатые

и шестиугольные, короткопризматической формы с четкими краями.

Исходный смектит представляет собой облачкообразный конгломерат

мелких неправильно ориентированных волокнистых кристаллитов размером 0,15-0,40 х

0,015-0,035 мм (Чухров, 1992). На ПЭМ-изображении

исследованного кристалла новообразования отчетливо видно, что не полностью структурированные

и нечетко прилегающие грани одного из

ребер вертикального шестиугольника состоят из непрозрачных частиц смектита

, которые не полностью преобразованы. Электронная микро-

дифракция центральной части кристалла дает точечную картину

, что свидетельствует о монокристаллическом характере этих новообразований.«Не полностью структурированный фрагмент» кристалла

характеризуется менее симметричной электронограммой

. Кристаллы новообразования с существенно нарушенной структурой

, гексагональной формы, дают переходные (от

точечных к круговым) электронограммы. Образцы

исходного необработанного смектита и насыщенного Pb(Ch4COO)2 смектита

дают круговые электронограммы как

в целом (Харитонова и др., 2002).

Средние параметры решетки монокристаллов новой фазы

в пределах точности наблюдения составляют: ‘a0’=

0,521±0,008 нм, ‘b0’ = 0,893±0,008 нм, угол b»100°.

Они совпадают с соответствующими смектитовыми параметрами «а0» =

0,517 нм, «b0» = 0,897 нм, угол b»99°54’ (Чухров и

Смольянинова, 1992). Не полностью структурированный

фрагмент монокристалла характеризуется теми же

значениями «а0» и «b0», но угол b значительно больше и

равен 110°.Рефлекс 0,334 нм отсутствует в исходном смектите

, но присутствует на электронограммах монокристаллов

и не полностью структурированного фрагмента.

Этот рефлекс можно рассматривать как показатель слюдоподобной

структуры, свойственной монокристаллам в целом.

Одним из серьезных недостатков электронного микроскопа Tesla BS-613

является то, что он не дает 00lбазальных отражений

от плоскостей, параллельных слоям.Для получения 00lбазальных

рефлексов были получены рентгеновские дифрактограммы Pb(Ch4COO)2-

насыщенного смектита. По сравнению с исходным смектитом

рентгенодифракционные рефлексы насыщенного смектита Pb(Ch4COO)2-

были слабой интенсивности, где отчетливо выделялись рефлексы 0,981 и

1,298 нм (рис. 2). Близкие

значения расстояния 0,96 и 1,24 нм для Na-смектита были

, о которых сообщают Moor and Hower (1986), где 0,96 нм

соответствовали дегидратированной фазе Na-смектита и 1.24

нм соответствует гидратированной фазе Na-смектита с одной

молекулярной воды. Рефлекс 0,481 нм, что соответствует 002

рефлексам обезвоженного межслоевого расстояния (d = 0,96 нм),

получен на точечной электронограмме «не

полностью структурированного фрагмента» кристалла и на круглой

разрез переходных структур кристаллов новой фазы с

нарушенной структурой.

Рентгеноструктурный анализ для уточнения структурных деталей исходного смектита

показывает, что его можно отнести к категории

низкозаряженных смектитов, при этом заряд

преимущественно сосредоточен в тетраэдрическом слое.Насыщение смектита

К+ приводит лишь к незначительной усадке решетки

набухающего минерала до 1,0 нм, при этом основной пик

составляет 1,2 нм. Как отмечает Вивер (Weaver, 1958),

только высокозарядные смектиты имеют основной пик 1,0 нм

после насыщения К+. Преимущественная локализация заряда

в тетраэдрическом слое подтверждается реакцией Грина-Келли

(Green-Kelly, 1953). Нагрев насыщенного Li+-

образца в течение 12 ч при 300°С не влияет на расширение решетки

до 1.7 нм при сольватации минерала парами этиленгликоля

.

Энергия взаимодействия между межслоевыми катионами и

слоями смектита может быть выражена следующим образом:

232 Г.В. ХАРИТОНОВА и др.

Видео, на котором американский солдат стреляет в Коран, ФАЛЬСИФИЦИРОВАНО «фабрикой троллей» Владимира Путина

Интернет-кадр, предположительно показывающий, как американский солдат стреляет в Коран, было сделано про-Владимиром Путиным «фабрикой интернет-троллей», утверждает новое расследование.

Глубоко шокирующее видео изображает сквернословящего боевика в американской форме, который целится и проделывает дыры в мусульманской священной книге.

Оно было опубликовано в сентябре прошлого года, в годовщину терактов 11 сентября, и быстро распространилось на сайтах в России и США.

«Я собираюсь пристрелить этого ублюдка», — сказал солдат со звездами и полосами США на боевой форме в засушливой зоне военных действий.

Прокрутите вниз, чтобы увидеть видео : На видео показан боевик в американской форме, который целится и пробивает дыры в мусульманской священной книге (на фото).

Неоднократно ругаясь с фальшивым американским акцентом, стрелок стреляет в книгу тремя пулями из полуавтоматической Сайги 410.

Спустя шесть месяцев после того, как он впервые появился в сети, расследование Русской службы Би-би-си показало, что кадры, далекие от реального американского солдата, были сделаны санкт-петербургским пропагандистским заводом.

Это рассматривается как грубая антиамериканская постановка теневой армии интернет-воинов, развернутых для поддержки Кремля.

Фабрика троллей печально известна тем, что ведет информационную войну в поддержку Путина и его политики внутри страны и за рубежом, включая его захват Крыма у Украины, и его спорную поддержку режима Асада в Сирии.

Старый: Расследование Би-би-си в России заявило, что солдат (на фото актер в видео) Propper BDU Пустынный камуфляж вышел из употребления в начале этого десятилетия

Подделка: Подозреваемый солдат (на фото мужчина, актер) на видео неоднократно ругается с фальшивым американским акцентом, прежде чем выстрелить в книгу тремя пулями из полуавтоматической Сайги 410

Армии троллей платят 40 000 рублей в месяц — около 407 фунтов стерлингов — за размещение антизападных комментариев в блогах и на сайтах в России и мире.

«Скорее всего, эти кадры действительно были сняты на знаменитой «фабрике интернет-троллей» в Санкт-Петербурге», — говорится в сообщении BBC Russian.

Голос героя изменен на более афроамериканский. Но стандартные табуированные слова и лингвистические ошибки не могут быть исправлены компьютером

Следствие утверждает, что «солдатский» камуфляж Propper BDU Desert вышел из употребления в начале этого десятилетия.

«Дёшево можно купить в магазине российской военной формы «Военторг», — говорится в сообщении.

‘Вместо военного шлема на мужчине надет шлем Ops-Core FAST Base Jump для тренировок и экстремальных видов спорта.

‘Можно купить в интернет-магазинах. Вместо бронежилета используется перепончатое снаряжение, которое опять же можно купить в «Военторге» вместе с куфией Mil-Tec.

Далее в сообщении говорилось: «Голос героя был изменен, чтобы сделать его более афроамериканским. Но стандартные табуированные слова и лингвистические ошибки не могут быть исправлены компьютером».

Первоначальная публикация была размещена на YouTube-аккаунте, владелец которого, как утверждается, работает в московской школе № 58.

«Промывание мозгов»: «Фабрика троллей» печально известна тем, что ведет информационную войну в поддержку Путина и его политики внутри страны и за рубежом (слева, Коран, в которого стрелял подозреваемый солдат, и целая копия священной книги, справа)

«Вот что на его странице в Google+ указано, что это связано с учетной записью YouTube».

Его якобы зовут Майаис Джонсон, но утверждается, что такого человека не существует.

Несмотря на это, около 50 человек носят это имя в Google+, и многие из них — какое совпадение — работают еще и в московских школах.

‘Их счета пусты. Вероятно, они были созданы только для того, чтобы лайкать видео на YouTube».

Напротив, оружие «Сайгак» и Коран подлинные, говорится в отчете.

Это издание Корана доступно онлайн в России за 650 рублей или 6,65 фунтов стерлингов.

Видео было размещено 11 сентября 2015 года в анонимном твиттер-аккаунте ComradZampolit, а также в аккаунте Вестник Петербурга, сообщает BBC Russian.

Последний ссылается на газету «Невские новости», созданную людьми, близкими к прокремлевскому бизнесмену Евгению Пригожину, который считается руководящей рукой фабрики троллей.

Пригожин отказался от комментариев Би-би-си.

Анонимная статья в другом издании стремилась разжечь антиамериканское мусульманское возмущение по поводу фильма.

«Такое поведение американских солдат, вероятно, не оценит президент (в основном исламской) Чеченской Республики Рамзан Кадыров», — говорится в сообщении.

Вскоре после этого соратник Кадырова, считающийся одним из ближайших сторонников Путина, написал в Instagram: «Такие вещи не прощаются в исламе».

Штаб: В инстаграме фейкового солдата был указан геотег Санкт-Петербург, улица Савушкина, 55 (на фото) — адрес «фабрики троллей» .

Его фотография была размещена в Instagram с геотегом Санкт-Петербург, улица Савушкина, 55 — адрес «фабрики троллей», сообщается.

Считается, что он бармен и друг женщины, работающей на заводе троллей.

Главный редактор сайта «Голос ислама» Дмитрий Черноморченко заявил Би-би-си, что не удивлен, что видео могло быть создано по адресу улица Савушкина, 55.

«Российская пропагандистская машина заставляет нас думать, что весь западный мир против любых традиционных ценностей», — сказал он.

СМИ «пестрят новостями о притесняемых мусульманах в ЕС и США, следящих за ними спецслужбах и нетерпимости местных жителей».

Он предупредил: «Представлены какие-то фейки — как это видео со стрельбой по Корану».

При этом СМИ в России «молчат о нашем собственном мусульманском народе, когда десятки, если не сотни из них страдают от фальшивых уголовных расследований».

Других «сажают в тюрьму за чтение книг и разговоры о религии на кухне».

Некоторых «пытали, похищали и убивали».

Информаторы, работавшие на заводе троллей, рассказали, как он работает.

Стрелок: Русская служба Би-би-си утверждает, что обнаружила человека (на фото), похожего на «солдата», изображенного на видео.

Обновлено: 08.01.2022 — 07:50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *